Обычное право народов Дагестана: понятие, особенности, основные источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

Необходимость исследования обычного права народов Дагестана в современный период обусловлена рядом причин.
Во-первых, начавшиеся в последнее десятилетие XX века политико-правовые реформы в стране, резкое изменение курса развития, конституционное признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации привели к значительным изменениям в современной правовой действительности.

Файлы: 1 файл

Дагестанский государственный университе1.docx

— 161.48 Кб (Скачать файл)

100. Если один  аул нападет на другой, то с  напавшего аула взыскивается 30 голов  овец, если один или два человека  напали, то взыскивается по 5 голов  овец с каждого, и они лишаются  доли в горных пастбищах под  названием Арах-меер и Тамаш-меер.

  1. Кто отрежет хвост или ухо коню, кобылице или мулу, с виновного взыскивается штраф – один бык, а владельцу животного – 10 голов овец. Если же хвост отрезан с захватом репицы, то по выбору хозяина надо вернуть или коня, или кобылицу, или мула.
  2. Если кто сожжет имение из-за вражды, с виновного взыскать 100 голов овец в качестве штрафа и стоимость причиненного ущерба. Если обвиняемый не признает свою вину, то должен очиститься присягой с 50 соприсягателями.
  3. Если кто угонит скот с горы, и никто этого не увидит, виновный в угоне должен возместить владельцам угнанный скот после их присяги в том, что действительно скот им угнан. [13]

Тот, кто с намерением кражи или  грабежа, или ишкиля, угонит скот с горы под названием Гучута-меэр, подвергается штрафу в 5 овец, а также должен вернуть угнанный скот владельцам.

 

       Постановления Кайтагского уцмия Рустем-хана по своему содержанию представляет собой сборник, включающий нормы гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права. В него вошли наиболее важные адаты, единообразное применение которых отвечало интересам общинной знати. Например, на разбирательство дел требовалось письменное разрешения уцмия, который осуществлял верховную судебную власть. Основными видами наказания являлись крупные штрафы, разрушение дома виновного, совершившего особо тяжкое преступление, и изгнание его из общества. Регламентация уголовно-правовых отношений касалась в основном регулирования самоуправного захвата имущества (ишкиль). Постановления предусматривают выполнение ряда правил для признания правомерным захвата имущества. Запрет изъятия имущества без свидетелей придавал этому институту важную роль в правовом регулировании. Это давало много поводов к самоуправному изъятию имущества, которое нередко перерастало в грабеж, что и предопределило последующую отмену данного института. Далее, памятник свидетельствует о дальнейшем развитии и укреплении частной собственности, о чем можно судить по нормам, направленным на ее усиленную охрану. Процесс укрепления частной собственности проходил параллельно с разложением семейной общины на индивидуальные семьи с отдельными хозяйствами. И наконец, в Постановлениях Рустем-хана отражены такие уголовно-правовые понятия, как умысел, пособничество, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАЙТАГСКОГО УЦМИЯ  РУСТЕМ-ХАНА

