Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 01:36, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении народничества 1870-х гг.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть идеологию народничества;
рассмотреть народнические организации и их деятельность;
дать характеристику революционному направлению народничества
Введение 3
Глава 1. Понятие народничества Идеология народничества 5
Глава 2. Направления народничества 9
2.1. Революционное направление 9
2.2. Либеральное (реформаторское) народничество 13
2.3. Легальное народничество 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
В работе
"Народное дело: Романов, Пугачев
или Пестель" (1862) М.А. Бакунин утверждает,
что прямой причиной всех бедствий
русского народа были цари. "Они, позабыв
клятву своего родоначальника, народного
избранника Михаила Романова, создали
эту чудовищную самодержавную централизацию
и окрестили ее в народной крови.
Они образовали народу противные
касты, и духовную, и чиновно-дворянскую,
как орудия для губительного самовластия,
и отдали им народ, одним в духовное,
другим в телесное рабство". При
этом народ приписывает свои несчастья
кому угодно, только не самодержцу, которого
он почитает как своего отца и благодетеля,
как символ величия Русской земли.
Опираясь на единодушную поддержку
подданных, русский монарх в качестве
"царя земского" мог бы без особых
затруднений разрешить
Несколько лет спустя отношение Бакунина к русскому самодержавию принимает характер бескомпромиссного отрицания. В "Прибавлении А" (1873) анархо-теоретик ставит в вину монархическому режиму консервацию наиболее реакционных черт русского народного быта. По его убеждению, главное историческое зло, против которого обязаны бороться революционеры, - патриархальность.
Патриархальность
пронизала всю вертикаль
Основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления П.Н. Ткачев предполагал, что:
2.2. Либеральное (реформаторское) народничество
Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ".
С начала 1880-х гг. не только правонародническая "Неделя", но и "Отечественные записки" (во внутренних обозрениях С.Н. Кривенко), "Русское богатство" Л.Е. Оболенского, а потом и "Северный вестник" (в статьях В.П. Воронцова) настойчиво приглашали интеллигенцию "встать в ряды народа", чтобы совместными усилиями подготовить крестьянские массы к новой для них исторической роли.
Практическая программа превращения деревни в центр русской жизни, отстаиваемая народниками, была призвана согласовать государственные и народные интересы. