Общие закономерности происхождения и развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Форма политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства. В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………..…………………………………………………11
Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………..22
Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ…………………………………………………………..31
Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………...53
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Рожденное обществом, его противоречиями, государ­ство само неизбежно становится противоречивым, про­тиворечивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполня­ет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекаю­щие из природы всякого общества[10]. Оно является поли­тической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозмож­ны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антаго­нистическом обществе государство, выполняя общесо­циальные функции, все больше подчиняет свою дея­тельность интересам самого экономически могуществен­ного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классо­вый характер. Именно в этом наиболее выпукло прояв­ляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общест­ва. Оно вместе с обществом проходит длинный истори­ческий путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институ­тов государства и оно сводится, в сущности, к полити­ческой (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государст­во становится постепенно, по мере достижения опреде­ленного уровня цивилизации и демократии. Оно «обес­печивает организованность в стране на основе экономи­ческих и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,— народовластие, экономичес­кую свободу, свободу автономной личности»[11]. В таком государстве развиваются все его институты и структу­ры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в раз­личных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

 

Понимание и определение государства.

 

С

давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживал­ся крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным по­рядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[12]. Сло­вом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение полу­чило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и влас­ти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство[13]. «Под именем государства,— писал Г. Ф.Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»[14].

Рассматриваемое определение, верно отражающее не­которые черты (признаки) государства, послужило по­водом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осущест­вляющих власть (правительством). В. И. Ленин крити­ковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом уст­ройстве, и в семье, но государства тут не было»[15].

Не согласны с приведенным понятием и сторон­ники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма обще­жития, известная психическая связь между ними»[16]. Однако «форма общежития», форма организации обще­ства — тоже лишь один из признаков, но не все госу­дарство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вооб­ще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержа­ния его деятельности. Почти нет таких задач, выполне­ние которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исто­рически предшествовали современному государству»[17].

Не один раз обращались к определению государства «К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующе­му классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[18]. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[19]. В. И. Ленин внес в приведенное опреде­ление некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[20].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и полити­ческое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираничес­ким и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определе­ния мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обыч­но определяется как политико-территориальная суверен­ная организация публичной власти, имеющая специаль­ный аппарат, способная делать свои веления обязатель­ными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гаранти­рующая права, свободы граждан, законность и право­порядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному госу­дарству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целост­ность, управляет важнейшими общественными дела­ми. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный право­порядок в обществе.

 

Признаки государства.

 

П

онятие государства, его характеристики конкрети­зируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ призна­ков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-поли­тического института. Каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация населения и осу­ществление публичной власти в территориальных преде­лах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, переме­щался с одного места на другое. В государственно-орга­низованном обществе кровнородственный принцип ор­ганизации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в под­данных или граждан государства. Возникают, таким обра­зом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопря­жено не только возникновение государства, но и начало  складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, по­литических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются   добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им  для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль  в реализации принуждения принадлежит отрядам во­оруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, кото­рая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее преро­гативы (государственная власть может отменить, при­знать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верхов­ной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инстру­ментом правящей партии. Все это ослабляло государст­венную власть, стало одной из причин глубокого кризи­са общества и государства.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Госу­дарство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государ­ственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчинен­ности государства праву и формируется демократичес­кое правовое государство.

 

Сущность государства.

 

С

ущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная (проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распро­странение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественны­ми делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества—элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Информация о работе Общие закономерности происхождения и развития государства