Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:38, курс лекций

Описание работы

Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи.

Файлы: 1 файл

istoria_shpora.doc

— 1,002.00 Кб (Скачать файл)

 

61.Культура Казахстана в 60-80 гг.  XX века.Развитие системы образования. Хрущевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом "Об укреплении связи школы с жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963гг. 
     Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих - "транзитников" на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности. В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8 910 школах - 3 257,2 тыс. учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количества учащихся, что было вызвано демографическими причинами.Продолжала развиваться система высшего образования. В 1959г. в целях централизации управления вузами республики был образован государственный комитет, преобразованный затем в Министерство высшего и среднего специального образования Казахстана. Увеличивалось количество вузов. Если в 50-х годах в республике было 26 высших учебных заведений, то к 1980 г. их численность увеличилось до 55, в которых обучалось свыше 250 тыс. человек.Наука. Все научные учреждения Казахстана в 50-х-80-х годах делились на две группы собственно-казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным.  Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1,972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреждение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. Одно из ведущих мест в стране заняли исследования казахстанских ученых-медиков, энергетиков, кибернетиков. Сложным было положение гуманитарных наук, где ощущался сильный пресс идеологических догм и установок. Более динамично шли исследования в области казахского языкознания и антропологии.В целом в 1978 г. в Казахстане было более 200 научных учреждений, в которых работало более 30 тыс. научных работников. В республике трудились 707 докторов и 10 840 кандидатов наук. 7 ученых стали Героями Социалистического Труда, 18 ученых получили Ленинские, более 70 - Государственные и Республиканские премии.Литература. В 50-80-е годы развитие казахской советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машины. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей Казахстана и 2-й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе "творческого овладения марксизмом-ленинизмом". Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г. Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман "Путь Абая". В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова "Кровь и пот" и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина "Кочевники" и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко.  В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. Появились талантливые поэты Г. Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев. Своеобразным и интересным было творчество О. Сулейменова, испытавшего на себе все приемы и методы советского "руководства" литературой. Его книга-исследование "Аз и Я", вышедшая в 1974 г., стала объектом критики, признана вредной в идейно-политическом плане и была фактически запрещена. 
     В послевоенное время начинается новый этап в изучении литературного наследия казахского народа. В 1957 г. было принято специальное постановление ЦК Компартии Казахстана, посвященное этому вопросу, и в республике начались работы по сбору и публикации образцов народного творчества и произведений поэтов и писателей прошлого, была издана 3-томная история казахской литературы. 
     Музыка, театр и кино. 50-е-70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла. Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца. Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли "Гульдер", "Дос-Мукасан", "Айгуль". Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева "Золотые горы", С. Мухамеджанова "Айсулу", балеты Г. Жубановой "Легенда о белой птице" и "Хиросима" и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К. Кужамьярова "Ризвангуль" была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова. 
     В республике в 50-е - 70-е гг. работал ряд профессиональных театров, в т.ч. Казахский, Русский театр драмы. Уйгурский театр музыкальной комедии. Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. В 1980 г. в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау). 
     Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1955-79 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых "Наш милый доктор" (Ш. Айманов, 1957), "Сказ о матери" (А. Карпов, 1963), "Выстрел на перевале" (Б. Шамшиев, 1968), "Кыз Жибек" (С. Ходжиков, 1970), "Конец атамана" (Ш. Айманов, 1970), "Транссибирский экспресс" (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР. 
 В целом развитие культуры в 50- 80-е гг. было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62.Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате: причины, последствия, историческое значение.