  1. Чтецу этих постановлений — кусок шелковой материи (или три рубля) с того, в чью пользу будет решено дело.
  2. Бек должен давать чтецу лошадь. Не читать для того, кто не имеет от бека бумаги с приложением его печати.
  3. Если же кадий прочитает для того, у кого нет письменного позволения от бека, то с него, с кадия, взыскивать одну лошадь в пользу бека. Кто убьет вора в своем доме, или в стаде, того оставлять безнаказанным.
  4. С того, кто убьет убившего вора, две пени и два канлы (кровных врага).
  5. Тому, кто поймает вора, тысяча кари хабцалдику и сто кари беку с пойманного вора.
  6. С того, кто поймает вора и отпустит его, брать штраф сто кари хабцалдику в пользу общества.
  7. Штраф за прелюбодеяние брать в таком же количестве, как и за воровство.
  8. За взятую в безлюдном месте барамту, за ограбленное или отнятое в ссоре, виновный должен платить обиженному в десять раз более против им взятого.
  9. Если же при этом произойдет убийство, то кроме того, с виновного семь пеней и семь канлы.
  10. Того, кто убьет грабителя, оставлять безнаказанным. С того,, кто убьет убившего грабителя,—две пени и два канлы.
  11. Кто убьет кого-либо и возьмет с убитого какую-нибудь вещь или после того на убитом не окажется чего-либо, с того брать десятерную цену взятого им с убитого, или пропавшего и, кроме того семь пеней и семь канлы.
  12. Если же убийца станет отпираться в том, что он с убитого ничего не брал, то ближайший родственник убитого с семью тусевами (соприсягателями) должен принять присягу в том, что не оказавшаяся на убитом вещь или взята им или -он, убийца, был причиною ее пропажи.
  13. За убийство с грабежом женщины — четырнадцать пеней и четырнадцать канлы.
  14. За убийство с грабежом — семь пеней и семь канлы.
  15. В случае убийства кого-либо в драке, происшедшее между многими лицами, если не будет отысканный, то родственники убитого могут считать кровным врагом, кого пожелают, из числа бывших в драке.
  16. Если кто-либо умрет от ран, нанесенных несколькими лицами, то двоих из них считать кровными врагами, и, по умерщвлении одного, с другого брать шестьдесят рублей,
  17. С канлы, который не выедет из селения, в котором будет находиться искатель его крови, взыскивать в пользу общества сто кари хабцалдику.
  18. С того, кто поведет канлы на разбирательство по какому-нибудь делу к кадию или обществу, взыскивать сто кари хабцалдику.
  19. Канлы не должен сам ходить на разбирательство, а посылать от себя доверенное лицо.
  20. Кайтахцы должны разбираться по этим постановлениям.
  21. Кто не выедет на тревогу, с того брать сто кари хабцалдику.
  22. С того, кто возвратится прежде выехавших на тревогу — сто кари хабцалдику.
  23. Кто даст знать ищущему кровь о том, где последний может подстеречь своего канлы, с того брать сто кари хабцалдику.
  24. По чьим доносам будет убит канлы, того вместе с семейством считать кровными врагами.
  25. Если родственники убитого канлы убьют подобного доносчика, то кровь последнего считать безвозмездною.
  26. Обвиненный в воровстве должен заплатить десятерную цену уворованного.
  27. Подозреваемый в воровстве должен очистить себя присягою вместе с семью тусевами.
  28. ‘За приближение к воротам чьего-либо дома с злым умыслом, с каждого виновного взыскивать по сто кари хабцалдику.
  29. Убийство нападающего на дом считать безвозмездным.
  30. С того, кто прикоснется к женщине с прелюбодейной целью, взыскивать тысячу кари хабцалдику.
  31. Если женщина с криком прибежит домой и покажет, что кто-либо коснулся ее с прелюбодейственною целью, и обвиняемый будет найден на месте, указанном женщиною, тогда принимать показание ее.
  32. Если же женщина не закричит, когда коснется ее мужчина, а предъявит о том после того, как придет домой, тогда жалобы ее не принимать.
  33. Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
  34. Если кто-либо покажет, что такой-то ударил его или бросил в него камень или стрелу из лука, и слова свои подтвердит присягою вместе с семью родственниками, то показание его считать справедливым.
  35. С врагом следует мириться или получив от него что-нибудь, или когда враг позовет к себе и угостит, или по просьбе посторонних лиц.
  36. Если раб прикоснется к жене узденя с прелюбодейной целью, то его убивать.
  37. Если бек прикоснется к жене узденя, то должен дать штраф сто рублей в пользу всего общества.
  38. Если кто-либо увезет женщину, и увезенная согласится быть женой увезшего, то таковых сочетать браком.
  39. Когда же увезенная не пожелает вступить с увезшим ее в брак, то ее возвратить родственникам.
  40. Если увезший женщину будет насильно удерживать ее, то убийство его считать безвозмездным.
  41. Когда хозяин сгоревшего, узнав, кем именно был сделан поджог, укажет на другого и будет требовать от него очистительной присяги, то с такого хозяина брать сто кари хабцалдику в общественную пользу.
  42. Кто согласится, выдать дочь свою или родственницу за кого-либо в замужество и после того откажется, тот должен уплатить жениху за все издержки его по сватовству вдесятеро.
  43. Если кто-либо сознается в нанесении кому-нибудь смертельной раны, того сознание принимать.
  44. Если же родственники умершего от раны после сознания кого-либо в нанесении оной, потребуют от другого очистительной присяги, то с них, с родственников, и с того, кто пойдет принимать присягу, брать по сто кари хабцалдику.
  45. Если кто-нибудь понесет от кого-либо вред или будет убит кем-нибудь по наущению и подстрекательствам другого, то за все это должен отвечать подстрекатель и, в случае убийства, быть кровным врагом.
  46. Если в драке будет убито несколько лиц, то после умерший должен быть кровным врагом прежде умершего.
  47. Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
  48. С того, кто не позволит внутри селения взять барамту, брать штраф сто кари хабцаядику.
  49. Кто возьмет барамту из стада, сто кари хабцалдику. Обязавшийся в чем-либо неминуемо должен исполнять свое обязательство.
  50. Если прибудет откуда-нибудь канлы, то принимать его, но не выселять.
  51. Если же канлы пожелает уехать, то вместе с ним никому не ездить.
