Основные направления русского народничества 1860-1870 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 01:36, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении народничества 1870-х гг.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть идеологию народничества;
рассмотреть народнические организации и их деятельность;
дать характеристику революционному направлению народничества

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие народничества Идеология народничества 5
Глава 2. Направления народничества 9
2.1. Революционное направление 9
2.2. Либеральное (реформаторское) народничество 13
2.3. Легальное народничество 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат. основные направления русского народничества 1860-1870.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

Сибирский государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М. Ф. Решетнева

 

кафедра

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 
по теме: "Основные направления русского народничества 1860-1870 гг."

 

 

Выполнил:

ст. гр. П91 Вайхель А. В.

 

Проверил:

Алексишин

 

 

Красноярск 2013

Оглавление

 

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Понятие  народничества Идеология народничества 5

Глава 2. Направления  народничества 9

2.1. Революционное  направление 9

2.2. Либеральное  (реформаторское) народничество 13

2.3. Легальное  народничество 17

Заключение 21

Список использованной литературы 22

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования.

Народничество как идеология российского освободительного движения господствовало не только в 70-е, но и в 60-е и даже в 80-е годы 19 в. Однако временем исчерпывающего выражения  и расцвета народничества была, несомненно, эпоха 70-х годов – точнее, с  конца 60-х по начало 80-х, включая “старую” (1879–1882) “Народную волю”. Эта “революционнейшая  из эпох в жизни русской интеллигенции” давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес  – по совокупности разных причин.

Во-первых, идейные основы народничества, заложенные на рубеже 50–60-х годов А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским, оставались и  в 70-е годы знаменем освободительной  борьбы, причем они дополнялись и  уточнялись, сообразно с требованиями времени.

Далее, именно в 70-е годы в рамках народнической  теории полностью сложились и  были изжиты все самые характерные  для народничества тактические  направления – пропагандистское, бунтарское, заговорщическое.

Далее, 70-е годы – это время проверки на практике, в горниле революционных  действий, теории и тактики народничества, время непрерывного демократического подъема, главной силой которого были народники.

Наконец, вторая революционная ситуация 1879–1882 гг. – эта вершина нараставшего в течение десяти лет демократического подъема, обозначила собою момент наивысшего раскрытия, торжества и крушения народничества как единственной тогда в России революционной  доктрины единственной же организованной силы, партии революционеров. В условиях 1879–1882 гг. “старое”, классическое народничество от Герцена и Чернышевского до А.И. Желябова и Г.В. Плеханова всеобъемлюще проявило и почти исчерпало себя.

Цели  и задачи работы.

Цель данной работы состоит в рассмотрении народничества 1870-х гг.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

  • рассмотреть идеологию народничества;
  • рассмотреть народнические организации и их деятельность;
    • дать характеристику революционному направлению народничества;
    • дать характеристику либеральному (реформаторскому) направлению народничества;
  • дать характеристику легальному направлению народничества.

Объект исследования – народничество 1870-х гг.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением народничества 1870-х гг.

Глава 1. Понятие народничества Идеология  народничества

Основоположниками народничества были А.И. Герцен и  Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х  гг. разработали его основные теоретические  положения. Герцен и Чернышевский резко  критиковали существующий крепостнический  и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали  их теорию как призыв к народной революции1.

Основными идейными принципами народничества  являлись:

    • отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;
    • стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;
    • лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;
    • идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;
    • представление о русском крестьянине как о человеке будущего, "социалисте по природе";
    • критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности2.

Народнические организации и их деятельность Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 - начале 1860-х  гг. Возник студенческий кружок в Харьковском  университете (1856-1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе  с П. Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 г)

"Земля  и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой  крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот  членов. Ее руководителями стали  А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И.  Утин. Главной целью организации  считалось создание условий для  революции, которая ожидалась  в 1863 г, когда должно было  завершиться подписание уставных  грамот для этого использовалась  легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский  кружок поддерживал тесные связи  с редакцией "Колокола".

Своеобразными центрами полулегальной деятельности "Земли и воли" стали книжный  магазин Н.А. Серно-Соловьевича и  Шахматный клуб в Петербурге.