декабрьские события 1986 г в КЗ причины, ход, итоги. В марте 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М.С. Горбачев. На апрельском 1985 года пленуме ЦК партии был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Много говорилось об обновлении страны, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями в прежнем духе стали декабрьские события 1986 года. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д.А. Кунаев, и на его место поставлен Г.В, Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решен вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов встретило открытое, решительное сопротивление. Его проявлением стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате. Утром 17 декабря на площади у здания ЦК партии собрались сотни людей, чтобы выразить свой протест против откровенного попирания элементарных гражданских прав, затем число демонстрантов достигло нескольких тысяч. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек. Начались репрессии против участников событий, 99 человек было осуждено, только из высших учебных заведений было исключено 264 человека и так далее. Летом 1987 года было принято постановление ЦК КПСС, где декабрьские события 1986 года в Алма-Ате были названы проявлением казахского национализма. Все это еще раз продемонстрировало неизменный курс диктата центра. Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни. Одним из первых и массовых движений стало экологическое движение "Невада-Семипалатинск", созданное в 1989 году, во главе с О. Сулейменовым, целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного и других полигонов. Был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала, его возглавил М. Шаханов. В 1989 году было создано историко-просветительское общество "Адилет" – "Справедливость". Летом 1990 года оформилось гражданское движение "Азат", создано межнациональное движение "Единство" и другие организации. Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате состоялись выступления за свои национальные интересы против диктата центра и в других регионах СССР, что предопределило его распад и образование суверенных, независимых государств на постсоветском пространстве. Кунаев Динмухамед Ахмедович родился в Алмате, в 1912 году. Член Политбюро ЦК КПСС с 1971-87, 1-ый секретарь ЦК Компартии Казахстана в 1960-62 и с 1964-86, член Бюро ЦК Компартии Казахстана с 1955, член Президиума Верховного Совета СССР с 1962-87, член Президиума Верховного Совета КазССР с 1960, действительный член (академик) АН Казахской ССР с 1952 (с 1948 кандидат технических наук, с 1968 доктор технических наук), трижды Герой Социалистического Труда (1972, 1976, 1982). Член КПСС с 1939. Окончил в 1936 Московский институт цветных металлов и золота им. М.И. Калинина и, получив квалификацию горного инженера, направлен на Прибалхашстрой, где работал машинистом бурового станка, мастером, сменным инженером, начальником участка, главным инженером, директором Коунрадского рудника Балхашского медеплавильного комбината. Во время Великой Отечественной войны – заместитель главного инженера и начальник технического отдела комбината "Алтайполиметалл", директор Риддерского рудника, одного из крупнейших в СССР предприятий свинцово-цинковой промышленности – Лениногорского рудоуправления, в 1942-52 зам. Председателя Совета Министров Казахской ССР. В 1952-55 Президент АН КазССР. В 1955-60 и 1962-64 Председатель Совета Министров Казахской ССР. Кунаев –выдающийся организатор науки республики, крупный ученый в области горного дела. Научные труды Кунаева были посвящены важнейшим вопросам теории и практики разработки месторождений открытым способом, актуальным проблемам социалистического и коммунистического строительства. Он автор более 100 научных трудов. Кунаев был видным деятелем Компартии и Советского государства. Кунаев член ЦК КПСС с 1956, член ЦК КП(б) с 1954 (с 1949 кандидат в члены ЦК КП(б) Казахстана). Делегат 19-26-го съездов КПСС, 4-15-го съездов Компартии Казахстана. Депутат Верховного Совета СССР 3-10-го созывов. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 2-10-го созывов. Награжден 8 орденами Ленина и другими орденами и медалями СССР, удостоен ряда высших наград иностранных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63.Казахстан в годы перестройки (1985-1991 гг.).

