Общественный строй Спарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Процесс становления Спартанского государства занимает длительный исторический период - практически всю греческую архаику (конец IX - конец VI вв. до н. э.), являя собой яркий пример того, какими путями могло идти формирование греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора.
Спартанское государство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскому полуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IX веке было сформировано Спартанское государство. Название государства произошло от города, находящемся на левом берегу реки Еврот. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СПАРТЕ
1.1 Образование Спартанского государства. Формирование государственного строя Спарты…………………………………………………5
1.2 Особенности государственного строя Спарты……………………….....10
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ
2.1 Особенности социально-экономического и общественного строя Спартанского полиса………………………………………………………….…17
2.2 Воспитание и военная организация жизни спартанцев……………...…22
Заключение………………………………………………………………...……..27

Файлы: 1 файл

пример 1.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………..….3

ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И  СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ  В СПАРТЕ

      1.1 Образование  Спартанского государства. Формирование  государственного строя Спарты…………………………………………………5

1.2     Особенности  государственного строя Спарты……………………….....10

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ

2.1 Особенности социально-экономического  и общественного строя Спартанского  полиса………………………………………………………….…17

2.2     Воспитание  и военная организация жизни  спартанцев……………...…22

Заключение………………………………………………………………...……..27

 

ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И  СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ  В СПАРТЕ

1.1Образование Спартанского  государства. Формирование государственного  строя Спарты

Процесс становления  Спартанского государства занимает длительный исторический период - практически всю греческую архаику (конец IX - конец VI вв. до н. э.), являя собой яркий пример того, какими путями могло идти формирование греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора.

Спартанское государство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскому полуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IX веке было сформировано Спартанское государство. Название государства произошло от города, находящемся на левом берегу реки Еврот. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей.

Спартанское государство  возникло во время последней волны  переселений дорийских племён, когда  все области кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства, а тем более государственного строя, у них ещё не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Возникла необходимость в аппарате угнетения. Так появилось спартанское государство.

Во Всемирной истории  говорится о территории Спарты следующее: территория Спарты – Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Евротом. С трёх сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно для мореплавания

Ильинский Н.И. уточняет «Лакония с востока отделена от морского побережья горным хребтом Парноном. От других областей Пелопоннеса на западе её отделяет хребет Тайгет и  его отроги. В северной части плодородной  долины Еврота, как указывают археологические раскопки, в X в. до н.э. возник город Спарта. В более древнее время на его месте не было сколько-нибудь значительного поселения».

Такое географическое положение  Спартанского государства способствовало его возвышению. По словам Печатновой Л.Г., в то время удаленность от моря скорее благоприятствовала развитию государства, чем тормозила его. Спарта находилась в сравнительно замкнутом горном пространстве, на правом берегу реки Еврот, в сердце плодородной долины. Это место обладало целым рядом преимуществ: хорошие поля и выгоны, свежая вода, удобные связи с севером и югом. Однако выбор совершенно неукрепленного места предполагает подчинение и умиротворение всей прилегающей к Спарте области.

По словам историков, после завоевания Лаконики до берега моря дорийцы начали упорную борьбу за овладение соседними с Лаконикской долиной областями – Кинурией на востоке и плодородной Мессенией на западе. Завоевание Мессении, начавшееся ещё в VIII в. и длившееся около столетия, вылилось в две большие войны, осложнённые социальными потрясениями в спартанском тылу. Вся территория Мессении была поделена между победителями на участки. Кинурию спартанцам удалось завоевать в VI в. до н.э.

Относительно завоевания Мессении Печатнова Л.Г. сообщает следующее: до войны со Спартой Мессения была свободной и независимой страной. Об этом говорит, например, тот факт, что она активно участвовала в олимпийских играх. Для Мессении поражение в Мессенских войнах оказалось страшной катастрофой. Была уничтожена ее государственность и надолго прервано ее культурное развитие. Для Спарты же Мессенские войны стали логическим продолжением ее экспансии и своеобразным вариантом т.н. внутренней колонизации.

Но, захватив довольно обширную территорию Мессении, между общинами начались раздоры, факты самоуправства, в итоге народ и аристократия были разделены. Спартанская община отличалась от других племён тем, что, господствуя над коренным населением Лаконики, имела выраженный военный характер. После захвата Мессении это положение более усугубилось. Так как, местные жители также были из дорийского народа, их численность значительно превосходила численность спартанцев, и они ненавидели поработителей.

Во время 1-й и 2-й  мессенских войн в VIII-VII вв. до н.э. окончательно оформилось спартанское государство  как государство рабовладельческой аристократии, организованное по военному для обеспечения эксплуатации завоеванного населения Лаконии и Мессении.

На это указывает  и Деревенский: «так как спартанцев было гораздо меньше, чем завоёванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразный характер: вся общественная и политическая организация Спарты была подчинена задаче сохранения этого господства» .

В результате двух мессенских войн под властью Спарты оказалась  весьма обширная территория с многочисленным населением, в состав которого входили 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. чужестранцев периэков, в то время как полноправных спартанцев – воинов – насчитывалось всего 10 тыс.

После завоевания Мессении спартиатам не удалось захватить  новые территории. Тогда они заключили военный союз со многими государствами Пелопоннеса. Союз был заключён в VI в. до н.э. и стал называться Пелопоннесским. Гегемоном данного союза была Спарта, которая следила за властью в союзных государствах. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции.

Высшим органом было ежегодное союзное собрание, которое  проводилось в Спарте. Председателями на этом собрании были спартанские  эфоры. Каждое из государств обладало одним голосом, но из-за влияния Спарты на многие более слабые государства решения принимались в пользу гегемона. Союзники вносили взносы на военные нужды, которыми распоряжалась Спарта.

