Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:43, курсовая работа
В данной работе особое внимание будет уделено позиции дореволюционной, советской, современной российской историографии, в частности, работам В. О. Ключевского, Н. Костомарова, Е. Тарле, Н. Молчанова, В. Мавродина, Т. Крыловой, В. Артамонова и др.
Кроме того, в курсовой работе были специально сопоставлены взгляды украинских историков и тенденции современной шведской историографии с тем, чтобы полнее определить собственную позицию в отношении «полтавской баталии». Наконец, нельзя забывать, что интересную и глубокую оценку «полтавской баталии» дал Ф. Энгельс. Он писал, в частности: «... Карл XII сделал попытку вторгнуться в Россию; этим он погубил Швецию и воочию показал неприступность России».
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Состояние русской армии накануне Полтавы. . . . . 3
Организационная структура армии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Управление армией. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Изменение тактики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Военное обучение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Вооружение и обмундирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Комплектование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 2. Полтавская баталия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Накануне битвы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Ход сражения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Последствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Была установлена должность генерал-гевальдигера, возглавлявшего военно-полицейскую службу в армии.
Наконец, к главнокомандующему
армией фельдмаршалу
Шереметеву были назначены 3 генерал-адъютанта
и генеральный писарь.
Одновременно с зарождением Генштаба создаются и войсковые штабы. В решении вопросов управления войсками Петр I несомненно намного опередил своего противника Карла XII. Шведский король накануне Полтавы сам управлял армией, имея при себе 5 адъютантов и небольшое количество специалистов-техников21.
Большое значение Петр придавал
и военным советам
(консилиям). Воинский Устав требовал «главныя
и великия дела и всякия начинания без
консилии Генералов никогда чинити надлежит…»22.
Военный совет при том не ограничивал
власть командующего и не снимал с него
ответственность за результат сражения.
Совет был исключительно совещательным
органом. Решающий голос в совете принадлежал
командующему. В «консилиях» Петр видел
средство всестороннего обсуждения планов
войны. Военные советы конечно не были
нововведением Петра I и существовали
еще во времена Киевской
Руси, но только сейчас они получили такую
поддержку со стороны официального армейского
руководства.
Регулярная петровская армия
состояла из дивизий
(генеральств), которые являлись временными
тактическими соединениями, делившимися
на бригады или полки. На Западе такие
дивизии появились только в конце XVIII века23. В мирное время полки также
объединялись в дивизии, которые являлись
дальнейшим развитием системы разрядных
полков (возникших еще при Иване Грозном).
Их состав не был постоянным, а зависел
от принятой дислокации: каждая дивизия
включала в себя установленные правительством
города и уезды, где и располагались ее
полки.
В 1707 году условия войны изменились. Русская армия стала готовиться к масштабному наступлению, к активным полевым сражениям. Это привело к появлению нового, более тактически гибкого войскового соединения – бригады. Состав дивизий и бригад не был постоянным.
Таким образом, органического
соединения всех родов войск Петр
I не создал. Не было их и в западноевропейских
армиях.
Впервые подобные соединения появились
только в конце XVIII века – в армии французской
буржуазной революции 1789-1794 гг.
В вопросах управления армии
Петр стремился к строгой
Разряд, Военный приказ, Артиллерийский
приказ и Комиссариат.
Объединяющим и руководящим началом для
этих ведомств служили распоряжения царя
и сената.
Изменение тактики.
Петр I ликвидировал раздробленность
центрального управления, создал четкую
систему командования всем русским
войском.
Главная черта этой системы – сочетание
строгой централизации управления с частной
инициативой командиров всех уровней.
Анализируя причины поражения
русской армии под Нарвой
19 ноября 1700 года, Петр I писал в своем «Журнале»:
«искусство ниже вида», т.е. крайне неудовлетворительное
состояние боевой подготовки войск и искусства
ведения боевых действий (тактики).
