Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:54, реферат
К настоящему времени накоплен большой материал о погребальном обряде различных культур эпохи бронзы. Одним из атрибутов обряда являлось использование красящих веществ минерального и органического происхождения. Обычно это охра различных оттенков красного спектра; черная краска представлена углем растительного или животного происхождения; в качестве белой краски использовался мел, белые породы глин.
Раздел 1 Охра. Её значение и назначение.
1.1Общие сведения
К настоящему времени накоплен большой материал о погребальном обряде различных культур эпохи бронзы. Одним из атрибутов обряда являлось использование красящих веществ минерального и органического происхождения. Обычно это охра различных оттенков красного спектра; черная краска представлена углем растительного или животного происхождения; в качестве белой краски использовался мел, белые породы глин.
Наиболее раннее использование красок человеком относится к эпохе среднего палеолита. Краски, обычно красная и ее оттенки, применялись в различных целях, в т. ч. и в погребальном обряде. . Значение погребального обряда, как реалистическое представление о продолжении жизни после смерти в ее реальных формах предопределяло использование охры, как реалистический акт, символизирующий кровь. Белый, черный, красный цвета во всех археологических и этнографических культурах имеют множество обозначений и значений. Они ассоциируются с определенными жидкостями, истечениями, выделениями человеческого тела и берут свою символику из процессов родов, вскармливания, выделения, что всегда связано с наличием крови, молока, нечистот. Поэтом употребление и значение красок в ритуалах и обрядах палеолитического человека тесно связано с его физиологией и являлось реалистическим воплощением принципа соответствия. Бытует мнение что именно человеческий организм и важный для его существования опыт послужили источником цветовой классификации. Восприятие, последующее осознание и объяснение цветовой триады было следствием изначального психофизиологического опыта человека и носило общечеловеческий характер.
1.2 Историография проблемы.
К сожалению тема данной курсовой работы в научном мире представлена довольно бедным материалом, потому и является не достаточно изученной, а если быть точнее то можно сказать, что данная тема находится на первых ступенях формирования ее как целостного научного материала. Но не всё так плохо как кажется на первый взгляд. Мнения и соображения по этому поводу есть, и наша задача их рассмотреть.
Высказывались различные мнения о значении охры в могиле. Установлено, что она препятствует разложению трупов, распространению инфекции, т.е. обладает дезинфицирующими свойствами. Уж не потому ли древние посыпали умерших охрой? Дезинфицирующее свойство охры могло быть знакомо древним, но вряд ли погребенных ею посыпали из этих соображений. Об этом свидетельствуют данные археологии: охрой не просто посыпана могила. Она располагалась в определенных местах - под глиняными сосудами, там, где лежат другие вещи, часто у ног погребенного, особенно у головы, пяток. Охрой изображали сложные орнаменты на стенах могил и полу.
Уже в XIX - начале XX в. археологами, изучавшими бронзовый век, были высказаны предположения (данные этнографии подтвердили это), что охра- имитация крови и огня! Такой взгляд на охру господствует и сегодня.
Кровь и огонь у многих народов древности и современности символизировали жизнь, воскрешение! Интересно, что эта идея укладывается в общее объяснение положения умершего, его ориентировку: умерший должен родиться вновь! По Ригведе мир возник из космической воды и огня. Вместе с тем надо иметь в виду, что охру применяли и охотники на мамонта, и скотоводы эпохи бронзы. Между ними - тысячелетия! Нельзя исключить того, что значение этой краски как символа жизни могло со временем дополняться, изменяться. Реальная картина представлений древнего человека была более сложной, чем общее суждение об охре как символе жизни. Это подтверждается тем, что существовало множество вариантов размещения охры в могиле, да еще и разных цветов - от бурого до розового. В каждом случае ей придавали конкретный, определенный смысл. По-видимому, эта краска еще и придавала умершему значение жертвенности, когда у него окрашивали части тела - руки, ноги, голову (Шилов, 1995, с. 82).
Итак, охра, как и другие черты обряда (положение умершего, его ориентировка), должна была оживлять человека, возносить его на небо. Красный цвет был с самых древних времен связан не только со смертью, но и с жизнью, возрождением. У древних ариев Индии красный цвет - цвет смерти. Красную одежду носили боги. Сам бог смерти Яма был одет в одежду красного цвета. Красную одежду надевали на приговоренного к смертной казни. Римляне в праздники красили красной краской лицо статуи Юпитера (Фрезер, 1983, с. 146-147). В Индии и сегодня перед свадьбой, родами красят в красный цвет руки, стопы ног, пробор на голове и самим людям, и статуям богов.
В Древних письменных источниках Индии сообщается о цвете души человека от светло-желтого до красного. Цвет зависел от накопленных грехов: чем краснее душа, тем греховнее человек (Бонгард-Левин, Ильин, 1969, с.162-169). Но и грешники должны были вновь воскреснуть! Эти представления были широко распространены, особенно среди воинов - тех, кто проливает кровь. Красный цвет их одежды - не символ смерти, а символ возрождения. Вспомним, что красные одеяния носили воины Древней Греции и Рима.
По мере развития человека развиваются и формируются его взгляды связаны как с материальным так и с духовным мирами, происходят значительные социально-экономические изменения в человеческом обществе, соответственно развиваются космологические и мифологические представления, идет постепенный процесс превращения реалистического миропонимания в зародыш религии. Прежнее мировосприятие постепенно прикрывается мифологической оболочкой. Начинается "мифологическая" стадия развития первобытного сознания; возникает представление о двойственности мира, о душе; формируется концепция другого мира, влияющего на человеческое бытие и постепенно его подчиняющего. Формируется мифологическое объяснение различных сторон бытия и в т. ч. психофизиологического общечеловеческого опыта и его отражения - цветовой триады. Использование красок в погребальном обряде (в частности, охры), хотя и несет прежнюю семантическую нагрузку, но она уже деформирована новым "мифологическим" уровнем человеческого сознания. В результате, цветовая триада обожествляется, связывается с положительными и отрицательными сторонами человеческой жизни, сторонами света, с трехчленным делением мира. Мифологическое мировоззрение на своем завершающем этапе формирования становится сознательным и получает отражение в литературных памятниках.
Исследование археологических культур эпохи бронзы юга Украины позволило сделать вывод о принадлежности их носителей к индоевропейскому населению. Соответственно обосновывалась правомочность привлечения древнеиндийских письменных источников для изучения космологии, мифологии носителей ямной, катакомбной и других археологических культур. Изучение идеологических представлений по древнеиндийскому эпосу помогает приблизиться к пониманию их духовной культуры и внутреннего мира и в некоторой мере, хотя и гипотетично, объяснить существующий археологический материал, в частности: использование и значение охры в погребальном обряде.
Определенная роль в древнеиндийской мифологии отводится цветовой символике. Согласно с представлениям древних индийцев (индоевропейцев) душа бессмертна, она постоянно переселяется из одного тела в другое, но жизнь в любом теле связывалась со страданием и каждое новое воплощение считалось злом. Благом считалось прекращение возрождений, т. е. достижение освобождения и совершенства. Полагалось, что путь для людей определяется цветом и каждая стадия перевоплощения носит определенный цвет. Пребывание души в человеческом состоянии соотносилось с красным или светло-желтым цветом, в зависимости от содеянного и стремления к освобождению. Поэтому находящийся в красном цвете подлежит возвращению в мир людей до тех пор, пока не приблизится к освобождению. Состояние освобождения связывалось с белым цветом.
Таким образом, данный миф некоторым образом объясняет употребление охры в погребальном обряде носителей археологических культур юга Украины эпохи энеолита-бронзы. Так как человек совершает в жизни различные поступки, то его душа не может быть только праведной или грешной, а соответственно, чтобы достигнуть совершенства и освобождения, она должна многократно побывать в человеческом состоянии и в каждом своем бытии становится лучше, приблизиться к полному освобождению и больше не возвращаться в этот мир. Покрытие покойников охрой, а соответственно придание им красного цвета, могло преследовать цель повторного возвращения их душ в человеческое состояние, в мир людей.
Анализ присутствия охры в катакомбных погребениях, проведенный на основе разработанной И.Ф. Ковалевой периодизации (Ковалева, 1983), позволил выявить динамику развития охрового ритуала во времени.
В ранних захоронениях, отражающих процесс сложения катакомбной культуры данного региона, отмечается сохранение ряда черт ямной погребальной традиции, в том числе и ограниченное применение охры (49,3 %).
Резкое увеличение количества захоронений с охрой (62,7 %) на завершающем этапе развития погребений I обрядово-хронологической группы связано, вероятно, с распространением на данной территории погребений ингульского типа, в обряде которых охровый ритуал получил широкое распространение (74,3 %).
Наивысшего расцвета рассматриваемый ритуал достигает в поздних памятниках ингульского типа и характеризуется как общим увеличением количества погребений с охрой (76,7 %), так и разнообразием форм его проявления: раскраска черепов и ритуальных сосудов из кальцитовой массы, включение охры в тесто лицевых накладок, формовка изголовий и т. д.
Верхний стратиграфический горизонт,
безраздельно принадлежащий погребениям
III обрядовой группы (Ковалева, 1988), характеризуется
постепенным угасанием охрового ритуала.
Следует отметить, что в погребениях КМК
охра практически отсутствует (около 7
%), что свидетельствует о тесной взаимосвязи
использования охры в катакомбной обрядности
в целом.
