Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, реферат
Киевская Русь IX-XII веков - огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Оно было известно всему тогдашнему миру: короли Англии, Франции, Венгрии, Швеции роднились с киевскими князьями; византийский император писал трактат "О русах, приезжающих в Константинополь"; географы стран арабского Халифата расспрашивали капитанов и караван-башей о далеком Киеве и заносили в свои книги по географии мира ценные сведения о стране русов, о путях к ней и о ее городах. Эпоха Киевской Руси была переломной почти для всех народов Восточной Европы.
Историческое значение Киевской Руси явствует из того, что летопись жизни Киевского государства, которую вели несколько поколений хронистов, а завершил знаменитый Нестор, переписывалась в русских городах на протяжении пяти столетий! В тяжелые времена иноземного владычества "Повесть временных лет" была не только воспоминанием о минувшем могуществе, но и примером государственного единства, патриотического противостояния тысячеверстной полосе воинственных степняков.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
Происхождение Древнерусского государства…………………………………5
Теория происхождения слова «Русь»…………………………………………8
2 Образование Древнерусского государства………………………………………..15
2.1 Внутренняя обстановка, до призвания варягов………....................15
2,2 Деятельность первых киевских князей……………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………………..20
Одним из главных
оснований концепции о
"Повесть временных лет"
И идоша за море къ варягомъ,
к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь,
яко се друзии зовутся свие, друзии же
урмане и анъгляне, друзии гъте, тако и
си. Реша русь, чюдь, словени и кривичи
и вси: "Земля наша велика и обилна, а
наряда в ней нетъ. Да поидете княжить
и володети нами". И изъбрашася 3 братья
с роды своими, и пояша по собе всю русь,
и придоша; старейший, Рюрикъ, седе Новгороде,
а другий, Синеусъ, на Белеозере, а третий
Изборьсте, Труворъ. И отъ техъ варягъ
прозвася руская земля, новугородьци,
ти суть людье новугородьци от рода варяжьска,
преже бо беша словени.
Об истоках этой
легенды высказаны два
Исходя из сравнения
текстов, что известие о
В то же время, А. Стендер-Петерсен полагал, что первоначальный текст легенды (записанный Никоном около 1072 г.), содержал как известие о приглашении руси, так и следующее далее в "Повести временных лет" географическое пояснение ("яко се друзии зовутся Свие" и т. д.). Но позднейший новгородский летописец, переписывая легенду из начального свода 1093 г., отредактировал текст и, поскольку его поразило непонятное призвание руси из-за моря, исключил и его, и следующий далее список северных народов как излишний после этого сокращения. Редакторский талант подвел его только в одном месте, в том самом, которое мы признаем интерполяцией. Почему летописец не исключил и этих слов, Стендер-Петерсен не объяснил. Более того, он даже не отметил, что Шахматов считал эти слова интерполяцией, и не обратил внимания на противоречие между этими словами и последующим упоминанием о принятии варягами названия Русь только в Киеве. Сравнивая концепцию Шахматова, полностью объясняющую текст, и Стендер-Петерсена, не раскрывающую причины незаконченности переработки текста и возникающих вследствие этого противоречий, надо признать, что первая из них более убедительна.
Правда, Стендер-Петерсен привел один аргумент против концепции Шахматова: неясность причин, заставивших летописца конца XI – начала XII в. приписать варягам название Русь, которое в то время относилось исключительно к государству со столицей в Киеве.
Далее встает вопрос: какая из двух летописных редакций отвечает действительности, та ли, которая говорит о скандинавском происхождении названия Русь, или та, которая признает это название киевским. Новгородская традиция, записанная Никоном, ничего не сообщала о скандинавском происхождении этого названия; по киевской же традиции, записанной при Ярославе Мудром, варяги войска Олега приняли это название только в Киеве. Откуда получил свои сведения Нестор? Ясно, что не из киевской среды, но также нет данных об использовании в этом своде и новгородской традиции. Поэтому следует признать киевские известия достоверными, а скандинавское происхождение названия русь – собственной концепцией автора "Повести временных лет", где она появилась впервые. Об этом говорит и еще одна деталь, которой не учел Стендер-Петерсен . Нестор, хорошо знакомый с этнической географией тогдашней Европы, особенно Восточной и Северной, в географическом вступлении к "Повести временных лет" совершил явную ошибку, помещая русь среди германских и романских народов. Очевидно, он дополнил имеющийся географический материал в соответствии со своей концепцией. Поскольку ни в первом, ни во втором случае мы не знаем источника, которым бы он мог воспользоваться, то, видимо, вся она – его собственный вымысел.
Итак, отпадает
единственный исторический
Но и эти данные не могли успокоить норманистов и тогда была создана схема норманистов о трансформации названия Русь из северных языков. Классическая схема норманистов может быть выражена формулой: Roslagen – Ruotsi – pycь – Rhos; считается, однако, что финское название Швеции – Ruotsi происходит не непосредственно от Roslagen (лежащего напротив Финляндии участка шведского побережья в Упланде), а от наименования жителей этой территории. Считается также, что Roslagen заменило древнейшее название области Rōther, а жители этой местности назывались rōthskarlar, rōths-maen, rōths-byggiar, что, по мнению одних, означало "гребцы", "мореходы", а по мнению других – "жители морских проливов". В финском языке, согласно правилам его развития, это название должно было приобрести сокращенную форму Ruotsi. Трудно сомневаться, что этот вывод правилен с точки зрения языковой, однако это не свидетельствует, что исключена возможность иной этимологии слова Русь. Случайности затемняют закономерности, и поэтому любое построение, стремящееся раскрыть факты прошлого как закономерности, требует учета исторической обстановки. И именно в данном случае особенно важно соотнесение с историческими данными.
Как видно из
вышесказанного, данные противоречат
друг другу и сказать
2. Образование
Древнерусского государства.
2,1. Внутренняя обстановка, до призвания варягов.
Напомню, как сказано в первом параграфе: «Однако в исторической науке так и нет ясного ответа на вопрос по поводу того, было ли Киевское государство первым государством …». Из этого можно сделать вывод, что у Восточных Славян уже было государственное образование, пусть оно не было таким мощным, но оно было до призвания варягов.
Согласно «Повести временных лет»:
«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»
Часть историков,
например академик Б. А.
Более поздняя
(XIII—XIV век) «Новгородская первая
летопись младшего извода» в
целом повторяет версию
Знаменитые слова
послов — «Земля наша велика и обильна,
а порядка в ней нет» являются
только одним из возможных вариантов
перевода текста летописи на современный
язык. Выражение «порядка нет» часто
понимается буквально, как указание
на хаос от безвластия.
2,2 Деятельность первых киевских князей.
Я хотел бы уделить Рюрику немного внимания, ведь по норманской теории он был первым князем.
Рюрик - (?–879) –
легендарный норманнский (
По одной версии предполагается, что Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В.О.Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван словенами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не получается, поскольку славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины. Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских усобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика – Синеус и Трувор – явились в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864.
Управляя Новгородом,
Рюрик распространил свое
Информация о работе Образование Древнерусского государства и роль норманского влияния