Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:03, курсовая работа
Процесс становления Спартанского государства занимает длительный исторический период - практически всю греческую архаику (конец IX - конец VI вв. до н. э.), являя собой яркий пример того, какими путями могло идти формирование греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора.
Спартанское государство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскому полуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IX веке было сформировано Спартанское государство. Название государства произошло от города, находящемся на левом берегу реки Еврот. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей.
Введение………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СПАРТЕ
1.1 Образование Спартанского государства. Формирование государственного строя Спарты…………………………………………………5
1.2 Особенности государственного строя Спарты……………………….....10
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ
2.1 Особенности социально-экономического и общественного строя Спартанского полиса………………………………………………………….…17
2.2 Воспитание и военная организация жизни спартанцев……………...…22
Заключение………………………………………………………………...……..27
Цари не должны были иметь физических недостатков. Каждые девять лет они проходили религиозное испытание, пройдя которое царствовали следующее девятилетие. Главным делом царей было не доказывать свою родовитость и право на трон, а умело командовать войском и мужественно сражаться в бою.
По словам Ильинского, из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с горячей и воспаленной царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании.
Если цари были моложе 30 лет, в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. После смерти геронта, свою кандидатуру предлагали члены апеллы, достигшие шестидесяти лет. Комиссия по выбору геронта находилась в закрытом помещении, а в это время апелла криком выражала мнение по проходившим мимо помещения кандидатам. За кого кричали громче всего, того и выбирали геронтом.
Для того чтобы цари, геронты и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними – закон о разделении власти. «Пусть, - говорилось в законе, - народ будет разделен и по месту жительства и на племена, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила».Однако в спартанской общине происходило расслоение. Так в добавлении к «большой ретре» говорится о том, что в случае принятия неверного решения апеллой, цари и герусия распускают народное собрание и отменяют решение.
Это подтверждает и Печатнова: «заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю».
Такой орган управления как эфоры, избираемые народным собранием, появился немного позже. Всего их было пять, и они обладали огромной властью: могли отменять решение царей, занимались финансами и внешнеполитическими отношениями, осуществляли надзор за поведением спартанцев, они вели судебные дела гражданского характера. По мнению Ильинского Н.И., эфоры в Спарте появились в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определённый срок представителей аристократии. Так появились эфоры, которые избирались из «достойных».
Эфоры, как орган контроля над герусией и царями, являлся либо представительством пяти деревень – ком, из которых состоял город Спарта, либо представительством пяти об, на которые делился спартанский полис.
Слово «эфор» означает «надзиратель», «наблюдатель». Вначале функции эфоров заключались в следующем: они наблюдали за звёздами с целью узнать, угодны ли правящие цари. Если в это время падала звезда, это означало, что одного царя нужно сместить.
Черниловский З. М. пишет о том, что эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на один год и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить всех спартиатов, в том числе геронтов и царей. Они наблюдали за неукоснительным соблюдением правил спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой и террористическими мероприятиями против илотов.
В своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Поэтому отсутствие контроля и юридическая безнаказанность приводили к злоупотреблению властью. Эфоры могли вызвать царя для разговора, и если последний не являлся, его приводили силой.
Несмотря на то, что судебные функции выполнял каждый из государственных органов, следует чётко определять компетенцию каждого: уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры – эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов наказывали без суда и предварительного следствия. Доказательствами служили клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным. Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы
Спартанский строй был
самым реакционным среди
Таким образом, своего могущества
Спартанское государство
Народное собрание принимало или отменяло решения, выдвинутые герусией. Оно носило формальный характер, так как Совет старейшин мог отклонять их решение. Герусия решала все государственные дела, рассматривала уголовные дела, особенно о государственных преступлениях. Цари командовали войском, руководили религиозным культом, выполняли судебную функцию. Эфоры руководили внутренней и внешней политикой, решали гражданские споры.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ
2.1 Особенности социально-
Если до Мессенских войн социально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших ещё полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошли существенные изменения. Именно в это время в Спарте окончательно складывается специфический для неё строй так называемой «общины равных».
Полноправными гражданами Спарты были только спартиаты — господствующее привилегированное меньшинство населения, члены «общины равных». Конечно, это «равенство» было более или менее формальным — известное расслоение имело место и между спартиатами, хотя в VII—VI вв оно сказывалось ещё мало. Фактически власть находилась в руках нескольких знатных родов. В среде спартиатов продолжало существовать старое родовое деление на три дорийские филы, но, кроме того, существовали и подразделения, основанные на территориальном принципе.
Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки ("живущие рядом") - выходцы из союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты. Далее рассмотрим подробнее эти три класса.
Порабощённое земледельческое население Лаконии - ахейцы и Мессении – дорийцы получило название илотов. Предание говорит, что этот термин возник от названия жителей города Гелоса, который оказал особенное сопротивление спартанцам. Другие учённые считают, что это слово образовано от греческого глагола, который имеет значение «быть пленным», «попадать в плен». Спартиаты как главенствующее полноправное население взяли себе название от главного города своего государства. Население горных районов Спартанского государства, а также не оказавшие сопротивления ахейцы получили название «периэков», что в переводе означает соседи. Так произошли сословия спартанского населения - спартиаты, периэки и илоты.