  52. Если будет убит едущий вместе с канлы, то кровь его считать безвозмездною.
  53. С того, кто начнет спорить с чаушем (глашатаем) брать сто кари хабцалдику.
  54. Следующих слов жителя другого общества не передавать.
  55. Если канлы приедет из другого общества, то его не принимать.
  56. Кто приедет и пожелает остаться в нашем обществе на жительство, того принимать.
  57. У кадия, чауша, нарочного, старика и ученика барамты не брать,если же кто возьмет барамту у упомянутых лиц, с того брать пеню (3 руб. 60 коп.).
  58. Если несколько лиц, сговорившись, пожелают отделиться от общества, то с таких брать тысячу кари хабцалдику.
  59. Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
  60. Кто во время месяца Рамазана не будет соблюдать поста, оставит молитву, с того тысячу кари хабцалдику.
  61. С того, кто украдет что-либо из мечети взыскивать за уворованное вдесятеро и дом его разрушать.
  62. Подозреваемый в воровстве чего-либо из мечети, должен очистить себя присягою вместе с сорока родственниками.
  63. Подозреваемому в поджоге дома, складов хлеба или другого чего-нибудь, давать очистительную присягу, вместе с сорока его родственниками.
  64. Если подозреваемый не исполнит присяги надлежащим образом, то за все сгоревшее он должен заплатить вдесятеро.
  65. Если кто-либо взятую им на время у кого-нибудь вещь скроет -и не будет возвращать, то хозяин оной должен подтвердить показание свое присягою, после которой обвиняемый обязан уплатить за взятую вещь или возвратить ее и, кроме того, взыскивать с него в пользу общества сто кари хабцалдику.
  66. Если кто-либо, выехав по своим делам из селения, при нападении на него грабителей или желающих взять с него барамту, по неосторожности- ранит или убьет другого, находящегося в стороне или нанесет вред чьему-либо имуществу: бекскому, узденскому или крестьянскому, или же сам понесет таким образом вред от другого, то за все это должно отвечать общество селения, хотя бы пришлось платить в семь раз более (это тогда, когда на убитом не окажется какой-либо вещи).
  67. Если кто-либо убьет кого-нибудь и скроет убитого, с того триста кари хабцалдику, семь пеней и семь канлы.
  68. Кто по неудовольствию на решение дела. по этим постановлениям убьет кого-либо, с того две пени и два кровных врага.
  69. За убийство женщины брать тысячу кари хабцалдику.
  70. Подозреваемый в воровстве должен принимать очистительную присягу вместе с родственниками со стороны жены его.
  71. За убийство кем-либо бекского раба взыскивать с каждого дома всего общества по одной паре обуви и по мешку саману.
  72. За убийство еврея, виновный должен наполнить кожу убитого серебром и дать беку.
  73. Если кто-либо предъявит жалобу, что чей-нибудь купа к причинил ему вред в доме или в поле, а хозяин, принимавший кунака, отвергнет такое предъявление, то он, хозяин, должен подтвердить отрицание свое присягою вместе с родственниками и, в случае неисполнения присяги, уплатить за весь показанный вред.
  74. С того, кто не согласится принять очистительной присяги, брать штраф — сто кари хабцалдику.
  75. Кто откажется дать присягу им подозреваемому или без причины откажется присягнуть за другого, того скот не принимать в общественное стадо и всем прекратить с ним всякое знакомство; с того же, кто примет скот его в свое стадо, или позовет к себе в гости, брать полтораста кари хабцалдику.
  76. Кто не постарается примирить ссорящихся, а напротив сам примет чью-нибудь сторону, с того взыскивать штраф сто кари хабцалдику.
  77. Кто же примет чью-либо сторону после поранения, с того брать полтораста кари хабцалдику.
  78. Доброго человека не обвинять, если дурной не пожелает принять за него очистительной присяги.
  79. Дурного же обвинять, если добрый откажется принять за него очистительную присягу.
  80. Брать барамту с тех, которые не отделились от тохума ответчика.
  81. Если отделившийся от родственников будет требовать в случае убийства его другим, пени или искать кровного врага, то с него брать две пени и два канлы.
  82. Кто берет барамту с жителей нашего общества, с тех и нам брать;
  83. Кто в доме своем или на пашне убьет кого-либо без всякой причины, с того семь пеней и семь канлы.
  84. Кто убьет идущего принять присягу или на суд, с того две пени и два канлы.
  85. Кто, оставив сознавшегося в убийстве, будет положенное за убийство искать на другом, с того брать штраф—тысячу кари хабцалдику.
  86. Если кто-либо заметит своего родственника в дурных поступках, то родственники должны убить его, в противном же случае обязаны отвечать за все противозаконные его поступки.
  87. Дурному человеку не оказывать помощь; кто же окажет дурному человеку помощь, с того брать штраф . тысячу кари хабцалдику.
  88. Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
  89. Этими постановлениями должен руководствоваться бек и все Кайтахское общество.
  90. Прелюбодеяние раба с бике оставлять безнаказанным.
  91. Кто не выедет на тревогу вместе с обществом, с того брать штраф сто кари хабцалдику.
  92. Если бек выедет на тревогу, то должны все ехать, с не выехавшего же на тревогу вместе с беком — тысячу кари хабцалдику.
  93. Бек должен всякий год собирать суд, в противном случае, его сменять.
  94. С не явившихся по призыву бека на суд брать По сто кари хабцалдику.
  95. В государстве без правителя, в обществе — без суда, в стаде — без пастуха, в войске — без разумного, в селе — без головы ,— добра не будет. .
  96. Кто имеет ум, тот пусть поразмыслит об этом.
  97. Если бек будет притеснять какое-либо селение, то остальные селения должны вступиться за него и остановить бека.
  98. Все должны говорить, единогласно, кто же будет противоречить обществу, того дом разрушить, а самого изгонять.
  99. Бек должен наказывать поступающих противозаконно, в противном случае бека удалять.
  100. Бек должен ежегодно собирать умных людей и по этим постановлениям разбирать                        тяжущихся и не оставлять без наказания ни вора, ни грабителя.
  101. Никто не должен завещать имение свое в пользу бека или чанки. Кто же сделает

