Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:57, реферат

Описание работы

Многовековая история Российской империи родила особую модель межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесоматериалы и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Содержание работы

ПЛАН: СТР. ВВЕДЕНИЕ 3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР 5
ПРОЕКТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК 10
ПРИНЯТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ И ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР 13
РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР 15
ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ИДЕЯ «МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 26

Файлы: 1 файл

история отечества Ситникова.docx

— 58.16 Кб (Скачать файл)

6 июля 1923 года вторая сессия  ЦИК СССР решила утвердить  и немедленно ввести в действие  Конституцию СССР, а текст её  внести на окончательное утверждение  II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет  Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция СССР  была единогласно утверждена  II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и  Договора об образовании СССР. В  ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор  состоял из 72 статей и подразделялся  на 11 глав:

    1. О предметах ведения верховной власти СССР
    2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве 
    3. О съезде Советов СССР
    4. О ЦИК СССР
    5. О Президиуме ЦИК СССР
    6. О СНК СССР
    7. О Верховном суде СССР
    8. О народных комиссариатах СССР
    9. Об ОГПУ
    10. О Союзных Республиках
    11. О гербе, флаге и столице СССР.

По своему содержанию первая Конституция СССР была своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

В исключительное ведение Союза  входили:

  • представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами; 
  • изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками; 
  • заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; 
  • объявление войны и заключение мира;
  • заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик; 
  • ратификация международных договоров; 
  • руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; 
  • установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
  • руководство транспортным и почтово-телеграфным делом; 
  • организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик; 
  • утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик: 
  • установление единой денежной и кредитной системы; 
  • установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик; 
  • общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда; 
  • установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза; 
  • установление основных законов о труде;
  • установление общих начал в области народного просвещения; 
  • установление общих мер в области охраны народного здравия;
  • установление системы мер и весов;
  • организация общесоюзной статистики; 
  • основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; 
  • право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза; 
  • отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик; 
  • разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками. 

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в  исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик  ограничивался лишь в пределах, указанных  в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено  право выхода из Союза, территория могла  быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом  власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом  из представителей республик пропорционально  их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных  и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК  СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК  СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим  всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. В него входили:

  • Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик,
  • Заместители Председателя,
  • Народный комиссар по иностранным делам,
  • Народный комиссар по военным и морским делам,
  • Народный комиссар внешней торговли,
  • Народный комиссар путей сообщения,
  • Народный комиссар почт и телеграфов,
  • Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции,
  • Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,
  • Народный комиссар труда,
  • Народный комиссар продовольствия,
  • Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК  СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик  строились примерно так же, как  и органы СССР.

Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции  конституционного надзора.

 

 

  1. ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ИДЕЯ «МИРОВОЙ      РЕВОЛЮЦИИ»

            Истоки идеи мировой революции намного старше большевизма, корни ее в гуманистической традиции просвещения, в исторической традиции революций XVII-XVIII вв. в Европе и Америке. Идеи мировой революции получили новую силу и значимость в 1917-1919 гг., когда европейские революции в России, Германии и Австро-Венгрии, начали восприниматься как начало если не мировой, то международной революции. Центром, призванным объединить усилия революционеров многих стран стал Коммунистический интернационал, или Коминтерн. Именно на его примере можно проследить тенденции и  динамику – от революционного романтизма первых лет к более реалистичной оценке российской и международной ситуации, от экспорта революции к «социализму в одной стране». Первая мировая война привела к крушению Социалистического интернационала и возникновению идеи о создании третьего, Коммунистического интернационала. Февральская революция 1917 г. в России воспринималась Лениным как первый этап мировой революции: «революция не ограничится Россией». Далее последовала острая дискуссия о роли сепаратного мира с Германией, касающаяся того, что более соответствует интересам мировой революции – защита и укрепление советской власти в России или же попытка с помощью немедленной революционной войны «вызвать», «ускорить» революционный взрыв в Европе (даже ценой утраты советской власти в России). Коммунистический Интернационал был формально учрежден 4 марта 1919 г. В рамках первого конгресса Коммунистического Интернационала была выработана «Платформа международного коммунистического движения», в которой делался вывод о том, что из мировой войны родилась новая эпоха – разложения капитализма, коммунистической революции пролетариата. На конгрессе было избрано Бюро Исполкома Коминтерна (ИККИ), куда вошли Г. Зиновьев, Н. Бухарин, М. Литвинов и ряд других деятелей мирового коммунистического движения. Одновременно с этим возникает концепция Коминтерна как «штаба мировой революции».  
        Вскоре после учреждения Коминтерна стали наблюдаться очевидные успехи в процессе приближения мировой революции – в апреле 1919 возникла Баварская советская республика, 21 марта была провозглашена Советская республика в Венгрии. В соответствии с давней социал-демократической традицией помощи более слабым иностранным коммунистическим партиям со стороны более сильных, из советской России на проведение в жизнь идей общеевропейской и мировой революции направлялись значительные денежные средства, изыскиваемые на территории России. К концу 1919 года появились признаки спада послевоенной революционной активности – разгром революционных очагов в Центральной Европе, создание на востоке и юго-западе Европы целого ряда национальных государств, создание Версальской системы и блокада Советской России. Вместе с тем заметный рост симпатий к Коминтерну в крупнейших социал-демократических партиях Европы поддерживал убеждения коммунистов в том, что революционная энергия масс еще не исчерпана и Европа остается основной ареной предстоящих боев.       

