Образование и деятельность МВД, Министерства полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:29, контрольная работа

Описание работы

В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. В это время создается система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями, учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты Основные законы Российской Империи, ставшие по существу первой Конституцией России. Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование новых органов центрального управления министерств. В число которых входило Министерство внутренних дел.

Содержание работы

1. Внутренняя политика России в начале XIX века, реорганизация системы государственного управления и образование МВД.
2. Создание и деятельность Министерства полиции (1811 - 1819 гг.)

Файлы: 1 файл

История ОВД.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

Тема № 2. Образование и деятельность МВД, Министерства полиции.

 

План:

 

1. Внутренняя политика России  в начале XIX века, реорганизация    системы государственного управления и образование МВД.

2. Создание и деятельность Министерства  полиции  (1811 - 1819 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. В это время создается система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями, учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты Основные законы Российской Империи, ставшие по существу первой Конституцией России.

Важной  частью реформы системы государственных  органов, событием внутриполитической жизни страны было образование новых  органов центрального управления министерств. В число которых входило Министерство внутренних дел.

Министр внутренних дел был обязан заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве  всей Империи, что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией исполнение большого объема внутренних функций государства.

 

1. Внутренняя политика России в начале XIX века, реорганизация    системы государственного управления и образование МВД.

 

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый  переворот. Заговорщики из высшей петербургской  знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший  сын Александр.

Вступив на престол, Александр не рискнул  прямолинейно проводить деспотическую  политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской  аристократии, но и широкой русской  общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

В начале царствования Александр дал  понять, что намерен провести реформы  по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован  Непременный совет — совещательный  орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором  разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь  А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей  и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые  они разрабатывали, не привели к  коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад  Российской империи.

К началу XIX в. коллегии, созданные  еще при Петре I как главные  органы исполнительной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали  функционировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерствами. В результате значительно усилилась  центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения  функций органов государственного управления. Она привела к утверждению  системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров  перед императором, усилению централизации  и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка  бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских  сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного  просвещения. В 1810—1811 гг. при реорганизации  министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший  высшим административным судебным и  контролирующим органом в системе  государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право  делать императору «представления»  по поводу устаревших законов, а также  участвовать в обсуждении новых.

Введение принципа единоначалия затронуло  и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена  государству. Духовными делами ведал  Святейший синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803—1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Наиболее активным сторонником  идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь  Непременного совета       М. М. Сперанский (1772—1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» — намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно  настроенная часть дворян, которая  увидела в нем опасность для  самодержавно-крепостнической системы  и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов  стал известный писатель и историк  Н. М. Карамзин. В записке «О древней  и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества.

В практическом плане реакционную  политику проводил близкий к Александру граф А. А. Аракчеев, который в отличие  от М. М. Сперанского стремился к  укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической  системы. Борьба между либералами и  консерваторами закончилась победой  последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г., который  состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные  функции при разработке новых  законов и толковании смысла уже  изданных. Государственный совет  распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. (С такими функциями  Государственный совет просуществовал до 1906 г.)

Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной  сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию  и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император  обладал верховной законодательной  и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Царстве  Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819—1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

В последнее десятилетие правления  Александра I во внутренней политике все  больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной Регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» Университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением  аракчеевщины стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений — добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808—1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815—1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 — в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А. А. Аракчеев. Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось.

15 сентября 1801 г., в день коронации Александра I издается Императорский Указ «Об отмене пыток».

В честь  нового Императора выпускается бронзовая  медаль с изображением монарха на лицевой стороне и надписью «Закон - залог блаженства всех и каждого» на реверсе.

24 июня 1801 г. В императорских покоях проходит первое заседание Негласного комитета, в состав которого входят друзья юности Александра I: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторижский. Это были образованные государственные деятели.

В круг задач  Комитета входит: «прежде всего узнать действительное положение дел; затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, основанной на истинном духе русского народа».

8 сентября 1802 г. Утвержден Манифест Александра I «Об учреждении министерств».

Для управления государственными делами создается  единое Министерство, разделенное на 8 отделений: военное, морское, иностранных  дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Руководитель каждого отделения  именуется Министром, и сами отделения сразу после их учреждения официально называются Министерствами. Все министерства вместе с Комитетом министров просуществовали до 1917 г. (кроме Министерства коммерции, упраздненного в 1810 г.).

Первым  Министром внутренних дел назначается  граф Кочубей Виктор Павлович. Товарищем  Министра - граф Павел Александрович  Строганов.

Первый  Министр внутренних дел России граф Кочубей Виктор Павлович.

Министру Внутренних Дел подчинены:

  • Мануфактур коллегия (кроме экспедиции заготовления и хранения вексельной и гербовой бумаги);
  • Медицинская коллегия;
  • Главная соляная контора;
  • Главное почтовое правление;
  • Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камеральнаго стола и печатания векселей;
  • Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения.

К ведению  Министерства внутренних дел Российской империи относятся местные административно-полицейские  учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.

19 сентября 1802 г. Граф Кочубей личным циркуляром требует, чтобы губернаторы сообщили в Министерство данные «для полного и коренного познания о положении каждой губернии в настоящее время, а затем продолжали постоянно уведомлять об изменениях в положении той или другой отрасли управления».

Информация о работе Образование и деятельность МВД, Министерства полиции