Образование и деятельность МВД, Министерства полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:29, контрольная работа

Описание работы

В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. В это время создается система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями, учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты Основные законы Российской Империи, ставшие по существу первой Конституцией России. Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование новых органов центрального управления министерств. В число которых входило Министерство внутренних дел.

Содержание работы

1. Внутренняя политика России в начале XIX века, реорганизация системы государственного управления и образование МВД.
2. Создание и деятельность Министерства полиции (1811 - 1819 гг.)

Файлы: 1 файл

История ОВД.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

Особенная канцелярия Министра Полиции состоит  из трех Столов, экзекутора, начальника архива и его помощника. Предметами столов являются:

  • дела по ведомству иностранцев и заграничным паспортам: ведомости о проезжающих через границу, выдача паспортов на въезд и выезд из государства, виды на иностранцев, просьбы о принятии в подданство и все прочее, касающееся иностранцев и заграничных сношений;
  • цензурная ревизия: надзор за книгопродавцами и типографиями, наблюдение, «чтобы не обращались книги, журналы, мелкие сочинения и листки, без установленного от правительства дозволения», сведения «о позволениях, данных для тиснения новых сочинений и переводов», о ввезенных из-за границы книгах, дозволение новых театральных представлений, надзор над изданием и обращением разных публичных известий (афиш) и пр.;
  • дела особенные, которые Министр Полиции сочтет нужным предоставить собственному сведению и разрешению.

При обеих  канцеляриях находится «известное число чиновников, кои, не имея определенных должностей, употребляются по собственному избранию министра для разных местных Управлений; для проверки следствий на местах и тому подобного. Эти чиновники могут, по способностям их, предпочтительно быть определены к той, или другой части полицейской службы, на открывающиеся вакансии».

Особенная канцелярия при Министре полиции, первоначально  созданная для ведения секретного делопроизводства, фактически выполняла  функции политической полиции. К 1819 г. Начальник Особенной канцелярии, делающий личные доклады Императору, стал практически независим от своего Министра.

Одновременно  с Манифестом опубликовано «Учреждение и наказ Министру полиции», где указывается, что действуя в чрезвычайных обстоятельствах Министр полиции, минуя Военного министра, может брать на себя командование необходимыми воинскими подразделениями; имеет право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие министерства; Министерство полиции наделяется правом "надзирать за исполнением законов" по всем министерствам; Министерство финансов обязано знакомить Министерство полиции с "употреблением сумм, выделяемых местным органам" и т.д.

Министром полиции назначен Балашов Александр  Дмитриевич.

После реорганизации  утверждена новая структура и функции Министерства внутренних дел, которое до 1819 г. утрачивает свое первостепенное значение в государственном управлении. В МВД остаются:

  • Канцелярия Министра с редакцией газеты «Северная почта» и Временной комиссией для "Дел Царского грузинского дома" (46 служащих);
  • Департамент государственного хозяйства и публичных зданий со Строительным комитетом и Чертежной (61 служащий);
  • Департамент мануфактур и внутренней торговли (33 служащих);
  • Почтовый департамент (50 служащих);
  • Совет Министра.

1812 г. По Высочайшему повелению в Санкт-Петербурге создается

Март 1812 г. Ввиду откомандирования А.Д. Балашова в Западную армию для выполнения особых поручений Императора, исполняющим обязанности Министра полиции (а фактически Министром до 1819 г.) назначается граф Вязмитинов Сергей Козьмич - первый Военный министр (до 1808 г.), Санкт-Петербургский генерал-губернатор.

12 июня 1812 г. Французские войска переправляются через Неман и вторгаются в Россию. Начинается Отечественная война 1812 года.

Органы  внутренних дел в зоне военных  действий переподчиняются армейскому командованию.

10 июня 1815 г. Главнокомандующий Барклай-де-Толли предписал избрать в каждом кавалерийском полку по одному благонадежному офицеру и по 5 рядовых, «на коих возложить наблюдение за порядком на марше, на бивуаках и кантонир-квартирах, отвод раненых во время сражения на перевязочные пункты, поимку мародеров и т.п.». Эти чины стали называться жандармами (армейская полиция) и подчинялись корпусным командирам.

27 августа 1815 г. Отдельные жандармские команды упраздняются, а Борисоглебский драгунский полк, несший до этого полицейскую службу в войсках, называется жандармским. При этом приказано «на укомплектование жандармского полка обращать исключительно нижних чинов, расторопных, отличного поведения и вообще способных исполнять военно-полицейскую службу, требующую особых качеств».

