Обычное право народов Дагестана: понятие, особенности, основные источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

Необходимость исследования обычного права народов Дагестана в современный период обусловлена рядом причин.
Во-первых, начавшиеся в последнее десятилетие XX века политико-правовые реформы в стране, резкое изменение курса развития, конституционное признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации привели к значительным изменениям в современной правовой действительности.

Файлы: 1 файл

Дагестанский государственный университе1.docx

— 161.48 Кб (Скачать файл)

 

                          Дагестанский государственный университет

                                            Экономический факультет

                        

 

 

             

 

                                                 

                                                                    на тему:

 

  «Обычное право народов Дагестана:

    понятие, особенности, основные  источники»

 

 

                             

 

                                            

                                                                        Выполнила: Мирзаева Ф. 1 курс 3 группа

                                                                       Проверила: к. и. н; доцент Гусейнова Б.М

 

                                                                                                                         

                                                                            2012г.





 

      Необходимость исследования обычного права народов Дагестана в современный период обусловлена рядом причин.

       Во-первых, начавшиеся в последнее десятилетие XX века политико-правовые реформы в стране, резкое изменение курса развития, конституционное признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации привели к значительным изменениям в современной правовой действительности. В связи с этим субъекты Российской Федерации начали активно осуществлять деятельность по формированию своих правовых систем с учетом региональных особенностей. Указанная возможность и существовавший на предыдущем этапе развития застой правовой системы страны способствовал возникновению вопроса о правовом плюрализме. Большой интерес в этой связи возник к обычному праву народов России.

       Во-вторых, вопросы исторического развития права народов Дагестана долгое время оставалось вне поля зрения отечественных исследователей по различным объективным и субъективным причинам, которые делали их не подлежащими изучению, а в советские годы даже запретными для объективной научной разработки. Исследование этой проблемы в современный период актуально также в связи с популяризацией возрождения национальных культур и самосознания народов России.

       В исследованиях по обычному праву подчеркивается познавательное и воспитательное значение изучения материалов обычного права[1]. Следует отметить, что эта проблема в современный период имеет как теоретическое, так и практическое значение. Оно дает возможность выявить определить источники норм обычного права, характер преемственности в них культурного влияния других народов, проследить формирование и эволюцию обычно-правовых установлений, что позволяет выявить особенности развития сознания и представлений народов Дагестана, их социально-политических и нравственных воззрений, закономерности и особенности правового развития.

       Практическое значение изучения обычного права народов Дагестана связано с развитием региональной правовой системы. Обычаи и традиции играют важную роль в регулировании общественных отношений в Дагестане, но при принятии нормативно-правовых актов они учитываются недостаточно. Известным российским исследователем Д.Ю. Шапсуговым отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства[2]. В связи с этим наиболее эффективные и соответствующие требованиям современного правового пространства России социальные регуляторы могут быть закреплены в нормативно-правовых актах Республики Дагестан. Республиканское законодательство не должно копировать федеральное, а приниматься с учетом региональных особенностей, обычаев и традиций народов Дагестана и соответствовать менталитету дагестанского общества.

       В настоящее  время для ученых, занимающихся  исследованиями обычного права,  уже очевидно, что оно представляло  собой «систему, включающую право  объективное и субъективное, материальное  и процессуальное, имеющую механизм  внутреннего и внешнего обеспечения»[2]. Поэтому можно утверждать, что обычное право является естественным этапом в формировании права любого народа, в ходе которого оно проходит стадию собственного становления и превращения в центральное ядро правовой системы. Затем с ростом компонентов правовой системы обычное право становится одним из ее важнейших элементов, через функционирование которого постоянно обеспечивается преемственность в правовом развитии общества, необходимая для его стабильности.

       Общественные отношения в Дагестане изначально регулировались адатами или нормами обычного права. Следует согласиться с С.С.Алексеевым, который, рассматривая правовой обычай как достаточный критерий юридических прав и обязанностей, юридически дозволенного и недозволенного, определяет обычное право как исторически первую форму позитивного права[3].

