Образ женщины в древнегреческой литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:17, доклад

Описание работы

В главе «Общие выводы. Исхомах» говорится о выводах, к которым пришли Критобул и Сократ в результате спора о том, как следует вести хозяйство и какое занятие следует положить в основу всей деятельности человека. Далее, для закрепления своей позиции, Сократ рассказывает историю о том, как он, «чтобы изучить также и людей, носящих это великое имя «прекрасный и хороший», узнать, что они делают, почему удостоиваются этого названия»( Xen. Oecon .VI. 14), знакомиться с Исхомахом, которого «и мужчины, и женщины, и иностранцы, и горожане » (Xen. Oecon .VI. 17) называют «прекрасным и хорошим». В последующих главах, именно на основе беседы с Исхомахом, Сократ опишет идеальную модель ведения хозяйства, а также покажет идеальный образ женщины того времени, прототипом, которого станет жена Исхомаха.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 52.74 Кб (Скачать файл)

Но конечно  же в греческом обществе не обходилось и без исключений. В Афинах классической эпохи в значительной мере было развито  «сожительство».17 Так известная Аспасия, была сожительнице Перикла. Она была красива, умна и, что довольно необычно, хорошо образована. Впрочем, женщины, добившиеся исключительного положения в обществе, страдали так же, как и благочестивые гречанки, а может и более.

2. Женщина в замужестве

2.1  Взаимоотношения  супругов в древнегреческом  обществе.

     Особого внимания, помимо положения женщины  в древнегреческом обществе, заслуживают  взаимоотношения между супругами. Вед как говорил Аристотель: «Наука о домохозяйстве предполагает три  элемента: во-первых, власть господина  по отношению к рабам.; во-вторых отношение отца к детям; в-третьих  отношение мужа к жене».(Аристотель. Политика I. V. 1). Поэтому хотелось бы посмотреть на этот вопрос с точки зрения древнегреческого мужчины. Для этого нам следует обратиться к Домострою Ксенофонта, где мы можем ознакомиться с отношением Исхомаха к месту женщины в доме мужа. Здесь он неоднократно подчеркивает природные различия мужчины и женщины, говоря о потребности супругов друг в друге, тем самым объясняя необходимость самих брачных отношений. «Так как оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны, то по этой причине они тем более нуждаются друг в друге, и эта пара бывает тем полезнее для себя, что один силен в том, в чем слаб другой». (Xen. Oecon. VII. 28)

     Однако  не стоит забывать, что немаловажную роль играли индивидуальные качества женщины. Не каждая женщина была от природы послушна, трудолюбива и заботлива, не каждая стремилась к активному занятию домашними делами и сохранению порядка в доме. Об этом в своей женоненавистнической поэме нам говорит Семонид Аморгский, разделяя женщин на 10 типов и уподобляя их темпераменту 10 животных. По мнению Семонида Аморгского лучшей женой для мужчины является женщина, имеющая характер пчелы. Она всегда занята делом и у нее нет времени на посторонние занятия.

     И не охотница сидеть в кругу подруг,

     За  непристойными беседами, следя.

     Вот лучшая из жен, которых даровал

     Мужчинам  Зевс - отец на благо. Вот их цвет.

     А прочие – увы! – по промыслу его

     И были бедствием, и будут для мужей. (Fem. Amorg. Femen.)

     Таким образом, Семонид Аморгский говорит  о том, как важен для мужчины  правильный выбор женщины, и одновременно он дает представление о том, каким  должен быть этот выбор, тем самым, указывая на идеал женщины той эпохи.

     Приходя в  дом мужа, женщина находилась во власти  господина, он решал: будет  ли жена его другом или рабыней, хозяйкой в его доме или главной среди  слуг. Существуют разные мнения по этому вопросу, одни считают, что женщина в доме мужа имела столько же прав, сколько и рабыня, а может и меньше. Отчасти это так. «Для афинянина его жена лишь первая среди его служанок».18Всю свою жизнь женщина проводили на женской половине дома (гинекее). Главным ее занятием было ведение домашнего хозяйства, ткачество и шитье. Женщина не могла выйти на улицу без сопровождения, её лицо должно было быть закрыто, она не должна была привлекать внимания, в противном случае её бы ждало публичное осуждение. Женщина должна была быть скромна, спокойна и послушна. Исхомах так говорит о послушании женщины: «…она высказала очень высокий ум, когда она по первому слову моему сейчас же послушалась меня».19 То есть, заметим, что ум жены для её мужа проявлялся в послушании, и это действительно указывает на отсутствие равенства между супругами. Но, даже в современном мире признание послушания мужчиной – не так уж почетно!