В этом же году учреждается лейб-гвардии жандармский  полуэскадрон, ставший преемником жандармского полка, учрежденного в Гатчине еще  Павлом I.

30 марта 1816 г. Высочайшим указом вся внутренняя стража Империи официально именуется Отдельным корпусом внутренней стражи.

4 апреля 1816 г. Командиром Отдельного корпуса внутренней стражи назначается Е.Ф. Комаровский.

5 мая 1816 г. Выходит постановление о замещении должностей полицмейстеров отставными ранеными штаб- и обер-офицерами.

1817 г. Вводится этапная система препровождения арестантов. Обязанности по этапированию возлагаются на сибирские части внутренней стражи, освобождая от этих функций казаков, башкиров и мещеряков. Этапные команды состоят из 28 человек с обер-офицером во главе и располагаются по тракту через одну станцию.

Комплектование  этапных команд ведется из людей  благонадежных, «невидных по фрунтовой службе, но отнюдь не вовсе изувеченных, или почему-то неспособных носить ружье», молодых солдат разрешается зачислять только после двух лет службы.

1 февраля 1817 г. Утверждено положение «Об учреждении жандармов внутренней стражи», разработанное фаворитом Александра I генералом от кавалерии А.А. Аракчеевым, возглавлявшим Государственный совет и Комитет министров.

Жандармская стража включает столичные дивизионы (штатной численностью 334 человека) и жандармские команды (31 человек) в 56 городах. Столичные жандармские  дивизионы подчиняются обер-полицмейстерам столиц, а губернские и портовые жандармские команды - командирам местных  гарнизонных батальонов.

Позднее учреждается третий, Варшавский дивизион.

Обязанности жандармов совпадали с обязанностями  внутренней стражи, за исключением  сбора податей и охраны присутсвенных мест и острогов.

Август 1819 г. Министром внутренних дел назначен Князь Голицын Александр Николаевич.

4 ноября 1819 г. Издан Императорский указ «О присоединении Министерства полиции к Министерству внутренних дел».

После смерти Вязмитинова нового назначения на должность Министра полиции не последовало. В.П. Кочубей, вновь ставший Министром внутренних дел, обосновал необходимость возвращения функций управления полицией в МВД. Одновременно с присоединением Департаментов полиции из МВД выводится Департамент мануфактур и торговли, а затем Почтовый департамент.

22 июля 1822 г. Издан Императорский Указ «О ссыльных» и Устав об этапах в сибирских губерниях, разработанные М.М. Сперанским, назначенным в 1819 г. генерал-губернатором Сибири.

Устав подробно излагает порядок отправления и  сопровождения партий арестантов, правила  движения по этапу, сроки нахождения в пути и время отдыха, правила  ведения документации и т.п. В  каждой партии каторжники отделяются от ссыльных. Практикуется клеймение (позднее  бритье половины головы), заковывание  в кандалы и цепи, приковывание нескольких человек к железному  пруту.

Июль-август 1823 г. Министром внутренних дел назначен барон Кампенгаузен Балтазар Балтазарович.

Август 1823 г. Министром внутренних дел назначен Ланской Василий Степанович.

1824 г. После «возмущения» солдат и унтер-офицеров гвардейского Семеновского полка при штабе гвардейского корпуса создана тайная полиция.

14 декабря 1825 г. В день восшествия на престол Николая I в Санкт-Петербурге происходит выступление группы офицеров и солдат на Сенатской площади, впоследствии ставшее известным как Восстание декабристов. Восстание жестоко подавлено, но расследование заговора вскрывает широкую сеть революционных дворянских сообществ по всей России. К основным можно отнести Союз спасения или общество истинных верных сынов отечества (образован в 1816 г.), Союз благоденствия (1818 г.), Южное и Северное общество (1821 и 1822 гг. соответственно), Общество объединенных славян (1823 г.).

Главными  задачами этих обществ являлись свержение  или ограничение монархии, отмена крепостного права, преобразование России в федеративное государство. Некоторые идеи декабристов, в частности, организация местной полиции, позднее  использовались при разработке российских законопроектов.

2. Создание и деятельность Министерства  полиции в России   (1811 – 1819 гг.).