Русские войска XVII века не привыкли к полевым сражениям, предпочитая отсиживаться за стенами крепостей или в укрепленных лагерях. Учитывая огромные русские пространства, такая тактика была вполне оправданной. Тем самым инициатива отдавалась противнику. Так было и под Нарвой, когда, зная о приближении шведов, войска не вышли из палисадов и не встретили противника в полевом сражении, хотя по численности превосходили врага почти в 3 раза.
Петр понял порочность
такой тактики. И главной целью
военных действий становится не захват
крепостей (как было раньше), а разгром
армии противника в непосредственном
быстротечном контакте – в бою. В
разговоре с Брюсом Петр сказал:
«Правда, крепость дает неприятелю отпуг,
однако у европейцев ненадолго. Победу
решит военное искусство и храбрость полководцев
и неустрашимость солдат.
Грудь их – защита и крепость Отечеству.
Сидеть за стеною – удобно против азиатцев»24.
В европейских армиях того времени окончательно оформилась линейная тактика. Стремление наиболее полно использовать возможности огнестрельного оружия приводило ко все более тонким построениям боевых линий и упразднению промежутков между частями боевого порядка. В результате этого боевой порядок был мало маневренным и хрупким.
Введение более
Рукопашный бой в западных армиях почти полностью отвергался. В австрийской армии в начале XVIII века даже сняли с вооружения штык.
Боевой порядок строился по шаблону, почти во всех случаях одинаково: в центре – 2-3 линии пехоты, на флангах – конница. Силы по фронту распределялись равномерно, на направлении главного удара концентрации войск не создавалось, маневр в бою почти отсутствовал. Сражение носило характер фронтального огневого состязания.
Боевой порядок петровской
армии отличался простотой и
давал возможность войскам
В западноевропейских армиях
считалось незыблемым правилом, что
для успешного ведения боя
и возможности маневрировать
войска должны действовать непременно
на ровной, открытой местности.
Петр же предпочитал для боя пересеченную
местность, на которой успешно могли действовать
инициативные командиры. Петр писал
Апраксину: «Только зело прошу, чтобы не
гораздо на чистом поле, но при лесах, в
чем превеликая польза есть, как я сам
видел, ибо и на сей баталии (в битве при
Лесной), ежели б не леса, то б оныя выиграли,
понеже их 6 тысяч больше было нас»25.
Характерной особенностью тактики
русской пехоты было ее стремление
завершить бои решительным
Тактика русской кавалерии
отличалась от тактики других европейских
армий (кроме шведской) тем, что русская
конница атаковала противника на
полном аллюре, применяя холодное оружие.
Конница западноевропейских стран в бою
вела огонь из пистолетов и довольно редко,
предварительно расстроив огнем боевые
порядки противника, бралась за палаши.
В атаку она ходила на рысях и очень редко
галопом (французская кавалерия)26.
В русской армии быстро поняли, что простой механической исполнительностью трудно добиться победы, так как «дела воинския не в великом равном порядке обретаютца». Поэтому в бою следует руководствоваться «случаем и временем», чтобы «Отечеству прибыль, а неприятелю убыток сыскать». Свои указания генералам Петр I обычно заканчивал так: «В протчем полагаюсь на ваш добрый труд и рассмотрение» или «на ваше рассуждение»27.
Военное обучение
Военное обучение Петр I возложил
на Автомона Головина и
Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат
проводилось уже не по ратному обычаю
(как в XVII веке), а по
«артикулу», по единому строевому
уставу. Таким уставом было
Головиным «Строевое положение 1699 года».
Позже оно было дополнено
«Учением для гренадеров», которое уже
под названием «Краткое обыкновенное
учение и т.д.» служило официальным строевым
уставом до
1716 года. Так была сделана первая попытка
создания единых строевых правил: во-первых,
были введены две категории обучения –
для старослужащих и новобранцев; во-вторых,
было значительно уменьшено количество
перестроений и ружейных приемов; в-третьих,
были выработаны простые, четкие команды
и доходчивый командный язык.
