Особенности культуры Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:59, реферат

Описание работы

В истории культуры Древнего Рима мы выделяем ряд периодов. Обычно выделяют три главных стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и римского. Первая стадия - возникновение, становление явления. Применительно к культуре Древнего Рима эта стадия охватывает время с VIII в. до н. э. и до Ш в. до н. э.
Вторая стадия связана с функционированием зрелых форм культуры, наиболее развитых, "классических". Для Древнего Рима этап зрелости охватывает период со II в. до н. э. и вплоть до II в. н. э.
Третья стадия связана с отмиранием, разложением культуры, возникновением элементов новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Для античного Рима эта поздняя стадия охватывает период со II в. н. э. до V в. н. э.

Файлы: 1 файл

кз культуралог.docx

— 352.84 Кб (Скачать файл)

1. Особенности культуры Древнего Рима

В истории  культуры Древнего Рима мы выделяем ряд  периодов. Обычно выделяют три главных  стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и  римского. Первая стадия - возникновение, становление явления. Применительно к культуре Древнего Рима эта стадия охватывает время с VIII в. до н. э. и до Ш в. до н. э.

Вторая стадия связана с функционированием  зрелых форм культуры, наиболее развитых, "классических". Для Древнего Рима этап зрелости охватывает период со II в. до н. э. и вплоть до II в. н. э.

Третья стадия связана с отмиранием, разложением  культуры, возникновением элементов  новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Для античного  Рима эта поздняя стадия охватывает период со II в. н. э. до V в. н. э.

Древнеримская цивилизация имела предшествующую ей культуру. В далёкой древности  территорию, на которой возникает  римская культура, населяли обитатели, говорившие на умбрийском языке, именно они создали культуру так называемой Виллановы. Затем их сменили этруски, которые пришли в эти края около 1000 г. до н. э. Этруски создали высокоразвитую цивилизацию со своей городской  культурой. Известны такие этрусские  полисы, как Арретий, Цере, Клузий и др. Хотя найдено около 10 тысяч памятников этрусской письменности, расшифровать их не удаётся до сих пор.

В середине VII в. до н. э. этруски  начали войну с греками, но очень  скоро потерпели поражение. Стал возвышаться Рим. Каноническая легенда  связывает возникновение Рима с  древнегреческой историей, гибелью  Трои. Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица (рис.1), основал Рим в VIII веке до нашей эры, и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами).

                      Рис. 1

 

В период VIII в. до н. э. в окрестностях Рима жили три  народа – это латины, уже упоминавшиеся  этруски и сабины (сабиняне). Сперва были заселены холмы, между холмами образовалась площадь – Форум Романум – центр Рима. Но скоро все 7 поселений разрослись и объединились в одно поселение. Сам Рим состоял как бы из двух частей: собственно города и “римского поля” за его стенами. Стена была городской чертой. Внутри действовали разнообразные правила. Туда, например, нельзя было входить вооруженным, и даже в военном одеянии. В городе римские граждане ходили в особых одеждах, так называемых тогах. Тога была признаком римлянина. Вне пределов стены было “марсово поле”. Там могла стоять армия, постоянная существенная составляющая жизни Древнего Рима. На развитие римской цивитас огромное влияние оказали исторические условия основания Рима. Римляне постоянно враждовали со своими соседями, отсюда их культура изначально была милитаризована: железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина.

Первоначально во главе римской общины стоял  царь. Он соединял в себе функции  верховного военачальника, судьи и  жреца. В основании римской общины находились три этнических элемента - три трибы: латины, сабины и этруски. Только члены этих родов были граждане, а предводители их заседали в Сенате, и это были патриции. Римский гражданин ориентировался на следующую систему ценностей: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода. Кроме этого существовали клиенты и плебеи. Первоначально плебеи не входили в состав "римского народа", но позднее получили все права.

Царь избирался. В 509 г. до н. э. последний царь Тарквиний  Гордый, по происхождению этруск, из-за неудач в войне с греками был изгнан из Рима. Установился республиканский строй. К IV веку этруски уже забыли свой язык и никто не мог прочитать этрусские надписи. По сути, погибла культура целого народа, уже имевшего опыт жизни в цивилизации, а латины, менее развитые в культурном отношении, дали начало новой, римской культуре.

Второй период в развитии культуры Древнего Рима получил название "республиканский". Он связан с борьбой плебеев и  патрициев. В эпоху расцвета гражданского общества, когда основной ценностью  был сам Рим (родина), римский народ  развил политико-правовую культуру, философию. "Пожалуй, ни в одной другой культуре право не занимало столь высокого места в иерархии её компонентов, не пронизывало до такой степени  и философскую мысль и повседневную жизнь".

Но, достигнув  власти и величия, Рим стал клониться  к упадку. В период империи утрачиваются политические свободы, растёт культ  императора, распространяется чувство  отчужденности, бессмысленности, страха перед будущим. В этих условиях на первое место в иерархии культуры выдвигается религия. Сам император  был объявлен богом и любой  чиновник обязан был при вступлении в должность давать клятву, в которой  он обязывался чтить, любить и оказывать  почести императору, как богу. По всему "вечному городу" были расставлены  статуи императора, которым обязаны  были поклоняться все. При этом Рим был наполнен жрецами всевозможных богов и культов, всевозможными сектами, последователями эзотерических (тайных) учений. Среди многообразия конфессий постепенно влияние получает христианство - "религия рабов", а потом и большинства. В последние десятилетия существования Римской империи христианство доминировало в философии, искусстве, правовых учениях.

