Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:06, контрольная работа
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом
длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к
классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к
выделению из их среды наиболее зажиточной части.
Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных
славян. Правила в этом государственном объединении, по своей
вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IXв. были, по
сообщению
летописи, князья Дир и Аскольд.
Глава
2. Предпосылки возникновения.
«Повести временных лет», первого
письменного источника
истории,
где имеются свидетельства
племен.
Обратите внимание на то, что Киевская Русь одно из крупнейших
государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран , как
Восточных так и Западных, процесс формирования государственности имел свои
специфические черты - пространственные и геополитические. В ходе своего
становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных
государственных образований, поскольку занимала срединное положение между
Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических
границ в пределах огромного равнинного пространства (двуглавый орел,
утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий
евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним столетия до того
Ярославом Мудрым). Потребность в постоянной защите от внешних врагов
значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом
развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную
государственную власть.
Важно понять, что государство возникает в неоднородном обществе и
представляет собой способ регулирования отношений между различными
социальными слоями, классами и т.д. Государственность у славян начинает
формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной
общины к соседской, формируется имущественное неравенство (соседская община
- поселения людей, не связанных родственными узами, но занимающих
определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю: каждая семья имеет право на свою долю общинной собственности.)
Переходной ступенью к
период военной демократии.
Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и
дружина),
которая сосредотачивает в
ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть
определенную роль в жизни племени . Князь-военный вождь, первоначально
племени, а затем - общий для союза племен . Дружина - профессиональное
войско, постоянное занятие которого война . Вече - племенное собрание, в
котором
первоначально участвовали
боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда . Общее
племенное ополчение - боеспособная часть мужского населения племени,
участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.
Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в
приглашении на правление Рюрика, князя варяжского происхождения. Обратите
внимание на 882 год, когда конунгу Олегу удалось объединить Новгородскую и
Киевские
земли в древнерусское
Киеве, по определению князя - "Матерью городов русских».
После распада Киевской Руси процесс рождения ново-русского государства
оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком
далеко. В условиях политического и экономического упадка Киева другие
княжества, которые могли бы претендовать на роль нового центра Русской
земли, были вынуждены осуществлять эту роль в неблагоприятных внутренних и
внешнеполитических условиях.
Новгород, обособившийся от киевского политического центра еще в XII в.,
стал ориентироваться в хозяйственном отношении по преимуществу на
балтийский регион. Естественно, что это не способствовало усилению его
заинтересованности во внутренне русских делах.
Унаследовавшая у Киева
успела (накануне «батыева нашествия») набрать достаточный хозяйственный и
людской, а следовательно, и военный потенциал для «собирания» вокруг себя
осколков
бывшей «рюриковской империи». Именно
в это время последовал мощный
удар с Востока и на горизонте
последующей истории нашего
Отечества появились татары.
Глава
3. Этапы образования
государства.
Народность, как таковая, складывается на определенном этапе
общественного развития в эпоху классового общества. Древнерусская
народность не является исключением из этого правила. Как мы уже знаем
истоки ее восходят к очень отдаленным временам, складывание восточных
славян в особую ветвь славянства дотируется VII – IX вв., то есть относится
к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом
формирования древнерусской народности следует считать IX – X вв. – время
возникновения на Руси феодальных отношений и образования древне Русского
государства.
VIII – IX вв. в истории славянства были временем разложения первобытно
общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя
(первобытно общинного) к другому, более прогрессивному, а именно
феодальному обществу, в конечном счете, был результатом развития
производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в
основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий
производства.
Наряду с развитием производительных сил в области сельскохозяйственного
производства
и усовершенствованием
разложении первобытно общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства.
Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в
одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на
рынке, тогда выражением этой материальной обособленности
товаропроизводителей явился институт частной собственности.
Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена,
превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен
первобытного строя, возникают как ремесленно – торговые поселения. Наконец
княжий острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли
города на Руси: Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк,
Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др.
Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для
феодального строя. Город торговал с городом, область с областью, город с
селом. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве,
Ладожскому озеру, Волхову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь из “
варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу и германские города.
Рост торговли вызвал развитие денежного обращения. На Руси пользовались
главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и
Византийские,
и западно – европейские
денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки меха (куны,
ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили железные деньги
которые сохранили старые названия (мордки, векши и пр.). С конца Х века на
Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета
уступает место серебряным слиткам – гривнам.
Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки.
Накапливая ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию
совершая походы, заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников
превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь
ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных
объединений и превращается в силу стоящую над обществом и подчиняющую себе
ранее свободных общинников.
Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная
собственность на землю. Нам известны города принадлежащие князьям:
Изъяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома.а
Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье – промысловые и рыболовные
угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли
наносились княжеские томги – знаки собственности. Князья либо осваивали
свободные земли либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая
последних на основе вне экономического принуждения в рабочую силу свою и
вотчины.