Общественная мысль и духовная жизнь России в первой половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Культура России XIX века отразила в себе важнейшие особенности времени. XIX век отличался динамизмом общественного развития. Начало века ознаменовалось рядом преобразований в области просвещения и государственного управления, проводимых императором Александром I.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……2
1. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. «Золотой век» русской культуры………………………………………………3
1.1 «Золотой век» русской культуры………………………………….5
2. Славянофилы и западники…………………………………………...8
3. Русский утопический социализм. В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский…………………………………………………………………..13
4. Формирование декабристской идеологии………………………...18
4.1 Значение восстания декабристов…………………………………..21
Заключение………………………………………………………………23
Тест……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………….………25

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 53.41 Кб (Скачать файл)

В 1849г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано, 21 человек  был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой. Многие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революции  и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф.М. Достоевский.[11]

В целом революционное  движение в России именно в 40-50-е  гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними  причинами, но и революциями в  Европе.

Главными особенностями  революционной идеологии этого  периода стали: утрата надежды на реформирование России «сверху в  результате сотрудничества верховной  власти и общества обоснование правомерности  и необходимости революционного насилия в целях осуществления  перемен в обществе» выдвижение в качестве идейной основы будущей  революции и устройства жизни  страны после победы революции социалистических учений.

Революционное движение 40-50-х  гг. стало важной причин подталкивавшей власти к реформированию общества. Идейным вождем революционного движения в России в конце 50 - 60-х гг. стал редактор петербургского журнала "Современник" Н. .Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях  за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционно организации.[7]

В июле 1862года Чернышевский был арестован и помещен в  Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал  роман «Что делать?», который был  напечатан в журнале «Современник».

В романе Чернышевский изложил  свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала  настоящей «библией» для русских  революционеров.

В 1864году Чернышевский был  приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири. Деятельность Герцена, Белинского и Чернышевского, других пропагандистов «общинного»  социализма не пропали даром. Еще  в 1861году в Петербурге возникла тайная революционная организация.

Для ее названия были взяты  ключевые слова одной из статей Н.П. Огарева, помещенной в «Колоколе», - «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп  и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося  дворянства, т.е. «лиц разного чина и званий».

А в 1863г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое  разочарование - не оправдались их расчеты  на массовые выступления крестьян.

Герцена и Чернышевского  чаще всего относят к разряду  революционных демократов и одновременно таких социалистов-утопистов, которые  являются ближайшими предшественниками социалистических (пролетарских по марксистской терминологии) демократов. Оба мыслителя проявили при этом незаурядную универсальность и представили в обоснование своих радикальных политических и социальных программ развернутую аргументацию не только философского и социологического, но также культурологического, политэкономического и правоведческого характера.[11]

 

4. Формирование декабристской идеологии

Предпосылки, обусловившие зарождение движения декабристов, коренились прежде всего в социально-экономической  обстановке того времени. Социально-экономическое  положение страны характеризовалось  глубокими противоречиями между выросшими на новой капиталистической

основе производительными силами и старыми феодальными производственными отношениями.

Это противоречие нашло свое выражение в росте в недрах старой феодально-крепостнической  формации новых капиталистических  отношений, в разложении крепостничества. Декабристы как передовые представители  своей эпохи чувствовали и  понимали прогрессивность растущих капиталистических отношений и  невозможность сохранения старых, феодально-крепостных.

Конечно, декабристы как  передовые представители своего времени не могли не замечать этих прогрессивных явлений. Они понимали, что крепостной труд являлся препятствием на пути дальнейшего развития страны.

Рост новых производительных сил выражался в это время  также и в начале применения на отдельных предприятиях машин. Более  широкое применение машин началось с 30-40-х годов XIX в., то есть непосредственно  в период оформления декабризма, машины уже начали вводиться в хлопчатобумажной и других отраслях промышленности. В эти же годы усилился процесс  замены водяных двигателей - паровыми, что также способствовало повышению производительности труда.

Одно время среди крепостников появились помещики, которые стали  выписывать из-за границы сельскохозяйственные машины (молотилки, веялки и пр.). К  числу таких помещиков принадлежал  даже Ростопчин, московский генерал-губернатор в 1812 г.

При крепостном труде использование  машин в сельском хозяйстве не давало эффекта. Управляющий степными вотчинами Юсупова, Чугин, сообщал в 1826 г., что молотильная машина обмолачивает в один час две копны, т. е. производительность ее была весьма низкой, а веяльные машины, писал он, «оказались совсем плохи». Дело тут, конечно, было не столько в их технических несовершенствах, сколько в невозможности при крепостничестве иметь квалифицированного рабочего, работающего на основе экономической заинтересованности (вольнонаемного), а не крепостного крестьянина, работавшего на помещика в силу внеэкономического принуждения.

Следовательно, для развития производительных сил в сельском хозяйстве необходимо было ликвидировать  крепостничество. Но помещики-крепостники  не понимали и не хотели этого понять.

Помещики-крепостники в  своей массе стремились получить побольше дохода не путем применения вольнонаемного труда и машин, а путем увеличения барщины, расширения своей и сокращения крестьянской запашки, путем усиления репрессий в отношении крестьян и т. д., словом, за счет повышения эксплуатации крестьян.

Но этим они еще больше подрывали крестьянское хозяйство, доводя его до полного разорения  и обнищания. Крестьянские массы  отвечали на это усилением борьбы против помещиков. Положение в стране обострялось, и помещичий гнет, и  насилие становились невыносимыми. Поэтому декабристы как передовые  люди своей эпохи понимали, что  сохранение крепостных отношений невозможно, и решительно выступали за отмену крепостничества.