такое завещание, того вместе с семейством изгонять из селения. А кто будет упрашивать и советовать, чтобы такого завещателя оставить, того дом разрушать.

  1. Если бек или чанка приедет в какое-нибудь селение, то никто без позыва не должен приходить к нему. Если же кто пойдет к беку, будучи не позван им, с того брать сто кари хабцалдику.
  2. Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
  3. Бек не должен предпринимать похода, предварительно не посоветовавшись о том с благоразумными. В противном же случае, брать с него штраф триста рублей в пользу общества.
  4. Если поход будет предпринят беком после обсуждения о нем с благоразумными, то с того, кто не выедет в такой поход, брать сто кари хабцалдику.
  5. Бек, раб, чанка, уздень должны руководствоваться этими постановлениями.
  6. Если какое-либо селение, принадлежащее к Кайтахскому обществу, отделится, то с него брать триста рублей.
  7. Если же один кто-либо отделится от общества, то с него брать сто рублей.
  8. Кто откажется поступать по этим постановлениям, того изгонять из общества.
  9. Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
  10. Смотри, бек говори правду – муж правды прославляется, и власть его остается навеки. Земля не съедает тело того, кого бог благословит прославить ее.
  11. Смотрите, кайтахцы, принимайте правду: правдивое государство прославляется и никогда ни в чем не раскаивается.
  12. Кто будет беречь рот свой, того и голова спасена будет.[14]

 

        Свод законов Гидатлинского сельского общества отражает период развития и укрепления частной собственности при одновременном существовании общинного владения. Из текста памятника следует, что в частной собственности находились пахотные и покосные земли, скот, хозяйственные постройки и другое имущество. Из числа упоминаемых в Своде преступлений можно выделить преступления против личности, семьи и нравственности. Система наказаний, предусмотренная в Гидатлинском судебнике, отражает господство патриархально-феодальных отношений, переплетавшихся с пережитками родового строя. Кровная месть подвергалась регулированию и ограничению со стороны общественной власти, судебник во всех случаях допускал замену кровной мести выкупами. Право на месть имели все наследники потерпевшего, месть применялась только по наиболее серьезным делам, осуществление мести или получение выкупа зависело от желания потерпевшего или его родственников. Штрафы и выкупы взыскивались, пока у виновного имелось имущество, затем взыскивалось имущество его семьи, а после – дальних родственников. Родственники могли оказать помощь, если сами считали это необходимым. О недостаточном развитии государственно-правовой системы в Гидатлинском обществе свидетельствует отсутствие специальных учреждений и органов, гарантирующих реализацию правовых норм.

