Общие закономерности происхождения и развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Форма политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства. В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………..…………………………………………………11
Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………..22
Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ…………………………………………………………..31
Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………...53
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновид­ностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господ­ствующий класс становится политически господству­ющим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государ­ства — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теорети­чески неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является домини­рующей лишь в недемократических, диктаторских госу­дарствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бес­плодной борьбе, а общество — от разрушения, тем са­мым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом пре­одоления общественных противоречий путем не наси­лия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интереса­ми, что предполагает разумное сотрудничество различ­ных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утра­тило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредото­чивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.[21]

Иначе говоря, в демократическом государстве вто­рой, но более значимой, чем первая, становится общесо­циальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоци­альным и классовым началами нередко оказывают силь­ное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выра­жает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общена­циональные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

 

 

Понятие функций государства.

 

Л

юбое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функцио­нальный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятель­ности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не  может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обще­ством, а его деятельность приобретает практическую направленность.

Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

Реализуются функции в определенных (преимуще­ственно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъек­тивного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объ­ективные общественные потребности, а уж затем опре­делены функции государства и механизм осущест­вления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функци­онировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возник­новения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчез­новению одних функций, появление новых — к возник­новению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздей­ствие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занима­ются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функ­ций его отдельного органа. Последние раскрывают соци­ально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государ­ства выполняются всеми или многими органами. Одна­ко сказанное не исключает того, что отдельные государ­ственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне - главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им проти­воречить. Поэтому деятельность государственных орга­нов должна протекать в русле основных функций государства.

 

Классификация функций государства.

 

П

роблема классификации функций государства ос­ложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам (см. схему в приложении № 1).

Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные сто­роны, два начала — общесоциальное и классовое. Обще­социальное начало обусловлено потребностями общест­ва в целом, классовое — его классовыми противоречиями.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоре­чий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государст­ва. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представи­телем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию — организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдель­ные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает боль­шой простор для общесоциальной деятельности госу­дарства. В наше время общесоциальные функции госу­дарства (экономическая, социальная, поддержания демо­кратического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государст­ва в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы,— охрана при­роды и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические про­блемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответст­вующих функций — обеспечения мирового правопоряд­ка, международной экологической и т. д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономи­ческих, социальных, духовных, национальных). Чем боль­ше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инстру­мента преодоления противоречий, как средства согласо­вания различных интересов и достижения общественно­го компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обра­щаться к демократическим, гуманистическим институ­там и идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и право­порядка и т. д.).

Доверие к государству, государственной власти, сте­пень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. «Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъ­емлемые, естественные права и свободы, осуществляю­щее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может счи­таться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государства­ми, на благоприятное общественное мнение мирового общества»[22].

В классовом обществе, где классы и другие социаль­ные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы клас­сов непримиримы, государство становится политичес­кой организацией власти экономически господствующе­го класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивле­ния эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают опреде­ленную классовую окраску. Сказанное относится к ра­бовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Информация о работе Общие закономерности происхождения и развития государства