В 1864 г. в период репрессий, связанных с  подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так  ожидаемых крестьянских восстаний  организация самораспустилась.

"Ишутинцы". В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

"Народная  расправа" была создана в конце  60-х гг. революционным фанатиком  С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал  какую-либо этику, полагая, что  цель оправдывает средства. Ради  интересов революционного дела  он пошел даже на организацию  уголовного преступления.

"Большое  общество пропаганды" ("чайковцы") существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли М.А. Натансон, Н. В Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы.

В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т. н. "хождения в народ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.

"Земля  и воля" (1876-1879). Организацией руководили  М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

  • агитацию словом и делом;
    • акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее "вредных" представителей власти).

Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое "хождение в народ" также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы ("деревенщиков"), объединившихся во главе с Г.В. Плехановымв партию "Черный передел", и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора ("политиков"), образовавших "Народную волю".

Партию "Народная воля" (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили  А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др.

Народовольцы  ставили своей целью:

  • революционный захват власти;
  • созыв Учредительного собрания;
  • утверждение политических свобод;
  • построение, в перспективе, общинного социализма.

Основным  средством признавался политический переворот с помощью армии  и при поддержке народа.

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в  себя все силы партии и стал главным  средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток  цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г.1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией3.

"Черный  передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне.

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве  и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию.

Глава 2. Направления народничества

2.1. Революционное направление

Основные  теоретические направления революционного народничества. В народничестве  складывались и развивались различные  направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для  достижения этой цели. Свои идейные  особенности имело каждое из них.

Ведущим теоретиком пропагандистского направления  революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали  следующие идеи:

    • интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;
    • народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;
    • внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;
    • для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;
    • после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;
    • социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

В 1870-х  годах тезис о враждебности государства  историческому прогрессу, под которым  подразумевалось торжество рабочего социализма, считался в леворадикальной  литературе банальностью, трюизмом. Вследствие этого П.Л. Лавров в своей книге "Государственный элемент в  будущем обществе" (1875) не считает  нужным останавливаться на критическом  разборе существующих форм государственности. Однако в наше время может возникнуть закономерный вопрос о том, каковы же были реальные причины антиэтатистской направленности радикально-народнического мировоззрения, что лежало в основе ненависти идеологов действенного народничества не только к формам самодержавно-государственного устройства, но и к принципу государственности вообще.

Надо  отметить, что далеко не сразу дворяне-вольнодумцы (особенно это относится к Бакунину и Лаврову) превратились в отъявленных  ниспровергателей общественных устоев. В частности, П.Л. Лавров в одном  из первых своих публицистических выступлений  в печати ("Письмо к издателю", 1857 г) ратует за "постепенное и  необходимое совершенствование  человечества". Здесь же он отмечает, что при невысоком уровне развития современной науки как утверждение, так и отрицание "великих вопросов совершенствования" одинаково невозможны, а между тем эти проблемы требуют  серьезного осмысления. Таким образом, первые попытки Лаврова определить историческое значение феномена государственности  исходят из умозрительно-теоретических, научно-познавательных предпосылок.

В "Исторических письмах" оппозиционный мыслитель  рассматривает важнейшие элементы социальной жизни сквозь призму так  называемой идеализации.

Эта идеализация, по его мнению, основывается на естественном стремлении человека "придать… сознательный характер действиям бессознательным  и полусознательным, а действия сознательные перевести с более элементарной ступени на высшую". Когда речь идет о повышении интеллектуального  статуса реальных и правомерных  потребностей индивида, то, по Лаврову, мы имеем дело с истинной идеализацией, если идеализация является идейным  прикрытием для каких-то дурных устремлений  и поступков человека, тогда она  является призрачной или ложной. Этот подход, по его мнению, правомерен и  при оценке общественных форм, выработанных в ходе исторического развития человечества4.

Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества  стал М.А. Бакунин. Он считал, что:

    • главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;
    • поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;
    • основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;
    • после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

Информация о работе Основные направления русского народничества 1860-1870 гг