 СУДЕБНИК ГИДАТЛИНСКОГО ОБЩЕСТВА

  1. Убийство человека без права на это повлечет за собой для убийцы взыскание с него выкупа (дият) в пользу наследников убитого в количестве 30 коров. За 15 коров из них допускается брать стоимость, исходя из нормы – медный котел весом 4 ратала за корову. За остальные 15 коров разрешается брать какое угодно имущество, причем одна корова оценивается в 4 шаля. Для дията не берется земля. Кроме того, убийца отдает в качестве штрафа своему сельскому обществу одного отборного быка, котел весом 4 ратала, а также еще один выкуп в качестве штрафа в пользу всего Гидатлинского общества. Все это взыскивается в течение трех дней с момента совершения убийства.
  2. Убийство считается установленным, если оно доказано показаниями двух свидетелей или оно всем бесспорно известно. Если убийца не признает себя виновным в убийстве, то наследникам убитого предоставляется право требовать от родственников убийцы доказательства этого посредством присяги 15 человек родственников. Если не хватит соприсягателей из среды родственников, то разрешается состав их пополнить посторонними односельчанами. Если наследник убитого, зная убийцу, не заявит об этом в течение трех дней, то он теряет право на получение от убийцы быка.
  3. Если человек, коему поручено взыскание дията, не явится для исполнения своих обязанностей, то с него взыскивается штраф в размере одного медного котла.
  4. Если кто умышленно выпустит из своих рук вора или грабителя, то с него взыскивается штраф в размере 30 коров, независимо от того, в каком селении это произошло.
  5. Если убийца будет убит двоюродным братом убитого или его наследником, хотя бы самым отдаленным, то за это ответственность никто не будет нести.
  6. Если кровник будет убит другим лицом, кроме вышеуказанных, то ответственность сохраняется.
  7. Если раб убьет свободного человека, то хозяин раба обязан уплатить дият (выкуп).
  8. Если же свободный убъет раба, то свободный должен уплатить хозяину стоимость убитого раба.
  9. Если хозяин раба оспаривает убийство его рабом свободного человека, то хозяин должен доказать невиновность своего раба путем собственной присяги и присяги трех соприсягателей.
  10. Виновный в поджоге чужого имущества (хозяйственной постройки, сена и т. д.) подвергается штрафу в размере двух медных котлов вместимостью по 2. ратала каждый, а также взысканию стоимости подожженного имущества в пользу хозяина. Если подозреваемый в поджоге не признает себя виновным, тон он обязан очистить себя посредством присяги 15 своих родственников.
  11. Виновный в домашней краже подвергается взысканию штрафа в размере одного быка, который стоит 6 баранов, в пользу общества и двукратной стоимости краденого – в пользу потерпевшего. Если подозреваемый в краже не признает себя виновным, то он должен очистить себя посредством присяги трех лиц.
  12. За убийство вора и грабителя в момент их преступления к ответственности никто не привлекается.
  13. За самоуправное отобрание у другого лица вещей виновный подвергается штрафу в размере двух медных котлов. Если он не признает себя виновным, то обязан очистить себя посредством присяги трех родственников.
  14. Убийство грабителя не влечет за собой ответственности.
  15. Если кто скосил сено с общинных сенокосов после объявления запрета, тот подвергается взысканию штрафа в размере одного медного котла. Если на сенокос пойдет женщина, чтобы скосить сено хотя бы в порядке оказания помощи другому или по найму, то с нее взыскивается штраф в размере стоимости одной овцы.
  16. Если кто-либо своим скотом потравит сенокос другого, то с него взыскивается штраф в пользу общества в размере одной коровы, а также стоимость потравленной травы в пользу хозяина в размере, установленном по его присяге.Если подозреваемый не признает себя виновным в потраве, то он обязан очистить себя присягой с тремя соприсягателями.
  17. Если кто-либо побил другого, то с виновного взыскивается штраф в размере одного быка в пользу общества.
  18. За нанесение раны другому ударом кинжала, нагайки или же каким-нибудь другим предметом, и если эта рана достаточна для признания кровной мести, то с виновного взыскивается два котла. Один из них – раненому, другой – в пользу общества как штраф. Если же рана недостаточна для признания кровной мести, то взыскивается только один котел.
  19. За изнасилование жены другого с виновного взыскивает штраф – 2 медных котла. Если виновный отрицает свою вину, то он должен очиститься присягою трех лиц. За убийство насильника никто ответственности не несет.
  20. Если мужчина и женщина за прелюбодеяние будут убиты вместе, то за их кровь ответственности никто не несет. Если же окажется убитым только он или только она, тогда виновный должен возместить стоимость крови убитого.
  21. Если кто поднял ложную тревогу или дал возможность угнать стадо с пастбища, то виновный подвергается штрафу в размере одного быка.
  22. Кража вещей у пастухов на кутане приравнивается к домашней краже, и виновный подвергается штрафу и взысканию стоимости украденного.
  23. Если кто привязал веревку на шею чужой лошади, чтобы угнать ее, тот должен отдать одного быка в пользу хозяина лошади.
