Образование древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:31, реферат

Описание работы

Становление государства у восточных славян проходило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славянами входили неславянские этносы, платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе - норманнами, «северными людьми»); поляне, северяне, радимичи и вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в середине VII в. создавшее собственное государство - каганат).

Файлы: 1 файл

образование древнерусского гос-ва.docx

— 51.55 Кб (Скачать файл)

Существовала  в Древней Руси и такая категория  зависимого населения, как рядовичи - лица, заключившие договор («ряд») с владельцем вотчины и обязанные  работать на вотчинника в соответствии с этим договором. Лично зависимыми становились и смерды-общинники, земли которых оказывались на территории вотчины. Эта зависимость  выражалась в том, что земледельцы  должны были платить натуральный  оброк и работать в хозяйстве  господина.

Каким же образом регулировались отношения  в этом обществе?

Поначалу  писаных законов и правил не существовало, а потому общество жило по нормам обычного права, то есть по обычаям.

В одном из договоров Руси с Византией, заключенном в Х в., упоминается  о «Законе русском», который, как  считают историки, и представлял  собой обычное право. Среди существовавших на Руси обычаев можно выделить обычай кровной мести - талион. В случае убийства одного из членов рода его сородичи должны были отомстить убийце. Однако обычаи различных племен часто противоречили друг другу, и по мере расселения одних племен родов вперемешку с другими и формирования единого государства требовался уже не обычай, а исходящий от государства закон. Свод законов, получивший название «Русская Правда», постепенно формировался на Руси с начала ХI в. до середины XIII в., начало которому положил Ярослав Мудрый.

«Правда»  Ярослава ограничивала (но еще не отменяла полностью)

кровную месть. Теперь в круг мстителей входил уже не весь род, а лишь самые близкие  родственники потерпевшего. Кровную  месть можно было заменить штрафом. Так, за убийство свободного человека предусматривался штраф в размере 40 гривен.

Позднее «Русская Правда» была дополнена  «Правдой Ярославичей», то есть сыновей  Ярослава, появившейся в начале 70-х  гг. XI в.

«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. По размерам штрафов, взимавшихся за убийство лиц, которые относились к  разным социальным категориям, можно  судить о степени общественного  расслоения во второй половине XI столетия. За убийство приближенных князя - огнищанина, тиуна, мечника, старосты - полагался  штраф в 80 гривен. Он в 16 раз превышал штраф за убийство смерда, составлявший 5 гривен

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ  ДРЕВНЕ-РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Ценнейшим памятником, содержащим сведения о начале Русского государства, является летописный свод «Повесть временных  лет, откуда пошла Русскаяземля, и кто в Киеве начал первый княжить, и откуда Русская земля стала», составленный, по всей вероятности, киевским монахом Нестором около 1113 г. Нестор использовал более ранние русские летописи, народные сказания, памятники византийской и западнославянской письменности. Он производил и специальные изыскания по некоторым вопросам русской истории Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней: учебник [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: «Проспект», 2009. -С.76. .

Дошедшая до нас редакция труда  Нестора, в которой имеется ряд  позднейших переработок, тенденциозных  искажений и наслоений, сохранила  и первоначальный текст «Повести временных лет», свидетельствующий  об интересной попытке летописца XII в. ответить на вопрос, как возникло Русское государство («как стала Русская земля»). Начав свой рассказ, как и все средневековые историки, со всемирного потопа, Нестор повествует о расселении в древности западных и восточных славян в Европе. Он делит восточнославянские племена на две группы, уровень развития которых, согласно его описанию, был неодинаков. Одни из них жили, по его выражению, «зверинским образом», сохраняя черты родового строя: кровную месть, пережитки матриархата, отсутствие брачных запретов, «умыкание» (похищение) жён и т.д. Этим племенам Нестор противопоставляет полян, в земле которых был построен Киев. Поляне - это «смысленные мужи», у них уже утвердилась патриархальная моногамная семья и, очевидно, изживалась кровная месть (они «отличаются кротким и тихим нравом»).

Археологическая карта II-V вв. н. э. тех  земель, которые называет Нестор, позволяет  нам поверить рассказу летописца. Во-первых, описанный им погребальный обряд - захоронение  остатков сожжённого трупа в урнах  и в столпах-домовинах (наземных сооружениях) - находит полное соответствие в обряде захоронения, о котором  свидетельствуют так называемые поля погребальных урн. Во-вторых, жившие в лесных областях древляне (на правобережье Днепра), радимичи (по реке Сожу) и вятичи (по реке Оке) действительно обладали в то время более низкой культурой, чем поляне. Земля полян в известной мере совпадает с областью распространения во II-V вв. черняховской культуры, носители которой в своём развитии уже подошли к последней грани первобытно-общинного строя, а, может быть, кое-где и перешагнули через неё.

Далее Нестор повествует о том, как  был создан город Киев. Княживший  там князь Кий, по рассказу Нестора, приезжал в Константинополь в  гости к императору Византии, который  принял его с большими почестями. Возвращаясь из Константинополя, Кий  построил город на берегу Дуная, предполагая  обосноваться здесь надолго. Но местные  жители враждебно отнеслись к  нему, и Кий вернулся на берега Днепра.

Из сочинения византийского  историки Прокопия Косарийского известно, что император Юстиниан I (527-565) пригласил к себе на службу одного антского князя и поручил ему защиту крепости на Дунае. Однако этот пришлый антский князь скоро был вынужден под давлением окрестных племён оставить город. Рассказы Прокопия и Нестора очень близки между собой.

Таким образом, первым историческим событием на пути создания Древнерусского государства  Нестор считал образование княжества  полян в Среднем Приднепровье. Сказание о Кии и его двух братьях  распространилось далеко на юг, и было занесено даже в Армению. Неизвестно, существовал ли действительно князь по имени Кий или это только эпическое имя, образованное от города Киева и относящееся к какому-то князю, жившему приблизительно во времена Юстиниана. Но несомненно, что киевский летописец уловил очень важный рубеж в истории восточного славянства, отметив складывание союзов племён, появление князей, повелевавших значительными массами соплеменников, строительство крепостей - градов, из которых впоследствии развились феодальные замки или города.

Ту же картину рисуют и другие византийские писатели VI в. Они отмечают, во-первых, изменение славянских племенных имён, отражавшее перегруппировки племён в период создания их союзов. Во-вторых, византийские авторы говорят о появлении среди антов предводителей вроде Мезамира, сына Идарисия, опасных для Византии тем, что они могли объединить и возглавить «бесчисленные племена» антов. Известен ряд славянских князей, которых византийцы привлекали на свою службу и назначали полководцами, начальниками эскадр и пограничных областей.

В царствование Юстиниана I огромные массы славян продвинулись к северным рубежам Византийской империи. Они  переходили Дунай, преодолевали линии  пограничных укреплений и отвоёвывали  у империи плодородные балканские земли. Византийские историки красочно описывают вторжение в пределы  империи славянских войск, уводивших  пленных и увозивших богатую  добычу, заселение империи славянскими  колонистами. Появление на территории Византии славян, у которых господствовали общинные отношения, содействовало  изживанию здесь рабовладельческих  порядков и развитию Византии по пути от рабовладельческого строя к феодализму Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель [Текст] / А.П. Новосельцев // Вопросы  истории. - 2007. - №2. - С. 12..

Успехи славян в борьбе с могущественной Византией свидетельствуют о  сравнительно высоком для того времени  уровне развития славянского общества: уже появились материальные предпосылки  для снаряжения значительных военных  экспедиций, а строй военной демократии позволял объединять крупные массы  славян. Далёкие походы содействовали  усилению власти князей и в коренных славянских землях.

Византийские писатели упоминали  о славянах лишь в тех случаях, когда они появлялись у границ империи или когда императорские  войска выжигали славянские деревни  в пограничных землях; жизнь внутренних областей Восточной Европы им была неизвестна. Исключительно важным источником является географическое описание южнорусских степей и более северных областей, сделанное в середине VI в. безымённым сирийским автором. Перечислив ряд кочевых племён, этот сириец упомянул и народ «рос», народ богатырей, который он противопоставил кочевникам. Судя по географическим данным указанного источника, этот «народ» должен быть помещён где-то на север от степей, возможно в Среднем Приднепровье, в бассейне реки Роси, название которой может быть связано с именем рос.

