Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:54, реферат
К настоящему времени накоплен большой материал о погребальном обряде различных культур эпохи бронзы. Одним из атрибутов обряда являлось использование красящих веществ минерального и органического происхождения. Обычно это охра различных оттенков красного спектра; черная краска представлена углем растительного или животного происхождения; в качестве белой краски использовался мел, белые породы глин.
Ты, как Бхага, о господин людей, владеешь добром.
Ты - защитник в доме того, кто почтил тебя.
8. Тебя, о Агни, принимают в доме, как члены рода - главу рода,
Тебя - как царя, легко доступного.
Ты прекрасноликий, господствуешь надо всем.
Ты - вс+ равно что тысячи, сотни, десятки.
9. К тебе, о Агни, (как) к отцу (приходят) люди со (своими)
желаниями,
К тебе, сверкающему телом, чтобы ты стал (их) братом благодаря
жертвенному деянию,
Ты становишься сыном того, кто тебя почтил.
Как друг любезный, ты защищаешь от нападения.
10. Ты о Агни, - Рибху, которому надо поклоняться вблизи.
Ты владеешь наградой, богатством из скота.
Ты разгораешься. Запылай, чтобы дать (дары)!
Ты - тот, кто приводит в действие, протягивает жертву.
11. Ты, о бог Агни, - Адити для поклоняющегося (тебе).
Ты (как) Хотра, Бхарати
Ты - Ида, живущая сто зим, (рожденная) для силы действия.
Ты, о господин добра, - Сарасвати, убивающая врагов.
12. Ты, о Агни, хорошо выпестован, (ты -) высшая сила.
В твоем желанном цвете, во всем облике (пребывают) красоты.
Ты - высокая путеводная награда.
Ты - обильное богатство, широкое повсюду.
13. Тебя, о Агни, Адитьи (сделали своими) устами,
Тебя чистые сделали (своим) языком, о поэт.
Тебя
сопровождали сопровождаемые
В тебе
боги вкушают возлитое
14. В тебе, о Агни, все бессмертные, не поддающиеся обману
Боги (твоими) устами вкушают возлитое жертвенное возлияние.
С твоей помощью наслаждаются смертные выжатым напитком.
Ты рожден чистым, (как) отпрыск растений.
15. Ты и похож (на них) и равен им величием,
О Агни прекраснорожденный, и превосходишь (их), о бог,
Когда твоя сила во всем величии разворачивается здесь
Через небо и землю - через оба мира.
16. (Те) покровители, которые щедро дают певцам,
О Агни, дар с коровами во главе, с конями как
украшением, -
И нас, и их приведи к счастью!
Мы хотим провозгласить жертвенную раздачу, (чтобы иметь)
прекрасных мужей!
С середины 60 - х гг. накопление источников по катакомбной
культуре развертывается в активный и целенаправленный процесс, обусловленный
деятельностью археологических экспедиций БТУ (под руководством
А.Д.Пряхина), Воронежского краеведческого музея (под руко-
34
водством автора и Ю.П.Матвеева), Воронежского педагогического института
- ныне ВГПУ (под руководством автора), а также новостроечных
экспедиций Инстшуга археологии АН СССР (под руководством
П.Д.Либерова, В.П.Леаенка, Б.Г.Тихопова), функционировавших в ходе
строительства Воронежского и Липецкого водохранилищ, при проектировании
Павловского горно-обогатительного комбината и автодорог.
Количество мест нахождения катакомбных материалов оказалось
столь велико, что ниже я ограничусь упоминанием тех из них, которые в
процессе раскопок и дальнейшего анализа дали наиболее ощутимые
результаты в изучении средне-донской катакомбной культуры.
Среди бытовых памятников важные материалы получены при
исследовании в разные годы поселений: Борщево 4, Чижовского 4, Ши-
ловского, Университетских I и 2, Северовосточного, Чертовицкого, Бе-
логорских 1 и 2, Рыкань 2 и 3, Ссмилукского (А.Д.Пряхин, Б.Г.Тихонов,
Ю.П.Матвеев, А.З.Винников, А.П.Медведев), Университетского 3,
Усманского 2, Мастищсиских 1 и 2, Карабутовского, Сторожевского
(автор, В.И.Погорелов, В.Д.
ЯрлуковскоЙ Протоки, Курино 1 (В.П.Левснок и А.Н.Бессудное) и др.
