Образ женщины в древнегреческой литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:17, доклад

Описание работы

В главе «Общие выводы. Исхомах» говорится о выводах, к которым пришли Критобул и Сократ в результате спора о том, как следует вести хозяйство и какое занятие следует положить в основу всей деятельности человека. Далее, для закрепления своей позиции, Сократ рассказывает историю о том, как он, «чтобы изучить также и людей, носящих это великое имя «прекрасный и хороший», узнать, что они делают, почему удостоиваются этого названия»( Xen. Oecon .VI. 14), знакомиться с Исхомахом, которого «и мужчины, и женщины, и иностранцы, и горожане » (Xen. Oecon .VI. 17) называют «прекрасным и хорошим». В последующих главах, именно на основе беседы с Исхомахом, Сократ опишет идеальную модель ведения хозяйства, а также покажет идеальный образ женщины того времени, прототипом, которого станет жена Исхомаха.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 52.74 Кб (Скачать файл)

Воспитание  женщины.

Прежде  чем стать хорошей женой и  матерью, женщина сама проходила  незавидную школу – воспитание в  родительском доме. Здесь девушка проживала в довольно «замкнутом мире гинекея, женской части дома»33. Все её окружение составляли лишь рабыни, сестры (если таковые были) и, конечно, заботливая мать. Женщины, как правило, не получали никакого другого образования, кроме того, которое было необходимо им, как будущим женам. Очевидно, что значительное внимание при выборе будущей жены, уделялось именно воспитанию девушки. В Домострое Ихомах, говоря о своей жене, вспоминает и о качествах, присущих ей до замужества. «Ей не было еще и пятнадцати лет, а до этого она жила под строгим присмотром…»34. С раннего возраста, девушка должна была стать помощницей в доме, приученной к труду и ведению хозяйства.

Пока  же дома, пусть своих родных братьев

Едою  вкусной хорошо всегда кормит!35

Ей должно свойственно послушание и умеренность во всем. Исхомах говорит: «Что касается еды, Сократ, она была уже превосходно приучена к умеренности, когда пришла ко мне: а это, мне кажется, самая важная наука как для мужчины, так и для женщины»36. Отсюда можно заключить, что основной идеологии ведения домашнего хозяйства в Древней Греции было присуще сохранение и приумножение имеющегося богатства, чему способствовала экономия и умеренность во всем, более прочего в еде. Этот пример наиболее ярко показывает представление древнегреческого мужчины о главных качествах, которыми  должна обладать его будущая жена.

   Отдельно  стоит упомянуть о, пожалуй, очевидном факте, «женщина не выбирает себе мужа и большей частью даже не знает до брака своего будущего супруга». 37 Как правило, этим вопросом занимался отец, брат или другой ближайший родственник.

 Ей, боги, безупречно жизнь прожить дайте,

Пусть мужа ей найдут, чтоб был богат и  знатен;38

Средний возраст девушки при вступлении в брак 12-15 лет. Естественно, что главные знания о том, как себя следует вести в браке, девушка получала от матери. Это мы можем подтвердить словами жены Исхомаха: «Все в твоих руках, а мое дело, как сказала мать, быть разумной»39.

  Но  здесь стоит сделать одну оговорку, поскольку все древние источники  описывали в основном  жизнь  привилегированного сословия, то мы можем  говорить лишь о воспитании девушек в высших слоях общества. О более простых девушках, из семей ремесленников, крестьян и т.д., как такового представления мы не имеем. Можно сказать лишь о том, что воспитание этих девушек было не настолько строгим и по большей части «происходило на улице»40.

  Полисные  же традиции регламентировали права  женщин на образование. Круг этих прав весьма ограничен. В Афинах девочка  знакомилась с домоводством, с  женскими ремеслами: прядением, ткачеством. Однако, по мнению Плутарха, воспитание женщины должно было быть «широким и разносторонним: в круг женского образования должны входить и философия и математика»41  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Итак, изучив образ жизни древнегреческой  женщины, её положение в семье  и обществе, можно сказать, что  по современным меркам, роль женщины в древнегреческом обществе была значительно, по сравнению с ролью мужчины, принижена. Но вопрос

     В «Истории» Фукидид приводит речь Перикла, где есть такие строки: «Наивысшей похвалой для вас будет, если вы не потеряете присущей вам женственной  природы как супруги и гражданки, и та женщина заслуживает величайшего  уважения, о которой меньше всего  говорят среди мужчин, в порицание  или в похвалу». [Thycid. II.34.6]

     Несколько иначе складывались внебрачные отношения  мужчины и женщины. Никакими правилами, ни даже «неписанными», этот род взаимоотношений  не ограничивался. В ходе исследования этой сферы жизни, перед нами возник истинный портрет древнегреческой  женщины, ее чувства, ее натура, ее стремления и желания. Гречанки, как и современные  женщины, наделены вероломством, проявляющемся в женском характере, когда требуется достичь своей цели − завоевать мужчину. Мы видим самоотверженную любовницу, готовую пожертвовать ради возлюбленного жизнью своих земляков. Часто, по свидетельству исследователей, такого рода отношения заканчивались трагически: оказавшись в тупике, в ловушке своих чувств, женщина заканчивала жизнь самоубийством. Нередко такие глубокие чувства вызывали у свидетелей удивление и даже своего рода почтение. Почтение вызывала неординарность способов проявления чувств, поступков, сам факт неподчинения никаким правилам; почтение заставляло древнегреческих поэтов избирать подобные образы и их судьбы прототипами для своих художественных произведений.  

Информация о работе Образ женщины в древнегреческой литературе