  24. Кто отдал чужое имущество другому или же навел его на чужое имущество, чтобы он украл, и имущество это перейдет в другое общество, тот обязан уплатить штраф – два котла и возместить убытки хозяину. Если он не признает себя виновным, то должен очистить себя присягаю 7 соприсягателей.
  25. Если хозяин разрешит слуге или человеку, проживающему у него, похитить чужое имущество или убить человека, то хозяин обязан возместить стоимость имущества, уплатить штраф и дият(выкуп). Слуга или жилец или их наследники также должны уплатить стоимость краденого имущества, штраф и дият.
  26. Если же виновный ушел от хозяина и народ был оповещен об этом за 3 дня до предъявления иска, то хозяин не обязан идти на очистительную присягу.
  27. Поднятие ложной тревоги о походе жителей общества на врага или для какой-либо другой цели влечет за собой взыскание штрафа в размере одного быка.
  28. Если должник покинул аул после того как его предупредил глашатай о необходимости явки на суд для разбирательства дела, то глашатай вправе взыскать с него долг в пользу истца.
  29. Виновный в самовольном захвате – в ишкиле или в приеме захваченного имущества у лиц, происходящих из обществ Карах, Келеб и Ратлуб, без разрешения на то старейшин, подвергается штрафу в размере одного быка.
  30. Если скот, отданный кому-либо на содержание, пропадет или погибнет и хозяин скота уверяет, что в этом виноват тот, у которого скот находился на временном содержании, а последний не признает своей вины, то тот, у кого находился скот, должен очистить себя присягой одного справедливого человека.
  31. Кто украдет чужие дрова или бревна или возьмет их силой, то с него взыскивается штраф в размере одной коровы и стоимость дров в пользу хозяина.
  32. Если речка приносит много дров, лесоматериала, то каждый может брать столько, сколько хочет, за исключением лесоматериала, необходимого для моста. То, что годится для моста, на том никто не должен делать метку или класть камень как метку. Не должен спорить или переносить его в другое место, чтобы потом взять себе. Собравший дрова не имеет права оставить их на берегу и сказать», что они мои и я возьму их когда захочу. Если такие дрова возьмет другой, то он не обязан платить ни штраф, ни стоимость дров.
  33. Если кто-либо выбирает для разбирательства свадебного дела влиятельного человека из другого селения и тот соглашается, то они оба обязаны в виде штрафа отдать по одному быку».
  34. Если кто-нибудь судится с кем-либо по поводу имущества и ответчик, не дожидаясь окончания спорного дела продаст, или подарит, или сделает назру (акт дарения) своего движимого и недвижимого имущества, то с виновного в этом взыскивается штраф в размере двух быков, а с того, кто принял имущество – одного быка.
  35. Если кто-нибудь отказывается от судебного разбирательства, то с него взыскивается один котел.
  36. Если кто-нибудь отправился в одно из селений Гидатлинского общества и его угостил вор ворованной пищей и тот покушал, а хозяин добра предъявил ему иск и заявил, что гость кушал его добро, следовательно, и он вор, а если гость не признает, то он должен дать присягу о том, что он не знал, что съеденное им было ворованное.
  37. Если житель Гидатлинского общества во вред своему селению или всему обществу переселится в другое общество, то все его имущество переходит в собственность Гидатлинского общества.
  38. Если кто-либо из жителей станет прятать имущество покидающего наше общество, заявив, что он купил или ему подарил свое имущество тот, кто покидает Гидатлинское общество, как выше изложено, то с него взыскивается по одному бычку за каждый день, пока он это имущество не передает Гидатлинскому обществу.
  39. Нерадивое отношение к охране Гидатлинского моста со стороны отдельного лица или целого общества, приведшее к поджогу моста, наказывается взысканием штрафа в размере ста котлов.
  40. Отказ отдельного лица от охраны моста повлечет за собой взыскание штрафа в размере одной шали.
  41. Отказ целого селения от охраны моста повлечет за собой штраф в размере двух котлов.
  42. Оказание содействия виновному в неуплате штрафа лицом, на обязанности которого лежит надзор за соблюдением порядка, влечет за собой отвержение его всеми односельчанами и всем обществом.
  43. Виновный в поджоге большого моста подвергается штрафу в размере 100 котлов и изгнанию из Гидатлинского общества, если виновный из Гидатлинского общества.
  44. Если кто-нибудь из мулл, кузнецов, плотников, шорников и мельников чем-нибудь поможет изгнанному за поджог моста, то с того, кто помог, взыскивается штраф в размере одного котла.
  45. Если же изгнанному поможет кто-нибудь из простых людей, хотя бы представлением ему огня или воды, то с того, кто помог, взыскивается штраф в размере одной овцы.
  46. Если кто-либо избил изгнанного, то за это не требуется возмещение.
  47. Если кто-либо убьет изгнанного, то за его кровь он не отвечает.
  48. За порчу имущества изгнанного ответственности никто не несет.
  49. С него (изгнанного) и с того, кто ему поможет, полагается взыскать и штраф, и выкуп.
  50. Если помощник изганного совершил убийство человека из другого округа, то выкуп и возмездие ляжет на общество (бо).