Давно уже замечено, что в русских  летописях XII в. слова «Русская земля» употребляются в двух значениях: во-первых, для наименования всех восточнославянских земель, а во-вторых, только применительно  к очень ограниченной территории Среднего Приднепровья, включающей в  себя Киев, бассейн реки Роси и лесостепную зону на левом берегу Днепра вплоть до Курска. Выделение указанной территории, надо думать, восходит к сравнительно древним временам. Археологические данные показывают, что именно на этой территории в VI-VII вв. были распространены серебряные украшения и поясные наборы особого типа. Полное совпадение основной области распространения этой культуры с Русской землёй, о которой говорят летописцы, позволяет считать её территориальным ядром будущего Древнерусского государства. Во всяком случае, эти археологические данные вполне подтверждают слова Нестора о том, что ядро будущей Киевской Руси начало складываться на берегах Днепра тогда, когда славянские князья совершали походы в Византию и на Дунай, во времена, предшествующие нападениям хазар (VII в.).

Очевидно, русь (по Нестору «поляне, ныне называемые русью») стояла во главе племенного союза, сложившегося в Среднем Поднепровье, её имя постепенно вытеснило имена других племён и распространилось уже в VI-VII вв. почти на всю лесостепную полосу Восточной Европы, занятую славянскими земледельческими и оседавшими на земле неславянскими кочевыми племенами.

Создание значительного племенного союза в южных лесостепных  областях облегчало продвижение  славянских колонистов не только в  юго-западном (на Балканы), но и в  юго-восточном направлении. Правда, степи были заняты различными кочевниками: болгарами, аварами, хазарами, но славяне  Среднего Приднепровья (Русской земли) сумели, очевидно, и оградить свои владения от их вторжений, и проникнуть в глубь плодородных чернозёмных степей.

В VII-IX вв. славяне жили и в восточной  части хазарских земель, где-то в  Приазовье, участвовали совместно  с хазарами в военных походах, нанимались на службу к кагану (хазарскому правителю). На юге славяне жили, очевидно, островками среди других племён, постепенно ассимилируя их, но в то же время и воспринимая элементы их культуры.

О связях Среднего Приднепровья с  Прибалтикой и Поволжьем говорят  археологические данные. Предметы одежды и украшения VI-VII вв., характерные  главным образом для бассейна Роси, встречаются на Оке в тех местах, где позднее возникли на территории поселения мордвы и муромы города Рязань и Муром. Такие же вещи обнаружены и на Верхнем Днепре близ Смоленска, в земле кривичей, на пути «из варяг в греки». На следующем звене этого пути, на южном берегу Ильменя, в земле новгородских словен, появился город, вошедший в летопись под именем Старая Руса, принадлежавший впоследствии новгородским князьям Думин С.В. Откуда есть пошла Русская земля? [Текст] / С.В. Думин, А.А. Турилов // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IХ - нач. ХХ в. - М.: Вече, 2007. - С.45..

Таким образом, княжество полян-руси, с которого летописец начинает историю русской государственности, не только объединило славян Среднего Приднепровья, но и установило какие-то неясные для нас пока связи с другими славянскими и финно-угорскими племенами.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ  КНЯЗЕЙ

древнерусский государство  киевский князь

В своем развитии древнерусское  государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования  древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Повесть временных лет говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Летописец отмечает (под 862 годом), что  славяне сумели изгнать варяг  за море. Но вскоре между ними вспыхнула  распря, «и пошел род на род и  воевати почаша сами на ся». (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла т.н. «борьба престижей»). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

Эти летописные данные легли в основу т.н. «норманнской теории», разработанной  в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - «Русь». Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство  советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной  Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней, вымышленной под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. «Русь» же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева) Зуев М.Н. История России с древности до наших дней: учеб. пособие [Текст] / М.Н. Зуев. - М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2003. - С.79. .

Современные исследователи, преодолевая  крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства.

Информация о работе Образование древнерусского государства