Общественная мысль и духовная жизнь России в первой половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Культура России XIX века отразила в себе важнейшие особенности времени. XIX век отличался динамизмом общественного развития. Начало века ознаменовалось рядом преобразований в области просвещения и государственного управления, проводимых императором Александром I.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……2
1. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. «Золотой век» русской культуры………………………………………………3
1.1 «Золотой век» русской культуры………………………………….5
2. Славянофилы и западники…………………………………………...8
3. Русский утопический социализм. В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский…………………………………………………………………..13
4. Формирование декабристской идеологии………………………...18
4.1 Значение восстания декабристов…………………………………..21
Заключение………………………………………………………………23
Тест……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………….………25

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 53.41 Кб (Скачать файл)

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И  ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……2

1. Национальные корни  отечественной культуры и западные  влияния. «Золотой век» русской культуры………………………………………………3

1.1 «Золотой век» русской культуры………………………………….5

2. Славянофилы и западники…………………………………………...8

3. Русский утопический  социализм. В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский…………………………………………………………………..13

4. Формирование декабристской идеологии………………………...18

4.1 Значение восстания  декабристов…………………………………..21

Заключение………………………………………………………………23

Тест……………………………………………………………………...24

Список литературы…………………………………………….………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории общественной мысли  России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами  шло разрушение феодально-крепостнической  системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания  необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально  встал и перед обществом, и перед верховной властью.

Культура России XIX века отразила в себе важнейшие особенности  времени. XIX век отличался динамизмом общественного развития. Начало века ознаменовалось рядом преобразований в области просвещения и государственного управления, проводимых императором Александром I.

Большое влияние на развитие культуры России оказала Великая  французская буржуазная революция. Победа русского народа в Отечественной  войне 1812 года привела к возрождению  национального самосознания. Восстание  декабристов положило начало революционному движению в России. Вместе с динамично  развивающимся обществом быстро развивалась, меняла свое содержание и  формы отечественная культура.

Цель данной работы ознакомление с общественными мыслями в  России XIX века, а также с культурой и преобразованиями в области просвещения и государственного управления, изучение темпов разрушения феодально-крепостнической системы.

Тема данной контрольной  работы является актуальной, так как  XIX век был  веком реформ, главной из которых – отмена крепостного права, а также было проведено множество преобразований не только в политике, но и в культуре.

 

 

 

 

 

    1. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.

В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного  взлета и расцвета. По богатству  литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с  каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII век Россия громко заявила  всему миру о своем существовании, то в XIX век она буквально ворвалась  в мировую культуру, заняв там  одно из самых почетных мест.

Это произошло благодаря  тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общественной культуры. Именно в XIX веке Российская культура, став классической, создала  совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве. Россия, расположенная на перекрестке  Востока и Запада, всегда находилась под воздействием различных, часто  несхожих культурных влияний.

Что-то приживалось, что-то отвергалось. То, что оставалось на русской земле  адаптировалось к отечественным  условиям и в конечном итоге приобретало  свои национальные черты. В первой половине XIX века Россия представляла собой сложное  социально-культурное сочетание. Такие  слои общества как дворянство, чиновничество, богатое купечество зачастую жили в  соответствии с нормами, распространенными  в странах Западной Европы.

Знание иностранных языков, главным образом французского и  немецкого, позволяло им знакомиться  с новейшими мировыми достижениями общественной жизни и художественного  творчества. В Россию привозилось  большое количество разных книг и  журналов из Франции, Германии, Англии, из которых узнавались новейшие открытия и важные события. Некоторые дворяне  перенимали не только европейские вкусы  и моды, но и образ мысли, систему  общественных взглядов.[1]

Некоторые представители  известных дворянских фамилий увлекались антигосударственными теориями и даже вступали в тайные масонские организации, которые в начале XIX века являлись модным увлечением. Некоторые такие  организации объединяли верхи бюрократии, родовую аристократию и интеллектуальную элиту.

Масонская антигосударственная  пропаганда привела к тому, что  тайные общества во многих странах  стали запрещаться. В 1822 году указом Александра I деятельность масонских  организаций была запрещена в  России.