Декабристы хотя и были дворянами, но, поняв прогрессивность  капитализма по сравнению с феодально-крепостническим  строем, перешли тем самым на позиции  буржуазной идеологии.

Фактором, который способствовал  созреванию и пробуждению идеологии  декабристов, была Отечественная война 1812 г. Война 1812 г. свела декабристов  лицом к лицу с народом, заставила  их глубже вдуматься в тяжелое  положение угнетенных масс. В войне 1812 г. участвовали Пестель, Якушкин, Муравьев-Апостол, Раевский, Трубецкой, позднее Рылеев и другие декабристы. Они проявили себя в этой войне храбрыми патриотами, людьми передовыми, сторонниками изменения феодально-крепостнических порядков. Декабрист Муравьев-Апостол писал: «Мы дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь ради любви к отечеству было сердечным побуждением нашим».

После изгнания Наполеона  из России декабристы ждали изменений. Декабрист Штейнгель писал: «Все, казалось, предвещало эпоху, от которой начнется период внутреннего переустройства». Но ожидания не сбылись.

Внутри страны декабристы наблюдали жестокие аракчеевские порядки, которые не могли их не возмущать. Декабристы столкнулись с тем, что  офицеры - герои Отечественной войны 1812 г. - попадали под опалу за нарушение  палочной дисциплины. Многие из них  бросали военную службу. Декабристы воочию наблюдали волну широко растущего  возмущения среди военных поселян  и среди солдат и это, несомненно, окрыляло их планы военного переворота. [15]

Хотя декабристы и были далеки от народа, но на оформление их революционной идеологии влияла также революционная борьба крестьянских масс. Декабристы убедились, что все  разговоры Александра I о преобразованиях  были пустой болтовней, что Александр I оставляет незыблемым крепостной строй, и власть дворян над крестьянами.

Они не могли мириться с  этим и как передовые люди своей  эпохи, понявшие причины экономического застоя и политической реакции в  стране, встали на путь революционной  борьбы против крепостничества самодержавия. Таким образом, движение декабристов  зародилось не случайно, а имело  глубокие основания в экономической  и политической действительности России. Показания многих декабристов ясно говорят о влиянии на оформление их взглядов лекций проф. А. П. Куницына, проф. Арсеньева, проф. Германа, произведений Княжнина, Д. И. Фонвизина, революционных стихов Пушкина, ходивших в рукописи по рукам, «Горя от ума» Грибоедова и произведений других авторов.

Особенно существенное влияние  оказывало такое произведение Радищева, как его книга «Путешествие из Петербурга в Москву». П. А. Бестужев показал на следствии, что свободолюбивые мысли у него зародились под влиянием чтения рукописных произведений, в  том числе и книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву.

Однако надо иметь в  виду также и то, что декабристы были наиболее просвещенными и образованными  людьми своей эпохи; они внимательно  следили за развитием передовой  революционной мысли и событий  на Западе и осуждали реакционные  порядки не только в России, но и  в Европе.

Программные документы декабристов определялись не подражанием западным образцам, а особенностями русской действительности, классовым положением самих декабристов и ходом исторических событий в России. Именно эти последние моменты были решающими в оформлении движения и идеологии декабристов.

Декабристы были пламенными революционными патриотами своей родины, которые вступили в борьбу с самодержавием  и крепостничеством не во имя подражания Западу, а во имя правильно ими  понятых потребностей общественного  развития России. Революционные движения на Западе только способствовали вызреванию их революционной идеологии.

4.1 Значение восстания декабристов

Историческая заслуга  декабристов неоспорима. Они вошли  в историю России как пионеры  освободительной борьбы против самодержавия и крепостничества. Их восстание, при  всех его слабостях, было актом международной  значимости. Оно ударило по европейской  реакции, по системе Священного союза, оплотом которого был царизм. В  самой России декабристы разбудили  вольнолюбивый дух нации. Их имена  и судьбы остались в памяти, а  идеи - в арсенале следующих поколений  борцов за свободу.

Деятельность дворянских революционеров имела большое значение для развития русской передовой  общественно-политической мысли. Их антисамодержавные, антикрепостнические идеи и лозунги поддерживали их преемники. Многие декабристы защищали материалистическую философию, боролись с религией и идеализмом.

Исторические взгляды  декабристов были тесно связаны  с их политической программой и были направлены против официально-охранительной  историографии. Требования дворянских революционеров: отменить крепостное право, ликвидировать самодержавие, предоставить народу широкие демократические  свободы - отражали насущные потребности  экономического и социально-политического  преобразования России.

Движение дворянских революционеров оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни  России; на их идеях воспитывалось  целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей.

В своем знаменитом «Послании  в Сибирь» А.С. Пушкин писал: «Не  пропадет наш скорбный труд…» Это  были пророческие слова. Через многие поколения В.И. Ленин, оценивая движение дворянских революционеров, сделал вывод: «…Их дело не пропало. Декабристы разбудили  Герцена. Герцен развернул революционную  агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры - разночинцы, начиная с Чернышевского и  кончая героями «Народной воли».

Таким образом, дворянские революционеры  заложили основы революционного движения в России. Классик А.И. Герцен, который  в ярких трудах «О развитии революционных  идей в России» (1851) и «Русский заговор 1825 г.» (1857) показал национальные корни, величие и значение декабристов  как первых русских революционеров, вскрыл главный источник их слабости (отрыв от народа), но в общем он идеализировал их («фаланга героев», «богатыри, кованные из чистой стали».[11, 14, 7]

Заключение

Таким образом, можно сделать  вывод, что на общественно - культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. Эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи.

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной  истории, особенно возросший в это  время. Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных  исканий среди части светских и духовных деятелей в России.

Информация о работе Общественная мысль и духовная жизнь России в первой половине 19 века