 

В стремлении усовершенствовать государственное  устройство России Александр I и его  ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения  самодержавия, введения конституционной  монархии. По поручению императора М. М. Сперанский подготовил проект реорганизации  органов власти и управления –  «Введение к уложению государственных законов». Документ предусматривал создание выборной законодательной Государственной Думы, Государственного Совета и значительную реорганизацию министерств. Реализована была только часть проекта. В 1810 году создается Государственный Совет и почти одновременно издается Манифест «О разделении государственных дел по министерствам», который предусматривал создание специального Министерства полиции. В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти:

  • проведение рекрутского набора в армию;
  • охрана государственных запасов продовольствия;
  • таможенный контроль;
  • содержание и трудоиспользование осужденных;
  • обеспечение исправности и безопасности путей сообщения
  • министерство полиции должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России, выполнять цензурные функции.

В силу важности функций, возлагавшихся  на Министерство полиции, для него первого  было разработано и одновременно с «Общим учреждением министерств» опубликовано «Учреждение и наказ министру полиции», ставшее нормативной основой его организации и деятельности. Составной частью в нем были «Правила особенной ответственности министра полиции». Действуя в «обстоятельствах чрезвычайных» (определение и условия «чрезвычайности» не давались), министр полиции мог требовать в свое распоряжение войска, причем минуя военного министра и давая непосредственные распоряжения командирам полков. Специальный параграф «Общего учреждения министерств» предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал «в видах общей безопасности».

Первым министром полиции был  назначен генерал - адъютант императора Александра I А. Д. Балашов, который с  начала Отечественной войны 1812 года находился при действующей армии, выполняя особо важные поручения  царя, в том числе вел переговоры с Наполеоном. Исполняющим обязанности, а фактически министром полиции, до 1819 года был С. К. Вязмитинов, в прошлом - первый военный министр России (1802-1808гг.). Одновременно возглавляя Министерство полиции, он был генерал-губернатором Санкт-Петербурга.

Министерство полиции состояло из трех департаментов (Департамент  полиции хозяйственной, Департамент  полиции исполнительной, Медицинский  департамент), а также общей и  особенной канцелярий министра.

В компетенцию Департамента полиции  хозяйственной входил контроль за соблюдением снабжения городов, особенно Петербурга и Москвы продовольствием, пресечение спекуляции, а также надзор за смирительными и работными домами.

Самым большим основным подразделением министерства стал Департамент полиции  исполнительной, образованный на основе экспедиции государственного благоустройства  МВД.

Наряду с отбором кадров в  различные полицейские службы, Первое отделение Департамента полиции  исполнительной собирало статистические данные, занималось регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные формы  учета.

Второе отделение осуществляло надзор за проведением следствия  по уголовным делам, а также «полиции дел судных», контролировало исполнение полицией судебных приговоров.

Третьему отделению было поручено содействовать в организации  и проведении общих ревизий губерний. На него возлагались также содержание земского ополчения (милиции), поимка дезертиров и другие задачи.

Медицинский Департамент ведал  санитарным надзором, организацией мер  по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами.

Кроме охраны внутренней безопасности Министерство полиции наделялось правом надзирать за «окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам». Министр полиции имел право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие им министерства. Указы, циркуляры, относящиеся к деятельности местных органов различных министерств, направлялись в губернии для чиновника Министерства полиции, который при помощи полицейских органов следил за их соблюдением. Тем самым полиция обособлялась от административного аппарата, стояла над ним, контролируя его деятельность. Такой порядок был зафиксирован в «Учреждении министерства финансов», где указывалось, что «употребление сумм», выделенных для местных губернских органов, должно производиться «под надзором Министерства полиции».

Образование Министерства полиции  с неудовольствием было воспринято значительной частью влиятельных государственных  и общественных деятелей. Н. М. Карамзин иронизировал по поводу того, что когда «заметили излишнюю многосложность Министерства внутренних дел» и провели очередную реорганизацию центральных органов, то и создали Министерство полиции «столь же многосложное и непонятное для русских «Непонятность» заключалась, прежде всего, в предоставлении Министерству полиции права контролировать местные органы других министерств, что ставило его как бы над местными учреждениями. Практика функционирования Министерства полиции доказала, что его учреждение не дало ожидаемого результата. Наоборот усложнило и запутало взаимодействие местных органов.

Информация о работе Образование и деятельность МВД, Министерства полиции