Основная же часть населения  России, которое представляло крестьянство, в первой половине XIX века не испытывало на себе воздействия нравов и моды Западной Европы. Большая часть населения  не умели ни читать, ни писать, нельзя сказать, что крестьяне находились вне культуры. [2]

Православная церковь, ее обряды, вера заставляли смотреть на мир, как на творение Боже. Простые люди, в отличии от дворянства, не потеряли эту безусловную веру, сохранили они и веру в царя, как в Помазанника Божьего. Народ создавал свои сказки, былины, песни, воплощал свое творчество в изделиях из кожи, дерева, льна, камня и металла. Деревянные постройки жилищ, церквей были причудливы по своим формам и оформлению.

В первой половине XIX века в  России было образовано семь университетов. Кроме, действовавшего, Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. [3]

Высших государственных  чиновников готовили в привилегированных  учебных заведениях лицеях. Положительную  роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта  в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная  Национальная библиотека). Правда, в  то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому  читателю.

1.1 «Золотой век» русской культуры

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма  в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в  стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города.

Петербургский классицизм это  архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим  единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова.

Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского  острова. Невский проспект, главная  магистраль Петербурга, приобрёл вид  единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная  с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге самое большое здание, возведённое  в России в первой половине XIX века.

В палитру разностиля Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец.[12]

В 1839 году на берегу Москвы реки был заложен храм Христа Спасителя  в память избавления России от наполеоновского  нашествия. В 1852 году в культурной жизни  России произошло примечательное событие.

Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный  художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные  труппы и крепостные театры. Некоторые  помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты  вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33х лет был крепостным, П. С. Мочалов  вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин.

В эти же годы в Большом  театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила  холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Талантливые: Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. [10]

В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. Русская живопись первой половины ХIX века представлена целым рядом художников. Наиболее высоких результатов достигла портретная живопись, а так же полотна на исторические и библейские сюжеты. Позже получают свое развитие пейзаж и жанровая живопись.

В 1830 году на раскопках античного  города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Через три  года картина «Последний день Помпеи»  совершила триумфальное путешествие  из Италии в Россию.

Своей вершины академическая  живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова. Более 20 лет работал  он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и  яркость своего таланта. Два замечательных  портретиста своего времени - О.А. Кипренский и В.А. Тропинин - написали прижизненные портреты Пушкина. В первой половине ХIX века значительно возросло число газет и журналов.

Среди русских журналов особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный в 1802 году Н.М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного  направления, отличаясь взвешенностью  суждений, респектабельностью и высоким  уровнем публикуемых материалов. Ярким, но очень коротким оказался век  у «Полярной звезды» издававшейся А.А. Бестужевым, и К.Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Жуковский. Но вышло всего три книги, когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 года. [11]

В культуре «золотого века»  литература сыграла главную роль, стабилизирующую и созидательную, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог  выразить наиболее полно потребности  своего времени.

Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный  взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры.

Пушкин является создателем русского литературного языка. Его  поэзия стала непреходящей ценностью  в развитии не только русской, но и  мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине  и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. [13]

В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий  Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А.С. Пушкин гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк.

Всё, что им создано, это  классические образцы русского слова  и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему  вот черта, отличающая образованность от дикости...” 

Ещё при жизни Пушкина  широкую известность стал приобретать  писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание  правды жизни сопровождалось беспощадными разоблачениями самодержавных российских порядков. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина  явила Лермонтова русской публике  во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался  принять существовавшие деспотические  порядки.

Русская культура первой половины XIX века, отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве художников всех видов искусства воплотилась  идея русской национальной самобытности.

2. Славянофилы и западники

Полемика «славянофилов» и «западников» около двадцати лет (с конца тридцатых и до середины пятидесятых годов) была явлением, определявшим ценностные координаты общественно-политической и философской мысли России. Именно это время оказалось во многом определяющим для формирования проблемного  поля отечественной философской мысли на столетие вперед.

Ценностные установки  «консерваторов» и «новаторов», предвосхитившие многие установки  будущих славянофилов и западников, впервые отчетливо проявили себя в споре о новом литературном языке между сторонниками двух литературных объединений: «Арзамаса» (1815-1818, Н. М. Карамзин) и «Беседы любителей русского слова» (1811-1816, А. С. Шишков).

Информация о работе Общественная мысль и духовная жизнь России в первой половине 19 века