Особое значение преобрело исследование курганов в могильниках
у с. Ильмень (Н.К.Качалова), у г.Павловска (автор и П.Д. Л иберов), у
хут.Сасовка, у пос.Хохольский, у ст.Пасеково, у сс.Ширяево, Петропавловка,
Стояново, Гаврильские Сады, Луговое, Власовка, Пески, у
г.Богучара (автор, В.И.Погорелов, В ,Д .Березу цкий, Т.Ю. Березу икая,
А.А.Бойков), у сс.Ольховатка, Караяшник, Каширское, Кондрашкино,
Новая VcMaiib, Подгорное, Азарово, в урочищах Большая Могила,
Частые Курганы, Орлиное Болото (А.Д.Пряхин, Б.Г.Тихонов,
Ю.П.Матвеев, В.И.Беседин, ГА.Левых), у с.Герасимовка (А.А.Дьяченко
и Е.Н.Петренко) и т.д.
Яркие катакомбные материалы получены при исследовании курганов
у сс.Сидоры, Березовка, Подгорное, Глазуново и в других местах
северо-степного Волго-Донского междуречья (В.П.Шилов, В.И.Мамонтов
и др.) (рис 17).
Материалы большинства из названных памятников нашли отражение
в публикациях. Среди них отмечу вышедшую в 1980г. статью
Ю.П.Матвеева [191], где сделана попытка обобщить и исторически
осмыслить круг новых источников местной катакомбной культуры. Им
дается обоснование
керамики с валиковой
этапа развития культуры.
Этим же проблемам было посвящено и диссертационное исследование
Ю.П.Матвеева, защищенное им в 1982 г. [193], что явилось заметным
вкладом в изучение эпохи бронзы Донского региона. При рассмотрении
по1ребальных памятников он отмечает, что в лесостепном
Подоньс именно со среднедонским катакомбным населением следует
связывать широкое распространение обычая сооружения надмогильных
t насыпей, а сочетание захоронений в катакомбах с захоронениями в ямах
при преобладании первых, является одним из характерных показателей
85
рассматриваемой культуры. Им проводится
типология катакомбпых
среди которых выделяются Т-образные, Н-образные и со спиральными
ступенями в шахтах, а сами ямы выделяются в два типа по
их величине. Классифицируются им также и основные категории погребального
инвентаря. Так, сосуды подразделены па пять типов: корот-
когорлые горшки, горшки с высоким раструбовидным горлом, миски,
чаши и курильницы; бронзовые ножи подразделены на три чипа: листовидной
и подтреуголыюй формы, с параллельными гранями и подтре-
угольной расковкой острия, с сужающимися гранями к острию и
подромбической его расковкой.
При рассмотрении бытовых памятников Ю.П.Матвеев выделяет
среди них группу пойменных и мысовых, первые из которых являются
более ранними, а вторые в большинстве своем - более поздними. В целом
он отмечает, что для средиедонской катакомбной культуры наиболее
характерны именно пойменные поселения с тенденцией к стационарности
от ранних к более поздним.
Взаимокорреляция материалов погребальных н бытовых памятников
побудила исследователя к
этапов развития и хронологии изучаемой культуры.
Из трех выделенных им этапов ранний этап характеризуется процессом
становления тех черт, которые в дальнейшем, на развитом этапе,
определяют само своеобразие культуры, т.е. это время предшествовало
широкому распространению горшков с высоким раструбовидным горлом.
Керамический материал с ранних памятников отличается, по мнению
исследователя, известным синкретизмом традиций, где часть сосудов
близка керамике донецкой катакомбной кулыуры, а другие из них
несут элементы традиций керамики докатакомбных памятников лесостепного
Подонья. На основании этого Ю.П.Матвеев ставит вопрос о
синхронизации средиедонской и донецкой культур (позднего этапа развития
последней). При этом он отмечает, что в материалах раннего этапа
средиедонской кулыуры фиксируются и элементы, характеризующие
уже финал донецкой кулыуры и появление памятников бахмутского типа,
что по времени связано с концом XIX началом XVIII вв. до к. э.
Здесь же Ю.П.Матвеев говорит о возможности выделения внутри
раннего этапа двух хронологических горизонтов, делая ссылку на стратиграфические
данные. Для первого горизонта присущ более архаичный
керамический материал, в котором
сильнее всего проявляются
катакомбные элементы, что связано с массовым распространением
на территорию Среднего Дона донецкого населения. Но, в то же время, в
этих материалах присутствуют репинские и ямные традиции.
