Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:03, курсовая работа
Процесс становления Спартанского государства занимает длительный исторический период - практически всю греческую архаику (конец IX - конец VI вв. до н. э.), являя собой яркий пример того, какими путями могло идти формирование греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора.
Спартанское государство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскому полуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IX веке было сформировано Спартанское государство. Название государства произошло от города, находящемся на левом берегу реки Еврот. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей.
Введение………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СПАРТЕ
1.1 Образование Спартанского государства. Формирование государственного строя Спарты…………………………………………………5
1.2 Особенности государственного строя Спарты……………………….....10
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ
2.1 Особенности социально-экономического и общественного строя Спартанского полиса………………………………………………………….…17
2.2 Воспитание и военная организация жизни спартанцев……………...…22
Заключение………………………………………………………………...……..27
2.2 Воспитание и военная организация жизни спартанцев
Реформы Ликурга коснулись всех сфер жизни, в том числе и воспитания детей. Спартиаты занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиатов. Для того чтобы воспитать сильных и крепких воинов, в Спарте существовала специальная система воспитания.
С самого рождения младенцы осматривались и, если имелся какой–либо физический недостаток, младенца убивали. В условиях классового общества и государства для убийства новорожденного выносилось постановление специальной комиссии, куда обязан был приносить младенца отец. Исполнение решения тоже поручалось отцу младенца. Спартиатам нужны были физически крепкие члены их малочисленного класса-сословия, поэтому в живых оставляли только тех новорожденных, которых признавали вполне здоровыми и крепкими.
Детей не пеленали, отучали от страха перед темнотой и одиночеством, от капризов и нытья, заставляли есть всякую пищу. Дети вырастали здоровыми, а спартанские няньки славились по всей Греции.
Ликург первый высказал мнение, что дети принадлежат не родителям, а государству. Поэтому перед государством стояла задача сделать всё необходимое для рождения здоровых и крепких детей. Вследствие чего брак имел отличительные особенности. Так, для спартанцев не считалось зазорным, если муж приведёт к своей жене здорового, красивого, сильного мужчину. И если после этой связи родится ребёнок, он признает его своим. В то же время, если спартиату понравится чужая жена, он мог попросить её у мужа, чтобы дать жизнь «добрым детям». С целью создания более совершенных людей, должностные лица принимали участие в выборе жениха и невесты.
Спартанский брак в большинстве случаев являлся парным, но иногда имел черты группового. Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли иметь общую жену. Быть холостяком в Спарте считалось позором. Им не оказывались те знаки уважения, которые оказывались женатым. Приводится случай, когда молодой воин не встал перед холостым полководцем, объяснив это тем, что у полководца нет сына, который вставал бы пред ним.
С семи лет дети учились в школах-гимнасиях. Детей объединяли в небольшие отряды, где царила суровая дисциплина. Юных воинов приучали сносить побои и беспрекословно подчиняться начальникам. Спартанские мальчики должны были сами добывать себе пропитание. А прокормиться они могли только одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом если вор попадался, его наказывали не за то, что он воровал, а за то, что попался.
Отряды, в которых росли и воспитывались спартиаты, назывались агелами. Во главе этого отряда стоял человек, прославившийся рассудительностью и мужеством, его называли педономом. Старики, наблюдая за игрой ребят, часто вызывали драки, чтобы проверить, кто из детей храбрее. По мере взросления суровее становились условия воспитания: они мылись холодной водой, круглый год носили плащ. Кроме педонома в отряде был ирен – самый сильный и умный юноша, который уже более года вышел из детского возраста. Ирен проводил с мальчиками занятия, в процессе которых мог наказывать детей. Старшие не вмешивались при этом, но после с него взыскивали, если он был слишком строг или чересчур мягок.
Малейшее недовольство среди школьников сурово подавлялось. Всякая ошибка наказывалась. Доходило до настоящих истязаний, замаскированных под религиозный обряд. Для того чтобы воспитать в спартанских мальчиках выносливость, их приучали к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе с младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.
Известно, что многие мальчики умирали во время этого бичевания. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.
Вместе с мальчиками в школах-гимнасиях учились и девочки. Они занимались гимнастическими упражнениями, для того чтобы стать здоровыми матерями. В Спарте, единственной стране Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это всё делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели писать, читать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и лёгкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки.
