Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:57, реферат

Описание работы

Многовековая история Российской империи родила особую модель межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесоматериалы и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Содержание работы

ПЛАН: СТР. ВВЕДЕНИЕ 3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР 5
ПРОЕКТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК 10
ПРИНЯТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ И ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР 13
РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР 15
ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ИДЕЯ «МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 26

Файлы: 1 файл

история отечества Ситникова.docx

— 58.16 Кб (Скачать файл)

        Особый разговор о различных национальных партиях России, число которых было  весьма  значительным,  но   в   подавляющем   большинстве   своем   не отличавшихся, однако, многочисленностью своих членов.  Сторонники  отделения от России были тогда в  меньшинстве  и  подобные  партии  можно  обнаружить, прежде  всего,  в  Польше  и  Финляндии,  да  и  там  были  организации,  не выдвигавшие  отделенческих  лозунгов. 

     Большинство национальных партий  ратовало  или  за  автономию,  или 

федерацию в  рамках России. В программе грузинской национально-демократической  партии      говорилось   о безотлагательном   установлении   политической    автономии    Грузии    как демократической республики с центром в  Тифлисе.  Партия  социалистов-федералистов Грузии  требовала  преобразования  России  в  федеративное   демократическое государство и полной  автономии  для  территории,  населенной  грузинами,  с гарантией прав грузинского народа в тех  местах,  где  грузины  находятся  в меньшинстве.  Идею  политической  национально-территориальной (краевой) автономии   отстаивала   Украинская    демократическо-радикальная    партия. В политическом спектре Украины  эта  партия  занимала  место  в центре национальных и общероссийских партий. Одна часть ее членов тяготела к кадетам, другая к эсерам, трудовикам и народным социалистам.  Собственно в то время большинство деятелей украинского общественного движения разделяли идеи автономии  или федерализма.  В этом  отношении интересна эволюция взглядов  лидеров  Украинской   народной   партии,   основным   политическим постулатом которой было создание независимого  украинского  демократического государства, но после создания Государственной думы выступившей за наделение Украины автономией. Впрочем,  ряд деятелей  украинского национального движения в автономии видели лишь этап на пути  к  последующей  независимости Украины. Но все-таки автономии  и федерализм были господствующими в программах  национальных партий   России.   Об   этом   свидетельствуют   и   установки    Молдавской национал-демократической  партии, Младофинской партии, Литовской демократической  партии, хотя последняя видела в автономии лишь первый шаг к самостоятельности.

     Эти установки на автономию  были характерными и для тех  народов, которые когда-то обладали собственной государственностью - поляки, литовцы,  армяне, грузины, молдаване, татары, но и тех, кто своей государственности раньше  не имели. Вместе с тем, устремления деятелей национальных движений  вступали  в серьезное противоречие  с  общей  политикой  царизма. Политика господствующих кругов  заключалась,  прежде всего, в ассимиляции и русификации и даже некоторые  послабления  в  области развития национальных культур рассматривались  в верхах как  временные  и  вынужденные.  В  этих  условиях  новое  обострение отношений между национальными окраинами и центром было неизбежным.

 

Ленин  относил разрешение  национальных  противоречий  к  одному  из   важнейших   вопросов демократических преобразований в целом.

            С самого начала своей революционной деятельности  В.  И.  Ленин  уделял пристальное  внимание  межнациональным  отношениям  в  России  и  разработке революционной программы русских марксистов по национальному вопросу. Ленин признавал право свободного отделения от России всех наций и народностей, насильственно присоединенных царизмом и, вместе с тем,  подчеркивал  стремление  пролетарской  партии  к созданию крупного государства и сближения и слияния наций путем свободного, братского союза трудящихся масс всех наций. Ленин писал: "Республика русского народа должна привлекать к  себе  другие  народы или народности не насилием,  а  исключительно  добровольным  соглашением  на создание общего государства. Единство и братский союз рабочих всех стран  не мирится ни с прямым, ни с косвенным насилием над другими народностями".

  1. ПРОЕКТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК

         Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП (б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП (б) из представителей ЦК РКП (б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между  теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму  и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР,  которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти. Оно также выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным  руководством Азербайджана, Армении  и Закавказским крайкомом РКП (б).

          ЦК КП Грузии выступила против,  заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали  на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП (б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии,  идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и  сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в состав РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК  одобрил позицию В. И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.

18 декабря 1922 года Пленум ЦК  принял проект Союзного договора.

В течение декабря 1922 года съезды Советов  Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли  постановления об образовании СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов.

Х Всероссийский съезд Советов  собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с  решающим и совещательным голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский  съезд Советов принял предложенное  Президиумом ВЦИК постановление  об образовании СССР.

На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.

 

3. ПРИНЯТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ И ДОГОВОРА ОБ           ОБРАЗОВАНИИ СССР

          29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда Советов.

30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе съезда приняли участие более двух тысяч делегатов.

Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.

В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.

Затем слово было предоставлено  М. В. Фрунзе, который предложил принять Декларацию и Договор за основу. Поручив ЦИК СССР передать эти документы для дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда Советов.

Предложение было принято.

В Декларации перечислялись три  причины создания Союза ССР –  экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных  республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства  оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых  нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик  перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской  власти, интернациональной по своей  классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских  республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю  безопасность, и внутреннее хозяйственное  преуспевание, и свободу национального  развития народов".

В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно  и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным  органам центральной государственной  власти. Договор определял сферу  полномочий Союза Советских Социалистических Республик, предусматривал формирование общесоюзных органов государственной  власти. Народные комиссариаты иностранных  дел, внешней торговли, по военным  и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились  общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции. То есть те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов.

В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных республик  сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с  тем не было никаких указаний на сроки его существования и  на возможность отмены.

Затем съезд избрал верховный орган  Союза ССР – Центральный Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов.

4. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР                                 

        Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК  СССР первого созыва образовал  Конституционную комиссию в составе  представителей всех союзных  республик для завершения подготовки  сводного проекта Конституции  СССР.

Информация о работе Образование СССР