  51. Если кто-нибудь вспахал землю на пустыре, который не подлежит раздаче людям в качестве пахотной земли, или присвоил ее в качестве сенокоса, или луга, или частично прирезал к своей земле, то с него взыскивается штраф в размере двух котлов весок 4 ратала натурой», но не стоимостью.
  52. Если кто-нибудь своим скотом потравил урожай или траву на присвоенной вышеуказанным образом земле, то с него не взыскивается ни компенсации, ни штрафа.
  53. Если сельские исполнители без разрешения на то со стороны выше их стоящих старейшин согласились вернуть штраф для потребления в пищу тому, с кого он был взыскан, то с каждого исполнителя взыскивается штраф в размере одного котла. Кроме того, они обязаны затребовать обратно возвращенный им штраф. Вообще исполнители не имеют права распоряжаться штрафным имуществом, кроме тех случаев, когда штраф поступает за нарушение правил пастьбы скота на запретных лугах.
  54. Если кто-нибудь из нашего общества подстрекал на убийство канлы, поселившегося в нашем обществе, то с подстрекателям взыскивается штраф в размере одного котла. Если же совершилось убийство благодаря даче сведений о коровнике, то с подстрекателя полагается выкуп (дият), либо к нему применяется кровная месть.
  55. Если канлы, находящийся в нашем обществе, будет допускать недостойные поступки в отношении женщин и детей, то он подвергнется штрафу в размере одного котла и они (женщины и дети) возвращаются к своим родным.
  56. Если при охране посевов гидатлинцев мангуш (общинная охрана) нанесет кому-либо побои, то за это не несет ответственности, не платит штрафа, не возмещает убытки, не обязан дать выкуп.
  57. Если кто-нибудь спорит и скандалит с общиной охраной, когда она удаляет его скот с посевов, то с него взыскивается штраф в размере 7 коров, кроме того, он обязан прокормить 100 человек, также в виде штрафа.
  58. Если какой-нибудь насильник подчинил себе кого-либо из нашего общества и сделал его своим помощником в преступлениях» в убийстве, избиении и воровстве, не имея на это согласие родителей и наследников последнего, то с него взыскивается выкуп, штраф и убытки.
  59. Если обнаружили человека с женой другого и муж ее или родственник мужа убил их обоих, то за кровь их никто не несет ответственности.
  60. С жителей селения, которые не оказывали помощи жителям других селений общества в охране лугов до периода сенокошения, взыскивается штраф в размере трех котлов.
  61. Если кто-нибудь пас стадо коров или быков или своих овец на общинных лугах до истечения десяти дней после объявления сенокошения на данных лугах, то с него взыскивается штраф в размере одного котла.
  62. С жителей селения, которые не оказывали помощь жителям других селений в охране земли, выделенной для распределения через каждые 7 лет, взыскивается штраф в размере трех котлов.
  63. Если кто-нибудь нарушил правила охраны межи вокруг этой выделенной для распространения земли или в середине ее, не имея на это согласия шести селений, то с него взыскивается штраф в размере одного котла.
  64. Если кто-нибудь оклеветал другого в убийстве, прелюбодеянии, воровстве, то с клеветника взыскивается в качестве штрафа один котел весом в три ратала,
  65. Если подозреваемый в клевете не признает себя виновным в клевете, то он обязан очистить себя присягой с тремя соприсягателями.
  66. По делам об изнасиловании, воровстве и клевете совершеннолетний раб отвечает наравне со свободным.
  67. Если кто-нибудь оформил обряд бракосочетания, не будучи дибиром, то с него взыскивается штраф в размере одного котла, а с двух свидетелей, присутствовавших при этом, – по одному.
  68. Если кто-нибудь является причиной сбора сельских судей (чIухIби), подняв для этого ложную тревогу об убийстве, изнасиловании женщины или захвате чужого добра, тон он должен кормить их досыта, пока не внесет выкуп и штраф, а если он отказывается кормить, то с него ежедневно взыскивается по одному котлу.
  69. Если кто-нибудь убил своего кровника или ранил его в день, когда жители селения вышли на тревогу и до их возвращения по домам, то с убийцы взыскивается все то, что полагается взыскать за беспричинное убийство или ранение другого устанавливается кровная месть или ее выкуп в количестве 60 коров, штраф в размере двух быков, двух котлов; он обязан также возместить все расходы, связанные со своим преступлением.
  70. Если кто-либо продал свою лошадь или другое животное, а затем захотел получить его обратно, то он обязан вернуть покупателю стоимость возвращаемого животного. Если он отказывается вернуть эту стоимость, то она взыскивается с него до тех пор, пока его имущество не иссякнет. Если же имущество его иссякнет, то с его родителей, наследников и других родственников она не взыскивается,
  71. Штраф и возмещение взыскиваются, пока у виновного имеется имущество, если не хватит его имущества, то взыскивается имущество его семьи, родителей, детей, братьев и незамужних сестер, хотя бы они (сестры) и не жили в его доме. С дальних наследников взыскивается только после того, как имущество первых иссякнет.
  72. Если кто-нибудь убил человека около своего имущества, около скота или около недвижимого имущества, то убийца должен доказать присягой с 15 соприсягателями, что убитый им человек действительно воровал его имущество. Только в этом случае за убийство он не несет наказания. [14]

