Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:57, реферат

Описание работы

Многовековая история Российской империи родила особую модель межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесоматериалы и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Содержание работы

ПЛАН: СТР. ВВЕДЕНИЕ 3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР 5
ПРОЕКТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК 10
ПРИНЯТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ И ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР 13
РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР 15
ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ИДЕЯ «МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 26

Файлы: 1 файл

история отечества Ситникова.docx

— 58.16 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический  университет им. И.И. Ползунова»

 

Кафедра «Социальная работа»

 

 

 

 

   Реферат защищен с оценкой  ___________

 

 

   Преподаватель_____________ 

                                                           подпись

 

    «_____»____________2009 г.

   

РЕФЕРАТ

Тема: «Образование СССР»

по дисциплине «История отечества»

 
 

 

 

Студент  группы                     Г(з) - СР-91                                           Ситникова Т.А.

                                                                              

 
   

                                    подпись

                     и.о., фамилия

 

 

Преподаватель                                                                               

                                  должность, ученая степень                      подпись 

                     и.о.,фамилия


 

 

 

 

 

ГАЛЬБШТАДТ 2010

ПЛАН:                                                                                               СТР.   ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   3

  1. ОБРАЗОВАНИЕ СССР
  1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР                                          5
  1. ПРОЕКТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК              10             

  1. ПРИНЯТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ И ДОГОВОРА ОБ            ОБРАЗОВАНИИ СССР                                                                         13                                                   
  1. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР                    15                                         

  1. ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ИДЕЯ «МИРОВОЙ  РЕВОЛЮЦИИ»             20                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                            23        

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                      26     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Многовековая история Российской империи родила особую модель межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесоматериалы и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Сложились прочные традиции в защите рубежей  страны, общие исторические ценности. На всей территории страны шли активные миграционные процессы. Частыми были смешанные браки. Активное участие  в революции всех народов бывшей империи, борьба с интервентами и  носителями традиций «единой, неделимой» укрепили это исторически сложившееся  «чувство локтя».

          Уже в годы гражданской войны начался поиск новых форм и принципов отношений между советскими республиками. Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские республики заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав, таким образом, тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-государственном строительстве.

Одну из альтернативных форм объединения  республик дал опыт Закавказья. Весной 1922 года полномочная конференция  представителей ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией Союзный совет.

Таким образом, к началу двадцатых  годов выявились три основные формы социалистической федерации. Одна была основана на автономии (РСФСР), другая выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР.

           Корни образования СССР лежали в необходимости создания мощного государства с сильной экономикой, которое бы могло противостоять возможной интервенции, фактически это было стремление воссоздать экономический комплекс Российской империи, что подтверждается декларацией об образовании СССР: «…годы  войны  не  прошли   бесследно. Разоренные   поля, остановившиеся   заводы,   разрушенные производительные  силы  и истощенные хозяйственные  ресурсы,  оставшиеся  в  наследство  от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по   хозяйственному   строительству. Восстановление   народного хозяйства  оказалось  невозможным  при  раздельном  существовании республик.

         С другой стороны,  неустойчивость международного положения и опасность  новых  нападений  делают  неизбежным  создание единого фронта  советских  республик   перед   лицом капиталистического окружения. 
          Наконец, само строение Советской власти,  интернациональной по своей классовой природе,  толкает трудящиеся  массы  советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».

          Во второй части реферата попробуем понять, какое значение имело образование СССР в рамках развития идеи «мировой революции», долгое время бывшей центральной в философском осмыслении марксистского подхода к политико-экономическому транзиту от капитализма к социализму.  
          В качестве научной гипотезы  предположим, что образование СССР явилось довольно красноречивым показателем отказа от воплощения в жизнь идеи мировой революции, стало началом длительного процесса, впоследствии приведшего к концепции построения социализма в одной отдельно взятой стране и перехода от интернационализма первых «романтических» революционных лет к национализму сталинского периода.  

  1. ОБРАЗОВАНИЕ СССР
  1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

           В начале XX в. национальный вопрос был одним из самых главных вопросов в России, настоятельно требовавшим, и разрешить  его  можно  было  только  на  пути революции. Свое  отношение  к  этому  вопросу  были  вынуждены  отразить практически все многочисленные политические партии  страны,  созданные в то время. Одной из  крупнейших  партий  России  были  социалисты-революционеры, партия, несомненно, революционная. В своей  программе,    эсеры обозначили  четкий антисамодержавный настрой, ратовали  за  выборы  Земского  Собора,  то  есть Учредительного собрания,  которое  будет  представителем  всего  народа  без различия пола, сословий, национальности и религии.