Ю.П.Матвеев отмечает, что ряд захоронений первого горизонта, в том
числе с керамикой донецкого облика, совершены в ямах, а отсюда правомочно
суждение об определенном вкладе местного докатакомбного
населения в формирование средиедонской катакомбной культуры. Со
вторым горизонтом этапа связано
появление горшков с
горлом и появление
Кб
Развитый этап характеризуется повсеместным переходом к
оседлости, появлением устойчивого типа катакомб, распространением
валиковой орнаментации керамики при сохранении отдельных архаических
черт. Начальную его дату Ю.П.Матвеев определяет около 1700 г.
до н. э., а конечную - концом XVI в. до н.э.
Ю.П.Матвеев приводит систему аргументации в докаэатеьство
того, что признаки памятников именно этого этапа явились основой
становления бабинской культуры.
Финальный этап культуры, по мнению исследователя, характеризуется
ее упадком, постепенной трансформацией, утратой катакомбпых
традиций, что выразилось в переходе к захоронениям в ямах, в широком
освоении под поселения
типов керамики. Данный этап им датируется концом XVI - началом
XV вв. до н.э., что находилось в соответствии с разработками хронологии
бабинской и доно-волжской абашевской культур.
По представлениям исследователя, территория бытования средне-
донской катакомбной культуры о1раничивастся на юге Левобережьем
Северского Донца - излучиной Дона в районе Калача; на западе - бассейном
течения Северского Донца; на севере - верховьями Дона, на востоке
- Правобережьем Волга.
Тогда же, в 1982 г. вышла в свет книга А.Д.Пряхина, обобщившая
все известные па то время сведения о катакомбпых поселениях лесостепною
Подонья [271]. В ней, как и в приведенной выше работе
Ю.П.Матвеева, рассматриваются два типа поселений: пойменные и высоко
расположенные, но при этом выделяются и инородные материалы,
отнесенные исследователем к воронежской культуре, тогда как
Ю.П.Матвеевым они
При рассмотрении процесса формирования культуры
А.Д.Пряхин делает акцент на широком взаимодействии местного и продвинувшегося
па Дон кагакомбпого населения, причем первое, как считает
исследователь, продолжало здесь обитать параллельно с переселенцами.
Этот тезис он подкрепляет ссылками на результаты исследования
эпох энеолита и бронзы сопредельных лесостепных территорий.
Более осторожно, чем Ю.П.Матвеев, он подходит к определению
границ распространения
ской катакомбной культуры оказываются распространенными лишь в
южных пределах Лесостепи, а границы распростронения их в других
направлениях остаются неясными.
В 1983 г. была опубликована книга автора, посвященная результатам
исследования Павловского
(раскопки оставшихся курганов удалось завершить в 1990 -1992 гг.) и
на сегодняшний день остается самым представительным на Среднем
Дону по числу потребений катакомбной культуры (более 100) и зафиксированных
случаев их стратшрафического соотоншения.
Павловский могильник, в отличие от большинства других сред-
недонских курганных групп, оказался мало потревоженным захороне-
N7
ниями более поздних археологических эпох и культур. Важно отметить
то обстоятельство, что Павловские курганы, наряду с по[ребениями
катакомбпого типа, содержали и представительную серию древнеямпых
погребений, а ввиду этого сам
памятник имеет основание
как культовый объект, отражающий в известном единстве и последовательности
общие процессы исторической реальности. Удалось также
проследить рост могильника в сторону от реки к более возвышенным
береговым участкам.
Погребения с едиными
инвентарем выявлены как в ямах, так и в катакомбпых сооружениях.
Первые из них классифицированы по принципу выделения обрядовых
групп в последующей их корреляции данными стратиграфии и
вещевыми комплексами, для которых также была осуществлена типологическая
разработка. Цель такою метода заключена в получении устойчивых
комбинаций и признаков
источников, за которыми может стоять хронологическая специфика и
которые затем способны дифференцировать в том же ключе (т.е. в хронологическом
соотношении) погребения в катакомбпых конструкциях,
кенотафы, а также плохо сохранившиеся захоронения. К катакомбам
применить метод выделения обрядовых групп тогда я не счел возможным
ввиду ограниченного па то время числа таких погребений и единичности
случаев прямой стратиграфии между ними.
В плане сравнения материалов Павловского могильника в работе
были привлечены стратиграфические признаки по!ребений Ширяевского,
Пасековского и
хронологическая последовательность обрядовых групп погребений проявила