Политика  перестройки 1985-91 гг  Основные этапы и их характеристики.Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М. Горбачёвым, имел на начальном этапе ту цель, что и попытки предшественников – показать себя со стороны хорошего деятеля и демократичного реформатора. Эта система реформ вошла в историю как «перестройка», которая делилась на три этапа: 1. Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. Но основной упор делался на приобретение приборов гражданских отраслей машиностроения, что позволит к 1990 г. увеличить число станков, отвечающим мировым стандартам, до 90%. В аграрном секторе ускорение виделось во внедрении достижений НТР. Между тем, всякие идеи ускорения в отсутствии рынка и частной собственности становились иллюзиями. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Государственная колхозно-совхозная система уже по своей природе не могла воспринять достижения. НТР. Колхозники, будучи бесправными, были равнодушны к общественному производству и воспринимали эту работу как своеобразную обязанность. Поэтому об интенсификации производительности труда не могло быть и речи. Что касается наведения порядка, то введённые законы повысили производительность лишь на 1%, и тот держался всего год. В результате государство недосчиталось 67 млрд. рублей и обострению ситуации на потребительском рынке. В средней Азии и Казахстане были вырублены бесчисленные насаждения виноградных культур, которые до сих пор не удалось восстановить. 2. Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. Начальный период «перестройки» показывает, что одними только «косметическими» методами не изменить ситуацию к лучшему и что причины лежат в системе производственных отношений. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые прошли все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности. Именно этим объясняются попытки соединить план и рыночную стихию и тем самым выйти на некую модель социалистического рынка. Результатом этого периода стали половинчатые и аморфные законы о государственном предприятии и о кооперации. Хотя они о сообщили обществу некоторый прогресс, но основных проблем не решили. Требовались гораздо более радикальные меры. 3. Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Уже в 1985-1986 гг. М. Горбачёв начал избавляться от соратников Л. Брежнева, среди которых был Д. Кунаев. 16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах. Любая критика в адрес Системы была недопустима. Но уже 1987 г. в республике появляются первые неформальные объединения. Эти объединения сначала затрагивали вопросы экологии. Система не закрывала эти движения, потому что ей это было выгодно. С одной стороны допускалась критика, но с другой стороны ничего не предпринималось для изменения ситуации. Следующим этапом в развитии неформальных организаций стало создание национально-культурных и историко-просветительских объединений. Далее создаются рати и движения с более политической направленностью. Летом 1989 г. создаётся движение «Желтоксан», которое занималось вопросами о справедливой оценке декабрьских событий 1986 г.Позже движение переформировалось в одноимённую партию, целью которой было отделение от СССР и создание нового независимого государства. В июне-июле 1990 г. на учредительной конференции в Алма-Ате оформилось гражданское движение «Азат». Экономическая программа движения «Азат» была более аморфной, она предполагала развитие смешанной экономики, по типу китайской модели. Идея частной собственности признавалась якобы неадекватной национальными традициями казахов. Другое движение - «Невада-Семипалатинск», возглавляемое культурным деятелем Олжасом Сулейменовым, вело борьбу за закрытие атомного полигона в г.Семипалатинске. Итак, в рассматриваемый период в Казахстане создалось множество разных партий и движений. На протяжении 1990-1991 гг., когда в стране обсуждался вопрос о будущем СССР, Казахстан и другие страны Средней Азии активно выступали за сохранение СССР, но уже в форме федерации. Однако в стране преобладали центробежные силы, и вскоре произошёл крах великой державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64.Этапы становления государственности Республики Казахстан (с 1990-х гг. до наших дней).

Распад  Советского Союза.Образование СНГРазвал СССР, образование суверенного, независимого Казахстана. К концу 80-х годов стало все настойчивей выдвигаться на первый план проблема национальной независимости и государственного суверенитета. Историческим событием стало принятие 22 сентября 1989 года "Закона о языках", где государственным языком был объявлен казахский, а русский язык – языком межнационального общения. В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были возвращены народу имена его славных представителей, репрессированных в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы: Ш. Кудайбердыева, А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, М. Дулатов и других. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в Союз Суверенных Государств. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахстана принял "Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР". До этого, 24 апреля 1990 года в республике был учрежден пост Президента Казахской ССР, на сессии Верховного Совета им был избран Н.А. Назарбаев. 
19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форосе, был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Но путч провалился, лидеры ГКЧП были арестованы и переданы суду. Эти события ускорили распад СССР, сорвав намеченное на 20 августа подписание Новоогаревского соглашения о его реформировании. Провал путча привел к роспуску компартии. 7 сентября состоялся внеочередной съезд компартии Казахстана, принявший решение о самороспуске, преемницей ее стала Социалистическая партия. 29 августа 1991 года Президент Казахстана подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона. 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен днем независимости. 2 октября 1991 года впервые за 40 лет существования на казахской земле космодрома Байконур, с него стартовал первый космонавт-казах Т. Аубакиров. 
В декабре 1991 года шел сложный процесс создания Союза Независимых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в Минске , в Беловежской пуще состоялась встреча лидеров России, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулировании Договора 1922 года об образовании СССР и лидеров республик Средней Азии и Казахстана, которые поддержали "Беловежское соглашение". И наконец, 20 декабря главы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана собрались в Алматы и 21 декабря подписали Протокол о создании СНГ.2 марта 1992 года Казахстана стал полноправным членом ООН, был признана мировым сообществом.

