Общие особенности древнейших людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2014 в 20:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является - изучить общие особенности древнейших людей.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю появления древнейших людей;
- узнать о внешнем облике, занятиях и образе жизни древнейших людей.

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

   Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в самой древней пещерной живописи и так безлики в полном смысле слова палеолитической скульптуры.

   Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых предаются самые разнообразные понятые ими человеческие чувства.

Палеолитическое искусство доставляло людям удовлетворение соответствием изображений природе, четкостью и симметричным расположением линий, силой цветовой гаммы. Нередко орнаментом покрывали самые простые бытовые вещи и придавали им скульптурные формы.

      Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Танцы, в большинстве своём подражательные, представляли собой воспроизведение ритма трудовой деятельности – имитацию сцен собирательства, охоты, рыболовства и т.д. Были также военные танцы, которые обычно исполнялись перед походом.

     Танец зародился в мадленскую эпоху и был непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой. Первобытная песня состояла из ритмованной речи. Основой явился речитатив, а мелодия возникла позже.

       Следует отметить, что первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева, натянутого куска кожи), струнные или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые (из полого дерева и трубчатой кости). Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

Религия древнейших людей

Неотъемлемой частью культуры является религия. К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.

Анимизм (от лат. anima – дух, душа) – вера древнейшего человека в наличие души и способность её отделяться от тела.

Магия (от греч. megeia – волшебство) – представляет собой ряд символических условий, ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – разновидность магии, поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Тотемизм (от сев. – индийского ототем – его род) – вера в кровнородственные связи между родом и определённым растением или животным.

 

Виды занятий древнейших людей

    Важнейшей задачей  древнейших людей была добыча  пищи, поэтому его основными занятиями  были охота, собирательство и  рыболовство. И надо отметить, что  роль этих занятий первобытного  человека в различных районах  земного шара была неодинаковой. Она находилась в зависимости  от природных условий.

Труд был простой кооперацией, т.е. сотрудничеством, не знавшим продвинутых форм общественного разделения труда. Он заключался в совместных трудовых затратах для выполнения более или менее однородных работ и мог принимать различные конкретные формы. Так при загонной охоте объединялись трудовые усилия отдельных индивидов по отношению к одному и тому же предмету труда, а при охоте на мелкую дичь и собирательстве эти усилия параллельно применялись к различным, но однородным объектам.

Конечно, полной однообразности трудовых операций не было. При той же загонной охоте выделялись опытные организаторы, загонщики, новички, помогавшие разделывать и нести тушу и т.д.

Охота была на первом месте у общин, живших в умеренных и северных широтах. Загонным способом охотились на крупных животных – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, лошадей, северного оленя. Люди и селились рядом с обрывами, к которым загоняли животных, а позже стали сами изготавливать ямы-ловушки.

    Вдали от приледниковой зоны люди охотились на горных козлов, косуль, газелей, леопардов. Но в их жизни собирательство играло более значительную роль – в теплом климате в большом количестве произрастали съедобные плоды, зерна, коренья.

Когда был приобретён лук, появилась возможность успешно охотиться на более мелких, быстрых животных и птиц.

     Следует добавить, что на охоте люди использовали огонь – для вспугивания животных при загоне.

    Рыболовство появилось позже, чем охота и собирательство, но его роль была важна – доказательством является довольно частое появление лосося на палеотических рисунках, наличие костей рыб в кухонных отбросах на древних стоянках.

  Древние рыбаки, вероятно, чаще всего использовали гарпун, и использовали с большой эффективностью. Но пользовались также сетями и грубыми прототипами рыболовных крючков – заостренных с обоих концов короткими стержнями.

     Постепенное усложнение производственных навыков, чем дальше, тем больше требовало хозяйственной специализации. Поэтому существовавшее уже в праобщине естественное разделение труда по полу и возрасту получило теперь дальнейшее развитие. Мужчина стал преимущественно охотником, а позднее и рыболовом. Женщина сосредоточилась на собирательстве, на домашнем хозяйстве, стала хранительницей очага. Старшие, кроме того, обычно являлись хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Подобное разделение функций вело к росту производительности труда всего коллектива.

     Материальная культура первобытных людей, орудия труда и охоты, поселения и жилища, одежда, пища, утварь. Овладение огнём

    Для верхнего  палеолита характерно наличие  разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.

Отделка орудий труда стала более совершенной, так как теперь улучшилась и техника ритуала. С силой нажимался концом упругой костяной палочки или кремневым отжимом на край камня, люди быстро скалывали одну за другой длинные и узкие чешуйки камня.

     Появилась новая техника изготовления пластин – они скалывали не с дисковидного, как раньше, а с призматического по форме нуклеуса (гальки).

   Стало другим и направление ударов, которыми отделялись пластины. Теперь они направлялись не наклонно, а вертикально, от одного конца нуклеуса к другому. Это позволило резко расширить ассортимент мелких каменных орудий.