         Показательна в данной связи идея Троцкого о том, что необходимо направить маршрут мировой революции на Восток (создать на Урале хорошо вооруженный корпус и бросить его на Индию и Афганистан), которую он озвучил в письме в ЦК РКП (б) от 19 августа 1919 года. Мотивировано это было тем, что Красная Армия в Европе не имеет серьезного веса.  
         Бурный всплеск надежд был связан с польской кампанией Красной Армии летом 1920 г. Этот эпизод прекрасно характеризует ориентацию руководства Коминтерна на решительные действия в борьбе мирового пролетариата за власть, общая наступательная линия была одобрена Коминтерном на II конгрессе в июне-июле 1920 года. Несмотря на имевшиеся предупреждения о возможном пагубном влиянии военной кампании и усилении в случае интервенции националистических настроений в Польше, общий энтузиазм и планы «советизации» целого ряда стран, вплоть до Англии, привели к решению, во многом продемонстрировавшему несостоятельность идей мировой революции в сложившейся международной ситуации.  
          Весной 1921 г. наметились тенденции изменения тактики Коминтерна, получившие впоследствии наименование «перехода от штурма к осаде». Образование крупных компартий в Германии, Франции и Италии требовало не «революционной романтики» (активно просматривавшейся в выступлениях Троцкого и Бухарина прошлых лет), а серьезной подготовительной работы в массах. Ленин к тому времени уже озвучил свои соображения по поводу «детской болезни левизны в коммунизме», сформулировал те условия, без которых невозможна революция – революционная ситуация, общенациональный кризис – а также выдвинул тезис о том, что первейшей задачей является подготовка масс. В том, что Ленин предлагал ограничиться оборонительной политикой по отношению к Антанте, отмечая при этом, что в будущем «мы еще раз и еще раз перейдем от оборонительной политике к наступательной», мы можем увидеть коренную перемену в восприятии идеи мировой революции – она начинает рассматриваться в отдаленной перспективе. На первый план выходят не стратегические, а тактические задачи – в первую очередь экономического и организационного свойства.

         Третий конгресс Коммунистического Интернационала в июне-июле 1921 г. констатировал завершение первого периода послевоенного подъема и замедление темпа мирового революционного процесса. В тезисах о тактике говорилось, что мировая революция потребует длительного периода революционной борьбы, ибо не может развиваться непрерывно и прямолинейно.  
         Ленин на третьем конгрессе Коминтерна уже активно критиковал «левизну» и «теории наступлений», в силу его авторитета эта позиция была расценена не как отступление от изначальных принципов Коминтерна (чем она фактически и являлась), а как шаг к новой – более осмысленной и трезвой стратегии.

         Ленин разъяснял, что развитие  международной мировой революции «не пошло так прямолинейно, как мы ожидали», что «мы теперь совершаем стратегическое отступление», в том числе в международном масштабе, а опыт подобных переходных мер будет полезен и для других стран, где пролетариат придет к власти.

         Следует помнить, что в марте 1921 г. в советской России происходит переход к новой экономической политике, во многом из-за создавшейся опасности выступления рабочих и крестьян против сложившегося режима, спровоцированных тяжелыми социально-экономическими условиями, сложившимися в период проведения в жизнь политики военного коммунизма (во многом принимавшей как неизбежное скорую мировую революцию).  
Дальнейшие действия Коминтерна можно воспринимать как ряд спланированных диверсий и подготовительную работу с прицелом на будущее. Например, осенью 1923 г. Коминтерн принимает решение о форсированной подготовке к вооруженному восстанию в Германии. Неудача этой акции (восстание в Гамбурге было подавлено) может быть воспринята как определенная знаковая точка в динамике рассматриваемого периода.

  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Территориальный распад Российской империи, в результате которого к концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.

Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР. Российская Федерация  дала первый образец национально-государственного строительства, она утвердилась, как  союз народов, объединившихся на основе социалистической национальной автономии. "Будучи первым многонациональным  Советским государством, РСФСР, явилась прообразом Союза ССР".

Отмечая выдающуюся роль В. И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не вспомнить и о его ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип свободного выхода республик из состава СССР, введенный в Договор по настоянию В. И. Ленина и сохраняемый в конституциях Союза ССР в течение десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания союзных территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании которой самое непосредственное участие принял И. В. Сталин на посту наркома по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою историческую верность и обоснованность.

Информация о работе Образование СССР