Другие, напротив, считают, что женщина в доме мужа, была полноправной хозяйкой, здесь она пользовалась неограниченной властью и авторитетом. Она распоряжалась относительно домашних дел, давая указания слугам, она же занималась распределением имущества. Более подробно этому будет уделено внимание в следующей главе «Домашние заботы». Отношение же мужа к жене было не столь принижено. С момента прихода в дом мужа, жена несла ответственность за семейное благополучное, теперь она должна была думать не только о себе, но и о своем супруге.( «… и ей учиться тому, что полезнее всего для нас обоих…»( Xen. Oecon. VII. 7))Муж доверял жене не только заботу о доме и хозяйстве, но также распоряжение домашним имуществом и конечно заботу о себе, что являлось немаловажным признаком уважения и признания определенного рода прав женщины. Продолжает же Исхомах, рассуждая об основных задачах, поставленных перед супругами такими словами:«Разумные муж и жена должны поступать так, чтобы и наличное свое имущество сохранять возможно в лучшем состоянии, и прибавлять как можно больше нового имущества хорошими, честными средствами»20. Это указывает на то, как важно было согласие в семейных отношениях, а согласие уже предполагает некое равенство интересов. Чего просто не могло быть между рабом и господином.

Также хотелось бы привести слова Аристотеля: «Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью царя»( Аристотель. Политика. I. V. 2).  Отсюда можно заключить, что отношения господина к рабу и мужа к жене значительно отличаются и не могут быть приравнены.

Очевидно, что смысл присутствует и в той и в другой позиции. В связи с этим, позволю себе выдвинуть предположение. Возможно, что положение женщины в древнегреческом обществе не было таким уж приниженным, просто оно было отличным от современного представления о роли женщины в семье и обществе. Тем самым, представляется возможным, что именно статус хозяйки дома, наличие большого количества собственных слуг, содержание её мужем и т.д. – все это являлось наиболее желаемым будущим древнегреческой девушки, а так же счастливой жизнью для древнегреческой женщины.

Здесь же следует уделить внимание главному предназначению женщины. Главным же предназначением женщины во все времена считалось рождение и воспитание детей. «Тело женщины бог создал менее способным» (Xen. Oecon .VII. 23), чтобы перенести «холод и жар, путешествия и военные походы» (Xen. Oecon .VII. 24), «в женщину он вложил способность кормить детей и назначил ей эту обязанность, он наделил её и большей любовью к новорожденным младенцам, чем мужчину».( Xen. Oecon .VII. 24)  Здесь Исхомах говорит о задатках женщины, как матери, он учитывает не только физиологические особенности женщины, но и духовные, которые позже будут названы «материнским инстинктом». Однако Исхомах в поучении своей жене говорит: «…это наше общее благо – заручиться как можно лучшими помощниками и кормильцами на старость».21 Таким образом, мы приходим к выводу, что мужчина также участвовал в воспитании детей. Однако это участие проявлялась скорее в обеспечении ребенка материальными благами на раннем этапе, а так же в устройстве его дальнейшей жизни, вне родительского дома. В раннем же возрасте, ребенок был окружен заботой матери, хотя как мы можем вспомнить из мифов и истории, как правило мать проявляла свою заботу даже после ухода ребенка из родительского дома

Говоря  о женщине, как природном объекте  обаяния, следует подчеркнуть, что  в древнегреческой литературе мало внимания уделяется красоте смертных женщин. Напрашивается вывод о  том, что красота женщины просто не имела значения для её мужа. Однако, у Ксенофонта мы сталкиваемся с поучением  Исхомаха жене о внешнем облике женщины. Здесь он выражает приверженность естественной женской красоте, высказываясь по этому  вопросу так: «…меньше люблю цвет белил и румян, чем твой собственный»( Xen. Oecon .X. 7 ).  Женщина по Ксенофонту, которая «по сравнению со служанкой, и опрятнее и одета более к лицу»( Xen. Oecon .X. 12), всего лишь должна выглядеть достойно, сочетая это с искренним желанием «угодить мужу» ( Xen. Oecon .X. 12).

2.2  Домашние заботы.