В 1699-1700 гг. Автомоном Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться».
«Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение»28. Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером для солдат, «доброго жития и смелаго сердца», «себя при знамени дать в части изрубить, нежели знамя оставить, потому что вся рота по нем поступает»29. «Ротные чины» требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.
«Статьи воинские» коротко
и ясно формулировали основные требования
к солдату. Главное требование –
«служить с прилежанием».
Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые
статьями, предусматривали не только физические,
но и моральные меры воздействия на солдат.
Этот первый русский строевой
устав и положения, регламентировавшие
внутреннюю жизнь армии, в ходе войны
против шведов были дополнены тактическими
указаниями: в 1704 году Меншиков составил
«Статьи во время воинского похода»
(трактовались вопросы тактики конницы,
организации марша и боевого
охранения), фельдмаршал
Шереметев составил «Уложение»…
Теперь от теории перейдем
к практике. Соответственно с изменением
стратегии и тактики была изменена
и концепция подготовки войск
к боевым действиям. Рекрутов сразу
же начинали обучать ратному делу,
стремясь превратить вооруженные толпы
в воинские подразделения, легко
управляемые и
Большое значение придавалось
воспитанию в армии войскового товарищества
и поддержанию твердой
В регулярной армии Петра
I служба стала пожизненной.
Отставка давалась только больным и увечным.
Военная служба тяжким бременем легла
на население и уклонение от нее было обычным
явлением. Можно считать, что десятая часть
рекрутов постоянно была в бегах. Был случай,
когда от 23.000 драгун через несколько месяцев
осталось только 8.000, остальные – разбежались32.
Первоначальное обучение рекруты проходили на специальных «станциях». Петр требовал учить рекрутов «непрестанно солдатской экзерциции, и читать им Воинский Артикул, дабы в полки не сущими мужиками, но отчасти заобычайными солдатами пришли»33.
На «станциях» постоянно
находилось от 500 до 1.000 рекрутов. Молодые
солдаты поступали под
Со временем «станции» стали своеобразными центрами подготовки резерва для действующей армии. Они вооружались оружием, которое было и в регулярной армии.34. Рекрутов, прошедших предварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков и формирование новых.
Петровская система подготовки
солдат устанавливала принцип
Обучение проходило в условиях, близких к бою, в поле и обязательно офицерами, причем процесс обучения солдат являлся одновременно проверкой подготовки самого офицера. За незнание своего дела предписывалось снижать в должности: «Надлежит каждого офицера и унтер-офицера главным генералом в выше писанных делах искушать и на поле оном велеть так делать порознь, якобы к самому делу, а ежели который в том неискусен явится, а нижний лучше учинит, то верхнего сводить на низ, а нижнего – наверх, через которую юстицию охота и страх прирастет»37.
К офицерам предъявлялись
высокие требования. По Уставу офицер
был носителем воинской чести. Личная
храбрость должна была быть обязательным
свойством офицера. В то же время он
был обязан «учиться и примечать, что во
время кампании случилось»38. Боевой опыт необходимо было
дополнять регулярным изучением военного
дела.
Пехотный офицер должен знать не только
Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.
Петр понимал важность знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военные школы для подготовки офицеров.
В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры- артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополнялась практическими занятиями).
В январе 1701 года в Москве
основана школа
«математических и навигационных наук»,
которая, по словам Петра,
«нужна не токмо морскому делу, но и артиллерии
и инженерству»39.
Для поощрения отличившихся в бою в 1700-1705 гг. Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.
Более распространенными наградами были медали, учреждаемые в честь важных исторических событий. Истоки петровских медалей восходят к «золотым» - монетам на цепи – времен Крымских походов 1687 и 1689 гг. князя Василия Голицына.
Информация о работе Оценка действий армии Петра 1 в Полтавской битве