Основой экономической жизни Спартанского государства было земледелие. Самым важным и смелым из преобразований Ликурга, был передел земли. Всё богатство в это время скопилось в руках немногих аристократов, а бедняки, потерявшие свою землю, угрожали восстать и уничтожить власть богачей. Ликург убедил сограждан отказаться от владения землёй в пользу государства, с тем, чтобы никто больше не мог продавать или покупать землю. Всю землю разделили на равные участки, и каждая спартанская семья получила равный надел. Этим Ликург хотел уничтожить бедность и богатство и заставить всех жить в одинаковых условиях, чтобы никто не был выше другого.
Стадуб И.Д. относительно
этого пишет следующее: «Спартиаты
пользовались этой землёй, но не владели
ею в настоящем смысле слова. Они
не могли её продать или заложить,
так как она была общинной собственностью.
Земля возделывалась очень
Илоты обрабатывали эти участки, содержали семьи спартиатов. Историки уточняют: «в отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом – государству. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определённого количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы. В некоторых случаях илоты даже накапливали излишки и осуществляли выкуп свободы. Исходя из того, что у илотов было ограниченное право на владение частной собственностью, некоторые историки приравнивают их к крепостным.
Илоты являлись абсолютно бесправными. Чтобы отличаться от других жителей илоты носили даже особую одежду, шапки у них были из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции. В войсках они использовались в качестве обозных, носильщиков и лагерной прислуги.
Существовали различия
в статусе лаконских и
Спартанцы не имели права продать или убить илотов, но отношение к ним было жестоким. Поэтому часто происходили восстания илотов. Методом борьбы с возникновением таких восстаний стали регулярные криптии – массовые убийства опасных, ненадёжных илотов.
Ремёсла и торговля в Спарте были малоразвиты. Ими занимались периэки – лично свободные, но лишённые политических прав люди. Во владении периэков была менее плодородная земля, чем у спартанцев, но она была их собственностью. Кроме этого периэки были обязаны нести военную службу. Некоторые ученные отмечают, что периэки были наделены функциями самоуправления в рамках Спарты, поскольку были отдалены от политического центра и не могли в полной мере реализовывать свои политические права.
В отличие от самих спартиатов периэки никак не были ограничены в своей профессиональной деятельности. Они, как и метеки в Афинах, являлись самой энергичной и подвижной частью общества. Их основные профессиональные занятия - торговля, мореплавание, ремесла. В эту область их деятельности спартанцы никак не вмешивались. Их посёлки, управляемые спартанскими начальниками – гармостами, были рассеяны по стране в горных районах, ближе к границам. Периэки выделывали глиняную и металлическую посуду, в том числе художественную, изготовляли шерстяные ткани и одежду, а также стальное оружие. Лаконская сталь считалась в Древней Греции одной из лучших. Оружие спартиатов, изготовленное из лаконской стали руками периэков, немало способствовало росту военного могущества Спарты. Экономическая отсталость спартанского общества не давала, однако, возможности периэкам заниматься ремеслами и торговлей в сколько-нибудь значительных размерах.
Низкий экономический уровень спартанского общества выражался и в длительном отсутствии серебряной монеты. Долгое время официально деньгами в Спарте продолжали оставаться железные прутья – старинное средство обмена в Пелопоннесе, от которого отказались уже другие греческие государства. Запрет на золотую и серебреную монету также ввёл Ликург, который хотел переделить всё имущество, а не только землю. Но, понимая, что богачи будут не согласны, он превратил их деньги в бесполезный груз. Во-первых, железные деньги были настолько громоздки и малоценны, что для их хранения отводилось отдельное помещение. Во-вторых, железо, из которого они изготовлялись, специально портили, чтобы оно не подходило для других изделий. Заслуга этих денег заключается, в том, что благодаря ним, прекратились такие преступления как воровство, взяточничество, так как эти деньги нельзя было спрятать.
В Спарте была запрещена и внешняя торговля. Ни иноземные купцы, ни иноземные вещи не попадали на её территорию. Вся торговля происходила на местных рынках. Эти меры Спарта применяла специально для того, чтобы затруднить торговлю, тем самым, сохраняя материальное благополучие спартиатов за счёт эксплуатации илотов.
В условиях такой экономики,
источниками государственных
Таким образом, в Спартанском государстве было три класса-сословия: рабовладельцы – спартиаты, рабы – илоты и промежуточный класс – периэки, каждый из которых выполнял свои функции. Илоты выполняли хозяйственную работу спартиатов, материально их обеспечивали. Периэки занимались ремеслом и торговлей. Спартиаты руководили государством. Основой экономической жизни Спартанского государства являлось земледелие. Торговле и ремеслу в Спарте придавалось мало внимания, это был удел периэков.