Отдельно  стоит уделить внимание роли женщины, как хозяйки дома. Это немного  отлично от роли хранительницы очага. Здесь её главной задачей было сохранение всех материальных ценностей,   Женщина в доме мужа являлась «блюстительницей законов над всем находящимся в доме»22,

В Домострое  Ксенофонта мы можем найти сравнение  домашних обязанностей женщины с  «обязанностями пчелиной матки»23. Исхомах описывает последнюю так: «Она, сидя в улье, не дает пчелам быть в праздности <…> что из них приносит, она это знает, принимает и хранит, пока не понадобиться употреблять это. Она смотрит также за постройкой сотов в улье, чтобы они строились правильно и быстро, и заботиться о вскормлении нарождающегося потомства»24. Отсюда следует выделить несколько основных занятий женщины в управлении домашними делами:

  1. Следить за выполнением домашних дел слугами, отдача распоряжений по тем или иным делам в доме, контролируя их работу и результат работы.
  2. Хранение и распределение припасов. (Конечно, тебе надо будет сидеть дома:… принимать то, что приносят в дом: что из этого надо тратить, ты должна распределять, а что надо оставить про запас, о том должна заботиться и смотреть, чтобы количество, предназначенное для расхода на год, не расходовалось в месяц.25)
  3. Контроль за строительными работами в доме.
  4. Забота обо всех жителях дома(…кто из слуг будет болен, тебе придется заботиться об уходе за ним.26 )
  5. Забота о потомстве.

Для чего стоило выделить эти пункты? На основе их мы можем не только понять основные обязанности женщины, но и утвердительно  сказать, что женщина не была таким  уж бесправным существом. Она имела власть над рабами, слугами и даже в косвенной форме над мужем. Ведь именно от нее зависело благополучие всех домочадцев и тем более мужа, поэтому в каких-то вопросах мужчина непременно слушался женщину. Это предположение мы можем подтвердить словами Исхомаха: «Но всего приятнее для тебя будет, если ты окажешься деловитее меня, сделаешь меня своим слугой, и тебе нечего будет бояться, что с годами тебе будет меньше почета, если, напротив, ты будешь уверена, что, старея, чем лучшим товарищем для меня и лучшим стражем дома для детей ты будешь, тем большим и почетом будешь пользоваться в доме».27

Тем самым  я позволю себе, окончательно опровергнуть мнение о том, что женщина в доме мужа имела не многим больше прав, чем рабыни. Мы видим женщину полноправной хозяйкой дома, где имеет место проявление её характера и умения управлять, мы видим, что в доме власть принадлежит женщине. Но также, понимается и то, что если женщина слабовольна и не в состоянии справиться с домашними обязанностями, тогда она действительно становилась лишь первой среди прочих слуг.

Успешное  ведение домашних дел является одной  из причин, почему в Домострое Ксенофонта именно образ жизни Исхомаха принят за образцовый. И стоит заметить, что в представленной нам модели  идеального ведения хозяйства, первое, о чем говорит Исхомах Сократу, это роль супруги в успешном обустройстве домашнего хозяйства, что позволяет ему не беспокоиться о домашних делах, а заниматься внешними.(Ведь с домашними делами жена и одна вполне может справиться28.)  Здесь же уделено внимание важности порядка в доме, хранительницей которого является женщина. (…предметы уже, может быть, от этого кажутся красивее, что они поставлены в порядке…29)

2.3. Характер  женщины.

Стоит обратить внимание также на то, что  древнегреческие авторы не оставили без внимания моральные и нравственные качества женщины. В «Домострое» Ксенофонта описаны лишь несколько моральных качеств, которыми, по мнению автора, должна быть наделена женщина. Здесь трудолюбие и послушание представляются как основные черты женщины, характеризующие е с лучшей стороны. Аристотель за такое качество принимает умение женщины хранить молчание и не высказывать своего мнения(«Убором женщины молчанье служит»). Более же всех высказывается относительно особенностей характера женщины Семонид Аморгсский. Из описания десяти женщин можно составить целый список негативных женских качеств.

     Первая  женщина создана в поэме богом  из свиньи. Плохо то, что она неаккуратна, ленива, все у нее в доме не прибрано, а сама она «жиреет с  каждым днем»30 .

     У женщины-лисы автор выделил две  основные негативные черты характера: коварство, а также изменчивое настроение (И часто то бранит, то хвалит ту же вещь31).

     Описывая  женщину-собаку, Семонид Аморгский  говорит о любопытстве и настойчивости в навязывании своего мнения (Попробуй одолеть ее крикливый нрав32).

     Главным поводом порицания автора в характере  следующего типа женщины, «сделанной из морской волны», становится двойственность ее натуры, изменчивость настроения.

     В женщине, «созданной из ослицы», критикуется  тяга к безделью, праздности, удовольствиям, разврату.

     И после описания девяти характеров, лишь женщина – пчела вызывает у автора, хоть и не большую, но все  же симпатию. Таким образом, Семонид Аморгский , как и Ксенофонт, выделяет трудолюбие, как черту характера, достойную признания и уважения.

Информация о работе Образ женщины в древнегреческой литературе