Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:35, контрольная работа
В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Культура России XIX века отразила в себе важнейшие особенности времени. XIX век отличался динамизмом общественного развития. Начало века ознаменовалось рядом преобразований в области просвещения и государственного управления, проводимых императором Александром I.
Введение…………………………………………………………….……2
1. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. «Золотой век» русской культуры………………………………………………3
1.1 «Золотой век» русской культуры………………………………….5
2. Славянофилы и западники…………………………………………...8
3. Русский утопический социализм. В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский…………………………………………………………………..13
4. Формирование декабристской идеологии………………………...18
4.1 Значение восстания декабристов…………………………………..21
Заключение………………………………………………………………23
Тест……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………….………25
В 1849г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано, 21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой. Многие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революции и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф.М. Достоевский.[11]
В целом революционное движение в России именно в 40-50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе.
Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали: утрата надежды на реформирование России «сверху в результате сотрудничества верховной власти и общества обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе» выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.
Революционное движение 40-50-х гг. стало важной причин подталкивавшей власти к реформированию общества. Идейным вождем революционного движения в России в конце 50 - 60-х гг. стал редактор петербургского журнала "Современник" Н. .Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционно организации.[7]
В июле 1862года Чернышевский
был арестован и помещен в
Петропавловскую крепость, где провел
около двух лет. Там он написал
роман «Что делать?», который был
напечатан в журнале «
В романе Чернышевский изложил
свои взгляды на будущее социалистическое
устройство общества, на новую мораль
и нравственность. Эта книга стала
настоящей «библией» для
В 1864году Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири. Деятельность Герцена, Белинского и Чернышевского, других пропагандистов «общинного» социализма не пропали даром. Еще в 1861году в Петербурге возникла тайная революционная организация.
Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н.П. Огарева, помещенной в «Колоколе», - «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т.е. «лиц разного чина и званий».
А в 1863г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование - не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян.
Герцена и Чернышевского чаще всего относят к разряду революционных демократов и одновременно таких социалистов-утопистов, которые являются ближайшими предшественниками социалистических (пролетарских по марксистской терминологии) демократов. Оба мыслителя проявили при этом незаурядную универсальность и представили в обоснование своих радикальных политических и социальных программ развернутую аргументацию не только философского и социологического, но также культурологического, политэкономического и правоведческого характера.[11]
4. Формирование декабристской идеологии
Предпосылки, обусловившие
зарождение движения декабристов, коренились
прежде всего в социально-
основе производительными силами и старыми феодальными производственными отношениями.
Это противоречие нашло свое выражение в росте в недрах старой феодально-крепостнической формации новых капиталистических отношений, в разложении крепостничества. Декабристы как передовые представители своей эпохи чувствовали и понимали прогрессивность растущих капиталистических отношений и невозможность сохранения старых, феодально-крепостных.
Конечно, декабристы как передовые представители своего времени не могли не замечать этих прогрессивных явлений. Они понимали, что крепостной труд являлся препятствием на пути дальнейшего развития страны.
Рост новых производительных сил выражался в это время также и в начале применения на отдельных предприятиях машин. Более широкое применение машин началось с 30-40-х годов XIX в., то есть непосредственно в период оформления декабризма, машины уже начали вводиться в хлопчатобумажной и других отраслях промышленности. В эти же годы усилился процесс замены водяных двигателей - паровыми, что также способствовало повышению производительности труда.
Одно время среди крепостников
появились помещики, которые стали
выписывать из-за границы сельскохозяйственные
машины (молотилки, веялки и пр.). К
числу таких помещиков
При крепостном труде использование машин в сельском хозяйстве не давало эффекта. Управляющий степными вотчинами Юсупова, Чугин, сообщал в 1826 г., что молотильная машина обмолачивает в один час две копны, т. е. производительность ее была весьма низкой, а веяльные машины, писал он, «оказались совсем плохи». Дело тут, конечно, было не столько в их технических несовершенствах, сколько в невозможности при крепостничестве иметь квалифицированного рабочего, работающего на основе экономической заинтересованности (вольнонаемного), а не крепостного крестьянина, работавшего на помещика в силу внеэкономического принуждения.
Следовательно, для развития производительных сил в сельском хозяйстве необходимо было ликвидировать крепостничество. Но помещики-крепостники не понимали и не хотели этого понять.
Помещики-крепостники в своей массе стремились получить побольше дохода не путем применения вольнонаемного труда и машин, а путем увеличения барщины, расширения своей и сокращения крестьянской запашки, путем усиления репрессий в отношении крестьян и т. д., словом, за счет повышения эксплуатации крестьян.
Но этим они еще больше
подрывали крестьянское хозяйство,
доводя его до полного разорения
и обнищания. Крестьянские массы
отвечали на это усилением борьбы
против помещиков. Положение в стране
обострялось, и помещичий гнет, и
насилие становились
Декабристы хотя и были
дворянами, но, поняв прогрессивность
капитализма по сравнению с феодально-
Фактором, который способствовал созреванию и пробуждению идеологии декабристов, была Отечественная война 1812 г. Война 1812 г. свела декабристов лицом к лицу с народом, заставила их глубже вдуматься в тяжелое положение угнетенных масс. В войне 1812 г. участвовали Пестель, Якушкин, Муравьев-Апостол, Раевский, Трубецкой, позднее Рылеев и другие декабристы. Они проявили себя в этой войне храбрыми патриотами, людьми передовыми, сторонниками изменения феодально-крепостнических порядков. Декабрист Муравьев-Апостол писал: «Мы дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь ради любви к отечеству было сердечным побуждением нашим».