Анализ местонахождения охры позволил
отметить эволюцию внутреннего содержания
охрового ритуала. Так, для ранней группы
погребений характерно окрашивание отдельных
частей скелета (череп, ступни); для памятников
ингульского типа, в отличие от ранних
- обычна посыпка всего скелета, дна, или
чаще всего, участка дна перед входом в
камеру (в форме пятна или ступней). Для
проверки гипотезы о возможных локальных
отличиях в использовании охры было подсчитано
процентное распределение по могильникам.
Таким образом, присутствие охры было обусловлено комплексом причин, что свидетельствует о сложности и многообразии идеологических представлений носителей катакомбной культуры.
Как мы видим материалы по данной теме существуют и это говорит о том, что данная проблема актуальна на сегодняшний день в кругу археологов. Но в то же время она требует ещё огромной усердной работы для максимально целостного представления картины миропонимания древнего человека.
3. Агни, посредством (него) пусть достигает он
богатства
И процветания - изо дня в день -
Сияющего, мужеобильнейшего!
4. О Агни, жертва (и) обряд,
Которые ты охватываешь со всех сторон,
Именно они идут к богам.
7. К тебе, о Агни, изо дня в день,
О озаряющий тьму, мы приходим
С молитвой, неся поклонение –
8. К царящему при обрядах,
К пастырю закона, сверкающему,
К возрастающему в доме своем.
9. Как отец - сыну,
О Агни, будь доступен нам!
Сопровождай нас ради блага!
1.,189. "К Агни"
1. 0 Агни, поведи нас прекрасным путем к богатству,
Зная, о бог, все вехи.
Отврати от нас грех, сбивающий с пути!
Мы хотим почтить тебя выражением самого большого поклонения.
2. О Агни, ты снова перевези нас
Благополучно через все
И стань для нас широкой, прочной, просторной
Крепостью! (Будь) на благо (нашим) детям и внукам!
3. О Агни, отврати ты от нас болезни!
Да поразят они народы, не защищенные Агни!
(Сделай) нам землю, о бог, снова на благо
Вместе со всеми бессмертными, о достойный жертв!
4. Защищай нас, о Агни, (твоими) неутомимыми защитниками
Также (и в то время), когда ты вспыхнул на (своем) любимом
сиденье.
Да не настигнет страх певца твоего, о самый юный,
Ни сейчас, ни в будущем, о обладатель силы!
5. Не оставь нас, о Агни, злобному
Алчному врагу, Неудаче!
Не выдай нас ни клыкастому, (ни) жалящему,
Ни пожирающему, ни вредящему,
6. Ведь такой, как ты, о Агни рожденный законом,
Воспетый, должен даровать защиту для тела.
От всякого, кто хочет
Ведь ты, о бог, тот, кто подстерегает козни!
7. Различая этих обоих, ты, о Агни,
Набрасываешься на людей до еды, о достойный жертв.
Стань управляемым для
Словно конь (?), старательно начищаемый жрецами!
II, 1.. "К Агни"
1. Ты, о Агни, (рождаешься) вместе с днями, ты, радостно
пылающий (нам) навстречу,
Ты - из вод, ты - из камня,
Ты - из деревьев, ты - из растений,
Ты, повелитель людей, рождаешься чистым.
2. У тебя, о Агни, - служба хотара, у тебя - в урочное время
служба потара,
У тебя - служба нештара, ты агнидх благочестивого,
У тебя - служба прашастара, ты действуешь как адхварью,
Ты брахман и господин дома в нашем жилище.
3. Ты, о Агни, - Индра, бык существ,
Ты - Вишну, широко шагающий, достойный поклонения.
Ты - брахман, находящий богатство, о Брахманаспати.
Ты, о распределитель благ, следуешь вместе с Пурамдхи.
4. Ты, о Агни, - царь Варуна, чей обет крепок,
Ты бываешь Митрой
Ты - Арьяман, господин существ, чье угощение (я хотел бы
отведать).
Ты - Анша, о бог, наделяющий при жертвенной раздаче.
5. Ты, о Агни, - Тваштар, (когда даришь) почитающему (тебя)
богатство в виде сыновей.
О обладатель
божественных жен, великий,
близость (с божественными женами).
Поторапливая скакунов, ты даришь прекрасноконное богатство.
Ты - сила мужей, о богатый добром. .
6. Ты, о Агни, - Рудра, Асура великого неба.
Ты, (как) толпа Марутов, владеешь силой изобилия.
Ты взмываешь алыми ветрами, (неся) благословение домашнему
очагу.
Ты, (как) Пушан, защищаешь самим собой почитающих (тебя).
7. Ты о Агни,-даритель имущества тому, кто служит (тебе).
Ты - бог Савитар, ты наделяешь сокровищами.