   На стоянках верхнего палеолита находят резцы, скребки, тесла, ножи, прополки, острые наконечники копий, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями (известные по названием «жезлы вождей») – приспособления для выпрямления древка дротиков, ножей, стрел.

    Из перечисленных предметов важнейшими орудиями труда были резец и скребок. Резец люди создали для производства орудий. Его использовали для изготовления орудий из твердых материалов – кости, рога. Скребками обрабатывали мягкие материалы – кожу, дерево.

     Основным оружием охотников стало копьё. Основным материалом служил кремень. Кремень обладал четырьмя свойствами, которых не имеет в совокупности никакой другой камень:

1. Твердость 

2. Способность давать  режущие края 

3. Способность раскалываться  на тонкие пластинки 

4. Широкая распространенность.

    Некоторые орудия для удобства и усиления действия снабжались оправами и рукоятками. Рукоять к кремню привязывали. Материалом, заменявшим верёвки, скорее всего, была нарезанная тонкими полосами кожа, но абсолютно точно сказать невозможно – не сохранилось ни кусочка кожи, так же как и дерева, остался только камень.

   Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита люди применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных. Это ямы-ловушки с вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие изгороди и даже сети.

    Очень многое для представления о жизни человека в те далекие времена дают поселения, открытые археологами.

    Конечно, в горных местностях с развитым карстом люди продолжали использовать под жилища пещеры. Но и там пещер было меньше, чем людей. Так что люди селились и на открытой местности.

   Древние люди строили землянки, как правило, большого размера, рассчитанные на несколько десятков человек. Крыши земляной были конические, состояли из жердей или костей крупных животных (например, бивней мамонтов), прикрывали сверху ветвями или шкурами животных.

Большие землянки отапливались сразу несколькими очагами. Топливом служили дрова и кости животных. В крыше оставлялось отверстие для циркуляции воздуха и вывода дыма. Если стенки землянки были глубокими, их укрепляли жердями. Жердями же укреплялся и потолок. По мере увеличения рода к жилищу делались пристройки или рядом ставились небольшие землянки.

   По-видимому, при выборе места для поселения учитывались в первую очередь следующие факторы: близость к большой реке и к месту, удобному для загона животных во время охоты (крутой обрыв, болото, водопой).

       Есть предположения, что уже в те, очень древние времена, человек украсил тело татуировкой, а прическа (женская, по крайней мере) была пышной и сложной. И, конечно, широко распространены украшения – ожерелья, браслеты, подвески из клыков животных, красивых раковин и т.д.

      Что употреблял в пищу первобытный человек? Во-первых, мяса животных самых разных видов – от мамонта до зайца. При раскопках одной древней стоянки были обнаружены останки костей животных более 20 видов (мамонта, северного оленя, песца, медведя, волка, зайца, лошади, лохматого носорога). Также в рационе с изобретением лука появилось мясо птицы, а с развитием рыболовства – мяса рыбы. Были в «меню» древнего человека и моллюски.

    Собирательство добавляло в рацион древнего человека съедобные плоды (ягоды, орехи, дикорастущие фрукты), злаки, коренья. Добывался и мёд диких пчел.

  Но не всегда пищи было достаточно. Нередко люди голодали, причем длительное время. Поэтому даже в эпоху верхнего палеолита были случаи людоедства. Это определили археологи по останкам людей, найденным на древних стоянках.

  Данные этнографии племён, и сейчас ведущих первобытный образ жизни, позволяют предположить, что были и у людей верхнего палеолита простейшие приспособления для обжаривания пищи на огне, обработанные куски коры или дерева для выкладывания на них готовой пищи, сосуды из выделанных шкур для хране6ния продуктов и т.д.

    Огонь научились не только использовать, но и добывать не в верхнем палеолите, а намного раньше. И, безусловно, овладение огнём стало важнейшим фактором выделения человека из животного мира и превращения его в человека разумного, таким же важным как труд, прямохождение, речь.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

   Человек – существо биологическое и социальное, что и определяет его особое положение в природе и качественно отличает от всех других организмов, Благодаря тому, что человек является биологическим существом, его эволюционное развитие подчиняется всем основным закономерностям наследственности и изменчивости. Реализация наследственной информации в условиях определенной внешней среды формирует биологическую природу человека - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки для развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа – социальную. В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения.

   Социальная информация передается с помощью слова при обучении и определяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей роли социально-экономических факторов – общественной формации, уровня производственных сил, производственных отношений, национальных особенностей и рп. Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем как существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности, талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды.

    Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюция человека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественного отбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах вида возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малы большинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза (акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность человеческого общества в целом возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранения национальных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранее изолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшается возможность проявления рецессивных генов. Средствами, контролирующими эволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенных факторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всего общества.

Информация о работе Общие особенности древнейших людей