Общие закономерности происхождения и развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Форма политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства. В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………..…………………………………………………11
Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………..22
Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ…………………………………………………………..31
Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………...53
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это отра­зилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функ­ции государства можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функ­ции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружаю­щей среды и др.).

По направленности функции государства подразде­ляются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показы­вают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддер­жание определенных отношений с другими государства­ми. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций — охраны существующих форм собствен­ности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны при­роды и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности — функ­ция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал со­средоточивался в руках того или другого класса (в экс­плуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посяга­тельства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потреб­ностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функ­цией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды вы­двинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вме­шивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанав­ливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. госу­дарственная собственность, и государственное управле­ние предприятиями и организациями, на ней базирую­щимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предпри­ятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредото­чившего в своих руках большую массу ссудного капита­ла. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в мас­штабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание соци­ально ориентированной рыночной экономики, учиты­вающей и согласующей интересы производителей и по­требителей. Этому посвящено законодательство о ком­паниях, об акционерных обществах и других объедине­ниях. Оно защищает права и интересы граждан — вклад­чиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осущест­вляет лицензирование производства многих видов това­ров широкого потребления и торговли данными товара­ми, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потреб­ностями развития общества в целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и мас­штабна по объему государственной деятельности. Глав­ное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться вы­ровнять социальное положение людей, развивать здра­воохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, посо­бия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость на­селения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентиру­ется особой отраслью — социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной по­мощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства—обеспе­чить человеку достойное   существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справед­ливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народ­ного образования и культуры. Для управления назван­ными видами деятельности государство создает соответ­ствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что совре­менные масштабы научных исследований и эксперимен­тальных работ очень сильно возросли. Поэтому государ­ство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследова­ниям.

Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от нападения извне; ведение захват­нических войн; обеспечение дипломатических отноше­ний. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовы­годная торговля, развивается коллективная безопас­ность, создаются международные миротворческие во­оруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

 

Формы и методы осуществления функций государства.

 

Г

осударство должно выполнять свои функции в при­сущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отража­ются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица рабо­тают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и из­дание нормативно-правовых актов, без которых реализа­ция других функций государства практически невоз­можна. Например, как осуществлять социальную функ­цию без кодифицированного социального законодатель­ства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реа­лизованы или они останутся лишь благими пожелания­ми законодателя. Основное бремя по исполнению пра­вовых норм лежит на органах управления (исполнитель­но-распорядительных органах), возглавляемых прави­тельством страны. Это повседневная работа по разреше­нию разнообразных вопросов управленческого характе­ра, для выполнения которой исполнительно-распоряди­тельные органы издают соответствующие акты, контро­лируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т.е. властная опе­ративная и правоприменительная деятельность по охра­не правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включа­ет в себя принятие мер по предупреждению правонару­шений, разрешение юридических дел, привлечение к юри­дической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осу­ществлении функций государства. Это обусловлено раз­витием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского обще­ства и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем орга­низационно-подготовительной работы в процессе осу­ществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущи­ми за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изу­чению различной информации при разрешении юриди­ческого дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны. Так, выполняя охранительную функ­цию, государство использует методы убеждения и при­нуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогно­зирование, планирование, льготное кредитование и ин­вестирование, государственные субсидии, защита потре­бителей и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА.

 

В

многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая клас­сификация, отражающая логику исторического разви­тия государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типо­логией (см. схемы в приложении № 2).

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, отно­сящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы слу­жит общественно-экономическая формация, т. е. истори­ческий тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельчес­кой, феодальной, буржуазной, социалистической), четы­рем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, бур­жуазное, социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реа­лизующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переход­ные состояния (например, «профеодальное»).

Марксистскую типологию государств можно крити­ковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и раз­витие формационного подхода? К уже известным фор­мациям сторонники такого подхода предлагают доба­вить «восточное государство», «азиатский способ произ­водства» и «профеодализм». Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапиталистического» государ­ства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство — Китайская Народная Республика — продолжает строить социализм с китай­ской спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало основа­ний классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократичес­кие и недемократические. Такая классификация в опре­деленных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется клас­сификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофи­руется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В право­вом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тотали­тарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и за­конности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь созда­ются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государ­ства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, дейст­вует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускают­ся действия, направленные на изменение государствен­ного и общественного строя.

Информация о работе Общие закономерности происхождения и развития государства