Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:52, реферат
В.В. Седов в своей статье «Анты», считает, что принадлежность антов к славянскому этносу несомненна – «Прокопий прямо сообщает, что анты и славяне пользуются общим языком, у них одинаковый быт, общие обычаи и верования, а некогда и имя было одним и тем же. В сочинении «Стратегикон» Маврикия, относящемся к концу VI в., описание жизни и нравов славян и антов дается нерасчлененно.
Введение
Происхождение восточных славян
Становление государственности
Образование Древнерусского государства
Заключение
Список использованной литературы
Дунайское население постепенно растворилось в местной славянской среде. Распространенные среди восточного славянства представления о Дунае, отраженное в фольклоре, гидронимии и народных говорах, нужно полагать, являются следствием расселения отдельных групп дунайских славян на Восточноевропейской равнине.
Судя по археологическим данным заселение Восточной Европы славянами происходило из различных регионов их первоначального расселения. Одно направление движения связано с юго-западными территориями - это племенные группировки, генетически восходящие к населению пражско-корчакской и пеньковской культур. Впоследствии из этой среды вышли известные по летописи восточно-славянские племена - хорваты, уличи, тиверцы, волыняне, древляне, поляне, дреговичи и радимичи. Последние формировались в ближайшем соседстве с балтами. Древности пеньковского типа известны в лесостепной зоне Донского бассейна. Потомки этого населения, так называемые донские славяне, племенное название которых не зафиксировано в летописи, под влиянием кочевников переселялись в Рязанское Поочье, где тесно соприкасались с вятичами. Древности VII-X вв. в верхнеокском регионе связываются с вятичами, предки которых, судя по летописи, до их миграции на Оку жили по соседству с ляшскими племенами. Расселяясь по Оке, вятичи взаимодействовали с донскими славянами, что делает возможным участие потомков населения пражско-корчакской и пеньковской культур в их генезисе.
Другое направление движения славянских
племен на восток и освоение северных
лесных земель Русской равнины не
связано с населением этих культур.
Истоки культуры псковских курганов,
относящейся к наиболее ранним славянским
группировкам на Русском Севере, связываются
со Средним Повисленьем. Как отмечалось
в предшествующей главе, черты этой культуры
(В-образные рифленные пряжки) встречаются
в восточной части Мазурского Поозерья.
Из этого же региона вышла и другая крупная
славянская группировка - носители браслетообразных
височных колец. Судя по археологическим
данным, эта группировка расселилась на
землях мери, муромы, веси и белозерской
чуди и захватила частично северную часть
московских земель.
В VIII-X вв. на северо-западе Восточной Европы
появляется новая волна переселенцев
- население культуры сопок. Расселившись
на территории, занятой носителями культуры
длинных курганов, они частично ассимилировали
последних. Истоки ильменских словен,
а именно с ними связывается культура
новгородских сопок, пока еще недостаточно
ясны. Есть предположение об их родстве
с балтийскими славянами.
Неассимилированная часть населения культуры длинных курганов под натиском новых мигрантов отошла к югу и расселилась в верховьях Западной Двины и Днепра. По мнению археологов, культура смоленско-полоцких длинных курганов относится к кривичам.
Становление государственности
В начале VIII века нашей эры на территории восточных славян уже были зачатки государственности. В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все большую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.
Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.
Зародышевую
форму государственности
Образование Древнерусского государства
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.
В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IX вв.-Так, уже отмеченное развитие земледелия , особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
На Севере Восточной Европы большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли .
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
К внутренним факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Кроме того, межплеменная борьба
приводила к складыванию
К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.
В своем развитии древнерусское
государство прошло ряд этапов.
На первом этапе образования древнерусского
государства (VIII-середина IX вв.) происходит
вызревание предпосылок, складывание
межплеменных союзов и их центров - княжений,
которые упоминаются у восточных авторов.
К IX в. восходит появление системы полюдья,
т.е. сбора с общинников в пользу князя
дани, которая в ту эпоху, скорее всего,
носила еще добровольный характер и воспринималась
как возмещение за военные и управленческие
услуги.
На втором этапе (2-ая половина IX - середина X в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и варягов.
В “Повести временных лет” летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути “из варяг в греки”.Олег впервые объединил северные и южные земли в составе единого Древнерусского государства. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Главой государства являлся князь, которого в народе считали наставником божьим на этой земле. Князь собирал налоги с подвластных ему земель и защищал их от набегов других племён, старался увеличить подвластные территории в виде захвата, для получения большей прибыли в форме налогов.
В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и "воев" (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли.
Объединение
большинства восточнославянских племен
вокруг Киева было не слишком прочным
и не очень обременительным. Власть
киевского князя сводилась к
сбору дани (полюдью) и разбирательству
межплеменных споров и тяжб.
После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика - Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян - они перебили дружину, а князя казнили.
Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты ", ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.
Полная ликвидация
племенных княжений происходит во время
правления Владимира Святого (980-1015).
Его первые шаги не обещали каких - либо
качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив
политику расширения территории межплеменной
федерации, он присоединяет к ней юго-западные
(Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую,
Туровскую) земли.
Пытается он укрепить и языческую веру
, а следовательно, свою власть. С этой
целью создается пантеон из пяти основных
богов во главе с Перуном, который особенно
почитался среди княжеских дружинников.
Но эта мера мало что изменила, и тогда
Владимир идет на своеобразную "духовную
революцию" сверху - вводит в 988 г. христианство
. Эта монотеистическая по своей сути религия
позволила вытеснить местные языческие
культы и заложила духовную основу для
складывающейся единой русской народности
и древнерусского государства.
Следующим решительным шагом, завершающим
создание государства, становится замена
Владимиром племенных князей своими сыновьями
, призванными защищать новую веру и укрепить
власть киевского князя на местах. Тем
самым он превратил Русскую землю во владение
рода Рюриковичей. Укрепление власти дало
ему возможность организовать население
всей страны для создания мощных оборонительных
рубежей на южных границах и переселить
сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.
Сам великий князь, если вспомнить былины,
начинает восприниматься народным сознанием
не как воин - защитник, а как глава государства,
организующий охрану его рубежей.
К концу X века сложились основные признаки
древнерусского государства:
династическая (родовая) княжеская власть;
простейший государственный аппарат в
лице дружины и наместников князя; система
данничества; территориальный принцип
расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая
религия, усиливающая процесс сакрализации
княжеской власти.
Так постепенно
под властью Киева (вокруг племени
полян) произошло складывание
Во главе
государства стоял великий
Информация о работе Образование государства у восточных славян