Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:19, реферат
Необходимость исследования обычного права народов Дагестана в современный период обусловлена рядом причин.
Во-первых, начавшиеся в последнее десятилетие XX века политико-правовые реформы в стране, резкое изменение курса развития, конституционное признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации привели к значительным изменениям в современной правовой действительности.
При всей специфичности действующих в Дагестане адатов у горцев было немало общих традиций и черт, обусловленных их близким родством, сходными условиями жизни, многовековыми культурными взаимовлияниями, постоянным взаимодействием и сотрудничеством между ними. М.М. Ковалевский, впервые профессионально изучивший систему нормативного регулирования в Дагестане, сделал в предисловии ко второму тому своего труда «Закон и обычай на Кавказе» следующий вывод: «Я считаю также более или менее установленным то общее положение, что, несмотря на пестроту племенного состава и разнообразие языков, жители Дагестана придерживаются более или менее одинаковых начал права»[16]. Единство правовой системы Дагестана являлось одним из компонентов сложившейся исторической общности населявших его народов.
Таким образом, подытоживая изложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Нормы обычного права,
регулировавшие образ жизни
2. Адаты, как правило,
являлись отражением
3. В дореволюционный период
обычное право народов
4. Начиная с XVII века правовая система Дагестана была основана на кодифицированных сводах, которые включали адаты конкретных джамаатов. Существование в каждом джамаате своего адата, а в союзе обществ общесоюзного соответственно оказывало влияние на правовое сознание народов Дагестана, что явилось важным фактором в формировании особенностей правовой системы Дагестана.
Список литературы:
[1]Абдуллаев М.А. Из истории
философской и общественно-
[2]Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону. 1999.
[3]Алексеев С.С. Право: Опыт комплексного исследования. - М., 1999.
[4]Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.). Махачкала, 1999.
[5]Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). - М., 1988.
[6]Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Одесса, 1882..
[7]Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. - М.
[8]Ладынежский А.М. Методы этнологического изучения права // Этнографическое обозрение. 1995. - № 4.
[9]Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. - М., 1979.
[10]Исмаилов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана (XVII – нач. XX вв.): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. - М., 2005.
[11]Исмагилов М.А. Обычное право. Махачкала, 2004.
[12]Далгат Б.В. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы. Махачкала, 1968.
[13] Хашаев Х.М Кодекс законов Умму-хана Аварского (справедливого) //Под редакцией проф. А. А. Пионтковского. Москва — 1 948 г.
[14] Шапсугов Д.Ю., Свечникова Л.Г., Исмаилов М.А. Обычное право, мусульманское право и акты российского государства на Северном Кавказе. Хрестоматия. Ростов-на-Дону. 2008.
[15]Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. - М., 1890
http://constitutions.ru
http://www.fpa.su
Информация о работе Обычное право народов Дагестана: понятие, особенности, основные источники