Рим очень  скоро стал крупнейшим городом мира. Население его доходило до 1 млн. человек. Естественно, очень остро  стояла проблема городского хозяйства, культуры обеспечения городской  жизни. Она обеспечивалась за счёт интенсивного строительства. Тем более, что материал - камень, находился под ногами, в  подземных каменоломнях - катакомбах. По мере роста верхнего города рос  и подземный, где скрывались беглые рабы, укрывались разбойники и грабители, а позднее - собирались христиане.

К I в. н. э. в Риме насчитывалось 11 водопроводов – акведуков (рис. 2), и около 600 фонтанов. Самый крупный водопровод Марция, сооруженный в 144 г. до н. э. был длиной около 90 км, он действует и в наши дни. К III в. н. э. в Рим поступало ежедневно до 1 млн. м3 воды и римское население было обеспечено водой полностью. На жителя столицы приходилось в сутки 600-900 литров. В императорском Риме различия между богатыми с их невероятной роскошью, и беднотой – достигли огромных размеров. Императорский Рим поражал не только разгулом всевозможных страстей, властолюбия, честолюбия, безнравственности, но и богатством, роскошью, великолепием зданий и сооружений.

Рис. 2

Римская цивилизация  в целом развилась чрезвычайно. Римляне овладели разнообразными приемами строительства, такими как круглая форма плана и арки. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Они проложили множество прекрасных дорог, которые в Европе использовались и в эпоху Средневековья. Римляне достигли многого в организации бытового комфорта. Достаточно вспомнить о знаменитых термах (своеобразных общественных банях). К концу I в. до н. э. в Риме было 170 терм, в IV в. н. э. - уже 1000. В среднем на 1 район приходилось 60-80 бань. Плата за посещение общественной бани была очень низкой - 1/4 асса, и доступна даже бедным. В банях устраивали библиотеки, проходили диспуты. Ежедневное посещение бани стало обычаем ко времени империи.

Также Рим вошёл в историю культуры и введением городских врачей - служащих. Антоний Пий установил, что для крупных городов необходимо иметь 10 врачей, 7 для средних и 5 для небольших населённых пунктов. Врачи освобождались от воинской службы и содержались за счёт городской казны.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к  прикладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия, филология и риторика.

В области  скульптуры римляне — также последователи  этрусков. Они заимствуют обычай создавать  портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического  отражения действительности. Римский  скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал  конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. В скульптуре обнаженное тело редко встречается у римлян. Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу, занятые серьезно своей работой.

Театр в Риме, как и в Греции был связан с  культовыми действами. Это был один из видов “игр” во время празднеств. Но в Риме, в отличие от Греции, явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, заимствуя некоторые сюжеты и приемы у греческих драматургов, осмеивали жажду накопления, ростовщичество. Плавт умел возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи.

В Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. Теренций Варрон - уникальный писатель, он написал около 74 сочинений в 620 книгах. Главное произведение Варрона - "Древности дел божеских и человеческих" в 41 книге - энциклопедия историческая, географическая и религиозная, его перу принадлежат многочисленные грамматические и историко-литературные сочинения ("О латинском языке", "О латинской речи", "О грамматике"), он же организовывает в Риме публичную библиотеку. Другой знаменитый писатель Луцилий (180—102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь. В I–II вв. н. э. Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала, желчные, яростные, и сегодня производят огромное впечатление на читателей.

Прекрасна и  римская поэзия, золотой век которой  наступил в эпоху Августа. Одним  из знаменитых поэтов является Вергилий Марон, создавший поэмы «Георгики», «Энеида» и «Пастушеские песни». В  творчестве Горация Флакка латинская  поэзия достигла своего высшего по форме развития. Выдающимся поэтом «золотого века» был Овидий Назон, написавший множество стихов о любви. Своеобразной инструкцией влюбленным о том, как добиться любви, явилась его поэма «Искусство любви». До этого была знаменита лирика Катулла, особенно любовная, связанная с любовью к женщине под вымышленным именем “Лесбия”, – до сих пор вызывает восхищение. Известно, что Катулла любил и переводил А. С. Пушкин. В ХХ веке, используя стихи Катулла, немецкий композитор Карл Орфф создал музыкальный шедевр “Катулли Кармина”.

В целом римское  искусство очень богато и разнообразно. Эстетические моменты и в самой  жизни и в искусстве видимо ценились римлянами чрезвычайно  высоко. Следует подчеркнуть прагматический характер всего римского искусства, задачей которого было укрепление существующего порядка. В Древнем Риме осуществлялись, если употребить современную терминологию, программы массового воздействия на население, они обходились дорого, однако эффект был огромным. К ним относились и гладиаторские бои.

В конце V в. Древний  Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Сегодня оно  является существенным ингредиентом Западной культуры. Римское культурное наследие придало форму и было воплощено  в мышлении, языках, архитектуре и учреждениях Западного мира.

2. Глобальные  проблемы современного мира.

 

Глобальные  проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой  совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий  для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения  окружающей среды, в том числе  атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление  возрастающего разрыва в экономическом  уровне и доходах на душу населения  между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так  и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники  энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической  революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Критериями  выделения глобальных проблем является следующее:

-   повсеместное  их распространение затрагивает  человечество в целом; 

-   неразрешение  данных проблем может привести  к гибели все человечество;

-   разрешить  их возможно только совместными  усилиями человечества, т.е. они  не могут быть полностью разрешены  в рамках отдельного государства  или региона. 

Вместе с  тем существует разница между  проблемами действительно глобальными  и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к  неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в  глобальные. К числу всеобщих можно  отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает  сегодня людей не от рук террористов  и не от СПИДа и наркомании, а  от сердечно-сосудистых заболеваний.

Обобщив известное  о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

Информация о работе Особенности культуры Древнего Рима