Вся направленность, как спартанского воспитания, так и дальнейшей жизни спартиатов имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат, прежде всего, должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетённым, враждебно настроенным населением.
Каждый спартанец с детства обучался военному искусству. Для спартанцев было только два варианта исхода войны: «со щитом» - т.е. с победой, или «на щите» - т.е. мёртвый, но не дезертир.
Когда юноши становились воинами, их воспитание несколько смягчалось. Разрешалось следить за красотой платья, волос и оружия. Война казалась отдыхом по сравнению с бесконечными упражнениями мирного времени. С достижением совершеннолетия и получением гражданских прав спартиаты зачислялись в подразделения спартанского войска, в составе которого они и находились до старости.
Спартанская фаланга тяжеловооружённых воинов-гоплитов наводила ужас на всю Грецию. Отличительной её особенностью были дисциплинированность, высокий уровень натренированности, согласованность в действиях. Каждый спартиат был превосходным воином. Спартанские «гоплиты» (тяжеловооружённые воины), вооружённые копьём, панцирем, шлемом и небольшим круглым щитом, составляли главную силу войска и обязаны были непоколебимо сохранять своё место в строю. Ряды были сомкнуты, ничьё сердце не замирало от страха, они шли навстречу опасности с песней, спокойно и весело. Обратив неприятеля в бегство, спартанцы его преследовали недолго и скоро возвращались. Им казалось низким и недостойным рубить и убивать отступавших врагов. Этот обычай был не только великодушным, но и полезным, так как неприятельское войско, зная, что убивают только сопротивляющихся, часто предпочитало бежать, а не сражаться.
Редко выдерживали враги нападение спартанской пехоты, которая долгое время в открытом бою считалась непобедимой. Но осадного искусства спартанцы не знали и потому не умели брать городов. Незначительным был также спартанский флот.
Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнения во всей Греции. Для своего времени войско Спарты было хорошо организованно. В бой за гонимыми впереди илотами шли молодые спартиаты, потом пожилые и старики до шестидесяти лет.
Таким образом, подводя итоги параграфа необходимо отметить, что воспитание спартиатов носило общественный характер. Цель воспитания мальчиков заключалась в воспитании хорошего воина, девочек – в основном в физической подготовке к материнству. Основными отличительными чертами спартанцев были послушание, беспрекословное подчинение старшим, немногословие, замкнутость, строгая дисциплина, равнодушие к науке и искусству, увлечённость атлетическими упражнениями и военными занятиями.
Жизнь спартиатов проходила в условиях военного лагеря. Учреждённые Ликургом совместные обеды – сиссистии – преследовали собою цель не только сплочения спартиатов, но и были направлены на уничтожение стремлений граждан к накоплению богатств. Сиссистии проводились за счёт ежемесячных натуральных, а иногда и денежных взносов самих питавшихся. Превосходство спартанского войска не вызывало сомнения во всех греческих полисах. Спартиаты были хорошо подготовленными, смелыми, мужественными воинами, среди них не было дезертиров. Именно благодаря этому Спарта стала самым крупным из греческих полисов и являлась гегемоном Пелопоннесского союза.
Заключение
Отличительной особенностью исторического развития Древней Греции является образование полисов – несколько сот мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политической организации и системой духовных ценностей.
Самым крупным из полисов был Спарта. Он занимал значительную территорию - 8400 кв.м. и размещался на завоеванных землях Лаконии и Мессении на острове Пелопоннесе.
Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII - VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области - Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.
Завоевание привело к
Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя - два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание. Но она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно возникла потребность в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его части господство над массой порабощенных.
В то же время необходимость господства над порабощенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграрный характер хозяйства Спарты, известная изоляция территории страны, замкнутой горными хребтами, что препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общества.
Социальное и политическое устройство Спарты было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII-VII вв. до н.э., а окончательно "ликургов строй" сложился к концу VII - началу VI в. до н.э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась решить две основные задачи - обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.
Спартанский государственный строй носил ярко выраженный характер рабовладельческой олигархии. Он основывается на законодательстве легендарного царя Ликурга, который сплотил спартиатов в так называемую «общину равных» и обеспечил их господство над порабощённым населением.
Органами власти были апелла (Народное собрание), герусия (Совет старейшин) и коллегия из пяти эфоров («Надзирателей»). Каждый из органов выполнял свои функции.