       В Дагестане в прошлом каждый джамаат имел свои обычаи. «Джамаат, или община, состоявший из нескольких тухумов (родов), определялся прежде всего общностью территории, откуда вытекала общность других интересов и общественного управления. Наиболее важные дела, касающиеся всего сельского общества, решались на собрании глав тухумов, входивших в состав селения. Для решения особенно важных дел тухум направлял несколько представителей. Такое совещательное собрание называлось собственно джамаатом, откуда это название и перешло впоследствии на всю общину. Нормы адата вырабатывали для себя каждое самостоятельное сельское общество или союз сельских обществ»[4].

       Адат – слово арабское, означающее «обычай», «привычку», но с расширенным содержанием. В странах мусульманского мира оно используется и как обозначение немусульманского (аджамского) права. На Северном Кавказе, в том числе в дагестанских языках, это слово стало обозначением любого нешариатского закона, общим названием, обозначающим традиции и обычаи. Известный дагестанский М.А. Агларов считает, что адат – это обычай жить и судиться по старинке, по неписаным правилам, особым для каждого аула, а иногда и тухума[5].

       В дореволюционном Дагестане, как отмечает Ф.И. Леонтович, адат имел троякое значение: 1)обычая, живущего в народном предании; 2)способа разбирательства судебных дел; 3)закона, действующего в определенной местности[6]. Горцы в своем быту руководствовались адатом, судились между собой и решали свои дела по адату. Далеко не все дагестанские адаты носят правовой характер. Многие из них, действующие в сфере общественной нравственности, семейных отношений, правил гостеприимства, являются моральными нормами, нарушение которых осуждается обществом, но не влечет за собой применения принудительных мер.

        Ф.И. Леонтович видел в адате еще одну особенность. Он писал, что «в праве мусульманских народов адат противопоставляется не только шариату … но и общему государственному, как закон местный, имеющий обязательное действие лишь в данной местности, по внутренним делам данной общины или народа. Таково именно значение у восточных мусульман адата»[6]. Значение закона, по его мнению, приобретал адат в особенности там, где вместе с ранним упрочением ислама началась запись адатов, составление из обычаев, живущих в народном предании, письменных сборников: если адаты записаны в сборник, то при дальнейшем применении их в судебной практике они превращались в «строго обязательные законы». Именно так было в Дагестане, где благодаря арабскому влиянию ислам упрочился еще в VII веке. Благодаря исламизации здесь было введено и арабское письмо, оказавшее огромное влияние на развитие правовой культуры.

       З.Х. Мисроков справедливо замечает, что российские исследователи проблемы адата пытались идентифицировать согласно господствовавшим в разное время правовым теориям[7].

       По мнению А.М. Ладынежского, под обычным правом надо понимать совокупность правил внешнего поведения, которые рассматриваются членами социального объединения как обязательные на основании ли непосредственно влияющих условий общественной жизни или на основании какого-либо общественного авторитета; исполняются членами данного общества, а если их нарушают, то против этого борются, систематически применяя против правонарушителей репрессивные меры[8]. Таким образом, А.М. Ладынежский рассматривал адат в качестве особого социального института, предназначенного для решения конкретной жизненной ситуации и властно устанавливающего возмездие.

        А.И. Першиц считает обычное право на Кавказе совокупностью юридических обычаев, которые были санкционированы государством и в качестве формирующих начал обычного права выделяет этничность, связанность с религиозными представлениями и ритуалами, публичность[9].

         З.Х. Мисроков понимает под адатом ценностный регулятивный феномен, призванный обеспечивать правовой порядок в обществе и в качестве его свойств выделяет:

- воплощение в его нормах  требования справедливости и  разума, которые трансформируются  в важнейшее правовое начало  – справедливость права и правосудия;

- с XIX века является  писаным правом, входящим в жизнь  горских обществ в виде санкционированной  государством юридической подсистемы;

- авторитет адата основан  на почитании тех, кто создавал  эти юридические правила, предков-мудрецов, которым было дано видение  общественного порядка;

- в идеальном порядке  характеризуется своей повторяемостью;

- является непреложным,  обязательным, в ином случае человек  рискует подвергнуться обструкции  со стороны членов горского  общества;

- институционный регулятор;

- этнический характер;

- неотторгаемость от своего субъекта (народа, сообщества);

- позитивный консерватизм  и двойная обязательность, обусловленная  опорой на личную культуру  и высший авторитет;

- способность к трансформации  и модернизации под влиянием  экзогенных правовых ценностей,  конвергенции с другими системами  права;

- способность удержать  эндогенные черты в результате  внешней рационализации и редактирования.