 

       Таким образом, рассмотренные памятники обычного права народов Дагестана содержат немало пережитков патриархального родового строя. Кровная месть, ишкиль (самовольный захват имущества), присяга, соприсяжничество еще имели широкое распространение. В то же время следует заметить, что в этих сборниках уже наметилось представление о праве как едином целом, масса обычно-правовых норм была объединена в указанные своды.

       Письменные источники права XVII века свидетельствуют о том, что, во-первых, правовое регулирование еще недостаточно отдифференцировано от социального регламентирования в целом; во-вторых, их содержание является элементарным в виде общих положений о должном или дозволенном поведении, его признаках и последствиях.

       Как уже было отмечено, одним их характерных признаков обычного права народов Дагестана являлся местный партикуляризм. Собранные историками и этнографами материалы показывают, что не только у каждой народности, но и у каждого дагестанского села имелись свои адаты, свои нормы и правила общежития. В 60-е годы XIX века в Дагестане действовало до 60 партикулярных систем адата. Адаты по мере возникновения и развития, конечно, сначала в зависимости от содержания и объекта регулирования проходили своеобразную дифференциацию в памяти людей. Впоследствии с возникновением письменности были предприняты попытки их систематизации в рукописях. Это упрощало возможность сохранения и обогащения адатов, их правильного применения. Наиболее активные усилия по кодификации адатов горцев были предприняты после завоевания Дагестана Россией. Из сборника адатов Дагестанской области, составленных и изданных в 60-х годах XIX века, в собрании рукописей сохранились сборники адатов Даргинского, Гунибского, Казикумухского, Андийского, Кайтаго-Табасаранского, Самурского округов, адаты Кюринского ханства.

       Главным составляющим указанных сборников являются адаты по уголовному праву – об убийстве и кровомщении, нанесении ран и других обид, прелюбодеянии, воровстве и т.п. Кроме того, в некоторых сборниках изложены адаты, относящиеся к вещному праву (сборник Кюринского ханства и Кайтаго-Табасаранского округов), семейному праву (Гунибский, Кюринский), наследственному праву (Кюринский) и обязательственному праву – о продажах, долгах, торговых сделках, товариществах и т.п. (Гунибский, Казикумухский, Кюринский, Кайтаго-Табасаранский).

      Каждый сборник включал адаты общие для всего округа и частные для каждого общества, наибства или аула, входящего в состав округа. Конечно, между некоторыми адатами, особенно частными, существовали определенные различия в процедуре рассмотрения спора, видах и размерах наказания, что было вполне естественным явлением. Однако следует отметить, что по содержанию в адатах преобладала общность и схожесть.

Информация о работе Обычное право народов Дагестана: понятие, особенности, основные источники