         В своей национальной  программе   эсеры   предусматривали   сочетание федеративного устройства страны с культурно-национальной автономией. Близкие к ним, трудовики и энесы также находились  и  по  национальной  проблематике примерно на таких же позициях. Энесы имели  в  своей  программе  специальный раздел "По национальному вопросу",  где  содержались  следующие  требования: "Признание   за   всеми,   без   исключения,   национальностями   права   на самоопределение... Для национальностей, которые останутся в составе Русского государства,  -  проведение   федеративного   принципа   в   государственном строительстве и обеспечение  условий  свободного  национального  развития  в рамках широкой автономии".

         Кадеты, партия,  занимавшая  позиции "левее центра",  провозглашали  принцип  равноправия  всех  народов  России.   Они, признавая право  Польши  и  Финляндии  на  автономию,  были  категорическими противниками  права  на  отделение   и,   фактически,   смыкались   с   теми внутрироссийскими силами, которые ратовали за формулу  "единой  и  неделимой России". В своей программе    кадеты  призывали к включению  в  будущий   основной   закон   Российской   империи   положения, гарантирующего  "всем   населяющим   империю   народностям   помимо   полной гражданской и политической равноправности всем  гражданам  право  свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу  употребления  различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и  содержания  учебных заведений и всякого  рода  собраний,  союзов  и  учреждений,  имеющих  целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности".

        Октябристами  было подписано  воззвание,  где по  окраинному  и национальному вопросу выдвигался  лозунг "сохранения единства  и нераздельности  Российского Государства",  и этот лозунг подавался как  "сохранение  за  ее  (России)  государственным  строем исторически   сложившегося   унитарного   характера".    Допускалось   лишь определенное государственное устройство за  Финляндией.  При  этом,  однако, октябристы ратовали за широкое развитие местного самоуправления и  признание за отдельными национальностями самого широкого  права  на  удовлетворение  и защиту   своих   культурных   нужд,   но   в   пределах   допустимых   идеей государственности и интересами других национальностей.  Октябристы  отрицали идею  федерализма,  признавая  при  этом  объединение  отдельных  местностей империи в областные союзы.

       Многочисленные правые партии и организации,  как правило,  отстаивали принцип статус-кво, то есть  поддерживали  известную  формулу  "православие, самодержавие, народность" или призывали к наступлению на  права  националов, или, как они нередко их назвали, инородцев.

       Русская монархическая партия подчеркивала  в своей программе:  "Монархическая  партия  стоит  за  сохранение  единства  и целостности великой Российской империи, над  которой  должна  царить  единая неограниченная самодержавная власть русского монарха и свободно  и  достойно живущая русская православная церковь,  при  едином  русском  государственном языке, едином русском законе и единой  русской  государственной  школе.  При этих непременных условиях местные национальные особенности  отдельных  групп населения могут свободно существовать и развиваться..."

     Правые отстаивали сохранение  единой и неделимой России,  но,  например, Союз Русских людей  накануне  выборов  в  I  Государственную  думу  в  своих программных   материалах   допускал   право   нерусских    народностей    на самоуправление  и   возможность   саморазвития,   "но   при   условии,   что общегосударственным  руководящим  началом  будет  всегда   польза   русского царства". В своей практической деятельности  правые  партии  боролись  с любыми проявлениями сепаратизма, в том числе в Финляндии,  Польше,  Украине. До Первой мировой войны они были противниками автономии  Польши,  стояли  за твердую политику по объединению Кавказа с Россией и всячески  настаивали  на таком управлении Финляндии, которое бы сохраняло ее в составе России. Правые выступали против кадетского лозунга "свободы национального самоопределения", потакания кадетов украинскому мазепинскому движению.

        "Русское собрание", организация, созданная еще в 1900  г.  и оказавшая

влияние на многие последующие правые партии, подчеркивало: "Племенные  вопросы в  России  должны  разрешаться  сообразно   степени   готовности   отдельной народности служить России и русскому народу в достижении общегосударственных задач... Все попытки к расчленению России, под каким бы то ни было видом  не должны быть  допускаемы".

       Свои  программные   установки   по   национальному   вопросу   идеологи Всероссийского  национального  союза, строили на пяти   основных   тезисах.   Прежде   всего,   они   отстаивали   унитарность государственного устройства России и, вместе  с  тем,  исключительное  право сильных  народов  на  самостоятельное  государственное  бытие.   Далее   они утверждали об инородческом засилии и окраинном паразитизме и необходимости борьбы  с  ними.  Следующий  их  тезис  сводился  к  необходимости   русской национальной эмансипации и последний, пятый тезис допускал  право  инородцев на гражданские права и национальную самобытность, но в том случае, если  они не противоречили девизу "Россия - для русских".  Для этой  партии  была характерна внутренняя противоречивость установок по национальному вопросу.

Информация о работе Образование СССР