В период завоевания дорийцы  представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в “музее исторических окаменелостей”.

Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

В мирное время царям  полагались особые преимущества. Во время  жертвоприношений царь восседал на 1-ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. Основной функцией царей были военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти любого воина. В походе никто из должностных лиц не имел право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

О кончине царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а  женщины ходят вокруг города и  бьют в котлы. Лишь только раздаются  эти звуки, в каждом доме 2-е свободных  людей – мужчина и женщина  – должны облечься в траур. Тех, кто  не подчинялся этому приказу, ожидала суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков.

Таким образом, Спартанский  полис возник вследствие захвата  племенем дорийцев территории Лаконии на острове Пелопоннесе в девятом веке до нашей эры. Но небольшая территория Лаконии не удовлетворяла запросы спартиатов, что привело к захвату близлежащих территорий – Мессении и Кенурии. В итоге под Спартанским государством оказалась значительная территория – 8400 кв.м. и многочисленное население – около 240 тыс. человек. Укрепить своё военное могущество Спартанскому государству помог Пелопоннесский союз, в состав которого вошли почти все государства Пелопоннеса, гегемоном же этого союза стала Спарта.

 

1.2 Особенности государственного  строя Спарты

Спартанская община, возникшая  в результате слияния родовых  общин Лаконии (синойкизма) в IX в. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров, самоуправства оказалась на грани  развала. К расцвету Спартанского государства привели законы легендарного Ликурга, благодаря которым Спарта существовала до II в. до н.э.

Ликург был одним  из царей Спарты. Он был преемником скоропостижно скончавшегося брата. Узнав, что жена брата беременна, в случае рождения мальчика, обещал последнему престол. После рождения наследника, Ликург, являясь опекуном, выполнял все функции царя и заслужил любовь и уважение народа за свою мудрость и справедливость. Но враги оклеветали Ликурга, говоря о том, что он хочет смерти опекаемого, после чего Ликург покинул родину. Спартанцы не раз просили его вернуться. Заручившись мнением пифии – жрицы Дельфийского оракула (святилища) о том, что его законы будут лучше законов других государств, Ликург возвратился на родину. Слабохарактерный племянник - царь Харилай – как и другие граждане приняли его законы.

Реформы Ликурга –  это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового  характера, оформленный ретрой –  договором о «наилучшем государственном  устройстве». После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навёл образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью.

Окончательно «Ликургов  строй» сложился в Спарте к концу VII в. до н.э. Ретра о социальном и  политическом устройстве государства  решала две основные задачи – путём  сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев и их совместное господство над завоёванным населением. Порядок и единство укрепили Спарту.

Следует отметить, что, конечно, сложившийся государственный строй  Спартанского государства не был  создан одномоментно, благодаря таланту  одного законодателя. Система оттачивалась постепенно, в прежнее Ликургово законодательство вносились поправки. Но всё же именно законы Ликурга являются началом сознательного преобразования всего общества и государства.

Когда законы Ликурга  вошли в жизнь, он сообщил народу, что должен сделать очень главное преобразование, но для этого должен посетить Дельфийский оракул. Зарекшись клятвою, что спартанцы ничего не изменят в его законодательстве до его возвращения, он отправился путь. Услышав, от оракула, что Спарта будет процветать, если будет жить по его законам. Он решил умереть, не возвращаясь в Спарту, чтобы спартанцы не узнали о его смерти и не отказались от клятвы.

По словам Ананьева А.В., надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение  нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н.э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга был нанесён смертельный удар.

Государственный строй  рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер. От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание (апелла), совет старейшин (герусия) и два царя – архагета.

Верховным органом власти в Спарте была апелла, в которую  входили все полноправные спартиаты, достигшие 30-летного возраста и не потерявшие земельный надел. Полноправных же спартиатов вместе с их семьями  было не более 10% от всего населения. Члены народного собрания не вносили никаких предложений, а только выступали за или против предложений царей или герусии – совета старейшин. При решении особо важных вопросов расступались в разные стороны и на глаз определялось большинство, в других случаях выражали свое мнениями криком.

Площадь, на которой происходили  собрания, была без украшений, не было даже никакой защиты от солнца и  ветра, на ней негде было присесть. Это было связано со страхом того, чтобы убранство не сделало ораторов многоречивыми. Плутарх объясняет это тем, что, по мнению Ликурга, ничто подобное не способствует здравости суждений, напротив — причиняет один только вред, занимая ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивая их внимание, ибо они, вместо того чтобы заниматься делом, разглядывают статуи, картины или потолок Совета, чересчур пышно изукрашенный.

Апелла решала такие  вопросы как выбор руководителя военного похода, избрание должностного лица. Но решения не обсуждались  – они либо принимались, либо отвергались.

О царской власти историки уточняют следующее: «община спартиатов возглавлялась двумя царями, принадлежавшим к двум правящим в Спарте династиям – Эврипонтидов и Агиадов. Цари предводительствовали военным ополчением, играли видную роль в культе, но власть их была ограничена герусией, в которую, наряду с царями, входили ещё 28 избираемых пожизненно народным собранием наиболее влиятельных спартиатов, достигших 60-летнего возраста».

Ограниченность царской  власти герусией подтверждает и Деревенский  Б.Г.: в Спарте правили два царя, каждый из которых передавал свою власть по наследству. Однако реальная власть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа знатных спартанцев возрастом не моложе шестидесяти лет. Этот совет решал все государственные дела, в то время как цари командовали войском. Кроме этого цари или архагеты осуществляли судебную власть, были верховными жрецами.

Информация о работе Общественный строй Спарты