1991 является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992 принят закон “О научной и научно-технической политике Республики Казахстан”, в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная-правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод.Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышденности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса. Разработаны проекты небольших заводов по производству разноцелевых высокоэффективных катализаторов. Выведены новые сорта зерна и риса. Появились новые методы разведки и добычи полезных ископаемых, их эффективного использования. Освоено производство тепловых и электрич. счетчиков, счетчиков горячей и холодной воды, приборов для срочного медицинского освидетельствования. Впервые выпущены отечественные компьютеры и ряд электронных устройств промышленного и бытового назначения.Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституц. процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития. Организована Высшая научно-техническая комиссия — ответственный консультативный орган по определению государственных приоритетов в развитии фундамента и прикладной науки и техники и дальнейшему прогнозированию. 100-летие со дня рождения академика К.И.Сатпаева включено в список юбилеев, проводимых при поддержке ЮНЕСКО. 15—23 апреля 1999 в Париже состоялся международный научный симпозиум, посвященный этому событию. На нем организована выставка под названием "Наука Казахстана: из прошлого в будущее"; Проведенные в последние годы исследования ученых направлены на повышение конкурентоспособности отечеств. науки и технологий. Для формирования произ-в, тесно связанных с наукой, ведется реструктуризация науч. баз, повышается эффективность использования природных и минеральных ресурсов, выпускаются новые материалы и препараты, совершенствуется переработка техногенных остатков, стабилизируется работа горно-металлургического комплекса, используются достижения молекулярной и клеточной биологии в биотехнологии, медицине, сельском хозяйстве, организации современной системы телекоммуникаций и связи, развитии атомной энергетики. Годы независимости республики характеризуются новыми методами организации науки и управления научным творческим процессом, созданием благоприятных условий для работы ученых, подготовкой нового поколения научных кадров, поиском эффективной системы интеграции образования и науки.В последние годы в Казахстане взят курс на развитие отечественного наукоемкого производства, разработку и освоение новых информационных технологий, ориентированных на получение конкурентоспособной продукции и обеспечение интересов национальной экономической безопасности и развития промышленного и научно-технического потенциала республики.В этих условиях активизируются инновационные процессы, внедрение новых технологических укладов, освоение новых переделов в обрабатывающей промышленности, развитие национального научно-технического потенциала, преодоление разрыва между наукой и производством, обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии и внедрение международных стандартов.Научно-технический потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, финансовых и организационных ресурсов предназначенных для решения стоящих перед страной задач научно-технического развития. За последние годы в Казахстане проведены важные институциональные и структурные преобразования, которые закрепили базовые основы демократического общественного устройства и либеральной политической системы. При этом большинство возникающих в обществе проблем были решены без опасных внутренних конфликтов. На нынешнем этапе развития общества присутствует ряд объективных факторов, обуславливающих дальнейшую демократизацию общества. 
В результате последовательных политических реформ в Казахстане на нынешнем этапе сложился тип политической системы, для которого характерны следующие черты: 
- в государственном устройстве реально утвердился принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; 
- завершен переход к проведению всеобщих выборов Главы государства и представительных органов; законодательно закреплено политическое многообразие, положено начало становлению многопартийности; 
- активно функционируют негосударственные СМИ; 
продолжается процесс создания неправительственных организаций;-законодательно закреплено и осуществляется на практике равноправие всех этнических групп населения;

Информация о работе Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация