Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:35, контрольная работа
В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Культура России XIX века отразила в себе важнейшие особенности времени. XIX век отличался динамизмом общественного развития. Начало века ознаменовалось рядом преобразований в области просвещения и государственного управления, проводимых императором Александром I.
Введение…………………………………………………………….……2
1. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. «Золотой век» русской культуры………………………………………………3
1.1 «Золотой век» русской культуры………………………………….5
2. Славянофилы и западники…………………………………………...8
3. Русский утопический социализм. В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский…………………………………………………………………..13
4. Формирование декабристской идеологии………………………...18
4.1 Значение восстания декабристов…………………………………..21
Заключение………………………………………………………………23
Тест……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………….………25
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Национальные корни
отечественной культуры и
1.1 «Золотой век» русской культуры………………………………….5
2. Славянофилы и западники…………………
3. Русский утопический
социализм. В.Г Белинский, А.И. Герцен,
Н.Г. Чернышевский………………………………………………
4. Формирование декабристской идеологии………………………...18
4.1 Значение восстания декабристов…………………………………..21
Заключение……………………………………………………
Тест……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В истории общественной мысли
России XIX век занимает свое особое
место. В этот период быстрыми темпами
шло разрушение феодально-крепостнической
системы и утверждение
Культура России XIX века отразила
в себе важнейшие особенности
времени. XIX век отличался динамизмом
общественного развития. Начало века
ознаменовалось рядом преобразований
в области просвещения и
Большое влияние на развитие культуры России оказала Великая французская буржуазная революция. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года привела к возрождению национального самосознания. Восстание декабристов положило начало революционному движению в России. Вместе с динамично развивающимся обществом быстро развивалась, меняла свое содержание и формы отечественная культура.
Цель данной работы ознакомление с общественными мыслями в России XIX века, а также с культурой и преобразованиями в области просвещения и государственного управления, изучение темпов разрушения феодально-крепостнической системы.
Тема данной контрольной работы является актуальной, так как XIX век был веком реформ, главной из которых – отмена крепостного права, а также было проведено множество преобразований не только в политике, но и в культуре.
В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII век Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX век она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест.
Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общественной культуры. Именно в XIX веке Российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве. Россия, расположенная на перекрестке Востока и Запада, всегда находилась под воздействием различных, часто несхожих культурных влияний.
Что-то приживалось, что-то отвергалось. То, что оставалось на русской земле адаптировалось к отечественным условиям и в конечном итоге приобретало свои национальные черты. В первой половине XIX века Россия представляла собой сложное социально-культурное сочетание. Такие слои общества как дворянство, чиновничество, богатое купечество зачастую жили в соответствии с нормами, распространенными в странах Западной Европы.
Знание иностранных языков, главным образом французского и немецкого, позволяло им знакомиться с новейшими мировыми достижениями общественной жизни и художественного творчества. В Россию привозилось большое количество разных книг и журналов из Франции, Германии, Англии, из которых узнавались новейшие открытия и важные события. Некоторые дворяне перенимали не только европейские вкусы и моды, но и образ мысли, систему общественных взглядов.[1]
Некоторые представители известных дворянских фамилий увлекались антигосударственными теориями и даже вступали в тайные масонские организации, которые в начале XIX века являлись модным увлечением. Некоторые такие организации объединяли верхи бюрократии, родовую аристократию и интеллектуальную элиту.
Масонская антигосударственная пропаганда привела к тому, что тайные общества во многих странах стали запрещаться. В 1822 году указом Александра I деятельность масонских организаций была запрещена в России.
Основная же часть населения России, которое представляло крестьянство, в первой половине XIX века не испытывало на себе воздействия нравов и моды Западной Европы. Большая часть населения не умели ни читать, ни писать, нельзя сказать, что крестьяне находились вне культуры. [2]
Православная церковь, ее обряды, вера заставляли смотреть на мир, как на творение Боже. Простые люди, в отличии от дворянства, не потеряли эту безусловную веру, сохранили они и веру в царя, как в Помазанника Божьего. Народ создавал свои сказки, былины, песни, воплощал свое творчество в изделиях из кожи, дерева, льна, камня и металла. Деревянные постройки жилищ, церквей были причудливы по своим формам и оформлению.
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме, действовавшего, Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. [3]
Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях лицеях. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
1.1 «Золотой век» русской культуры
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города.
Петербургский классицизм это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова.
Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века.
В палитру разностиля Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец.[12]
В 1839 году на берегу Москвы реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.
Открыл свои двери Эрмитаж,
где были собраны художественные
сокровища императорской
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин.
В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Талантливые: Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. [10]
В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. Русская живопись первой половины ХIX века представлена целым рядом художников. Наиболее высоких результатов достигла портретная живопись, а так же полотна на исторические и библейские сюжеты. Позже получают свое развитие пейзаж и жанровая живопись.
В 1830 году на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. Два замечательных портретиста своего времени - О.А. Кипренский и В.А. Тропинин - написали прижизненные портреты Пушкина. В первой половине ХIX века значительно возросло число газет и журналов.
Среди русских журналов особой
популярностью пользовался «
В культуре «золотого века»
литература сыграла главную роль,
стабилизирующую и
Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры.
Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. [13]
В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А.С. Пушкин гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк.
Всё, что им создано, это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадными разоблачениями самодержавных российских порядков. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки.
Русская культура первой половины XIX века, отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве художников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности.
2. Славянофилы и западники
Полемика «славянофилов» и «западников» около двадцати лет (с конца тридцатых и до середины пятидесятых годов) была явлением, определявшим ценностные координаты общественно-политической и философской мысли России. Именно это время оказалось во многом определяющим для формирования проблемного поля отечественной философской мысли на столетие вперед.
Ценностные установки «консерваторов» и «новаторов», предвосхитившие многие установки будущих славянофилов и западников, впервые отчетливо проявили себя в споре о новом литературном языке между сторонниками двух литературных объединений: «Арзамаса» (1815-1818, Н. М. Карамзин) и «Беседы любителей русского слова» (1811-1816, А. С. Шишков).
Информация о работе Общественная мысль и духовная жизнь России в первой половине 19 века