После изгнания Наполеона из России декабристы ждали изменений. Декабрист Штейнгель писал: «Все, казалось, предвещало эпоху, от которой начнется период внутреннего переустройства». Но ожидания не сбылись.
Внутри страны декабристы наблюдали жестокие аракчеевские порядки, которые не могли их не возмущать. Декабристы столкнулись с тем, что офицеры - герои Отечественной войны 1812 г. - попадали под опалу за нарушение палочной дисциплины. Многие из них бросали военную службу. Декабристы воочию наблюдали волну широко растущего возмущения среди военных поселян и среди солдат и это, несомненно, окрыляло их планы военного переворота. [15]
Хотя декабристы и были далеки от народа, но на оформление их революционной идеологии влияла также революционная борьба крестьянских масс. Декабристы убедились, что все разговоры Александра I о преобразованиях были пустой болтовней, что Александр I оставляет незыблемым крепостной строй, и власть дворян над крестьянами.
Они не могли мириться с этим и как передовые люди своей эпохи, понявшие причины экономического застоя и политической реакции в стране, встали на путь революционной борьбы против крепостничества самодержавия. Таким образом, движение декабристов зародилось не случайно, а имело глубокие основания в экономической и политической действительности России. Показания многих декабристов ясно говорят о влиянии на оформление их взглядов лекций проф. А. П. Куницына, проф. Арсеньева, проф. Германа, произведений Княжнина, Д. И. Фонвизина, революционных стихов Пушкина, ходивших в рукописи по рукам, «Горя от ума» Грибоедова и произведений других авторов.
Особенно существенное влияние оказывало такое произведение Радищева, как его книга «Путешествие из Петербурга в Москву». П. А. Бестужев показал на следствии, что свободолюбивые мысли у него зародились под влиянием чтения рукописных произведений, в том числе и книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву.
Однако надо иметь в виду также и то, что декабристы были наиболее просвещенными и образованными людьми своей эпохи; они внимательно следили за развитием передовой революционной мысли и событий на Западе и осуждали реакционные порядки не только в России, но и в Европе.
Программные документы декабристов определялись не подражанием западным образцам, а особенностями русской действительности, классовым положением самих декабристов и ходом исторических событий в России. Именно эти последние моменты были решающими в оформлении движения и идеологии декабристов.
Декабристы были пламенными революционными патриотами своей родины, которые вступили в борьбу с самодержавием и крепостничеством не во имя подражания Западу, а во имя правильно ими понятых потребностей общественного развития России. Революционные движения на Западе только способствовали вызреванию их революционной идеологии.
4.1 Значение восстания декабристов
Историческая заслуга декабристов неоспорима. Они вошли в историю России как пионеры освободительной борьбы против самодержавия и крепостничества. Их восстание, при всех его слабостях, было актом международной значимости. Оно ударило по европейской реакции, по системе Священного союза, оплотом которого был царизм. В самой России декабристы разбудили вольнолюбивый дух нации. Их имена и судьбы остались в памяти, а идеи - в арсенале следующих поколений борцов за свободу.
Деятельность дворянских революционеров имела большое значение для развития русской передовой общественно-политической мысли. Их антисамодержавные, антикрепостнические идеи и лозунги поддерживали их преемники. Многие декабристы защищали материалистическую философию, боролись с религией и идеализмом.
Исторические взгляды декабристов были тесно связаны с их политической программой и были направлены против официально-охранительной историографии. Требования дворянских революционеров: отменить крепостное право, ликвидировать самодержавие, предоставить народу широкие демократические свободы - отражали насущные потребности экономического и социально-политического преобразования России.
Движение дворянских революционеров оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России; на их идеях воспитывалось целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей.
В своем знаменитом «Послании в Сибирь» А.С. Пушкин писал: «Не пропадет наш скорбный труд…» Это были пророческие слова. Через многие поколения В.И. Ленин, оценивая движение дворянских революционеров, сделал вывод: «…Их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры - разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли».
Таким образом, дворянские революционеры заложили основы революционного движения в России. Классик А.И. Герцен, который в ярких трудах «О развитии революционных идей в России» (1851) и «Русский заговор 1825 г.» (1857) показал национальные корни, величие и значение декабристов как первых русских революционеров, вскрыл главный источник их слабости (отрыв от народа), но в общем он идеализировал их («фаланга героев», «богатыри, кованные из чистой стали».[11, 14, 7]
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что на общественно - культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.
Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. Эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи.
С ростом национального самосознания
связан интерес к собственной
истории, особенно возросший в это
время. Эпоха 1812 г. породила также довольно
широкое распространение
Информация о работе Общественная мысль и духовная жизнь России в первой половине 19 века