       М.А. Исмаилов на основе изучения источников и материалов по обычному праву народов Дагестана делает вывод о том, что адат – это сложившиеся правила поведения, которые регулировали наиболее важные общественные отношения, невыполнение или нарушение которых предусматривало определенные репрессивные меры к виновным. В качестве наиболее важных черт обычного права народов Дагестана он выделяет следующие:

- юридическая устойчивость  и преемственность его основных  норм;

- наличие множества правил  и институтов, являющихся пережитками  патриархально-родового строя;

- слабое ограничение понятий  преступления и правонарушения и партикуляризм.[10].

       М.А. Агларов выделяет несколько важных черт, присущих дагестанскому адату:

- своды адатов не содержат  ни одного пункта, связанного  с требованиями нравственности (честность  или бесчестность поступка), фольклора  (мифы, пословицы и др.), являющимися  непременными атрибутами обычного  права;

- практически все пункты  имеют актовый, декларативный  характер;

- ответственность полностью  индивидуализирована, родственники  выступают в защиту потерпевшего  только как соприсягатели (однако иногда встречаются пункты, запрещающие именно родичам выступать в числе соприсягателей);

- при установлении адата  значительной была роль законодательной  инициативы, источником которой  часто служил прецедент;

- адаты иногда принимались  только на определенный срок;

- адат требовал точных  доказательств во многих тяжких  уголовных и нравственных преступлениях,  хотя присяга, если преступление  не очевидно, оставалась доминирующим  следственным аргументом.

- за исключением привлечения  к присяге, адат не был комфессионален и даже не имел такой окрашенности.

- адат содержал некоторые  черты архаики. Кровомщение по адату, в большинстве кодексов преодоленное, оставалось в «упорядоченном» виде в гидатлинском своде и в кодексе Умму-хана Аварского. Одной из самых архаичных норм, которая прочно утвердилась в адате и против которой шариат в лице его идеологов вел борьбу, был ишкиль – захват имущества для понуждения ответчика к удовлетворению имущественных претензий или исполнению другого рода обязательств.

        Многовековое господство адата как средства регулирования различных сторон жизнедеятельности общества было обусловлено в Дагестане особенностями социально-экономического и политического развития края. Преобладающее значение обычного права в Дагестане в течение длительного периода развития, его огромное значение в общественной жизни и широкая область применения определяются замедленными темпами развития, незавершенностью процесса связей между отдельными областями, политической децентрализацией, существованием относительно замкнутых и самоуправляющихся общин.

       Адаты, как явления духовной культуры, в конечном счете, являлись отражением экономических отношений. Но их влияние на адаты не очень заметны, поскольку выступают в основном через посредство социально-политических отношений. Политические отношения стали оказывать влияние на адаты со времени утверждения феодальных отношений. В Дагестане в силу особенностей исторического развития процесс перерастания родовых отношений в феодальные оказался длительным, поэтому социальные отношения выступали в сложном переплетении. Наряду с феодальными отношениями, определявшими в основном характер существующего общественного строя, здесь существовали остатки отжившего родового общества и начиная со второй половины XIX века – элементы нового, капиталистического строя. Все это в своеобразной форме нашло отражение в адатах. Дагестанские адаты в том виде, в каком они дошли до нас, представляют собой сложное образование, в котором правовые нормы феодального характера соседствуют с родовыми обычаями. В памятниках права хорошо заметна трансформация родовых адатов в адаты феодальные.

Информация о работе Обычное право народов Дагестана: понятие, особенности, основные источники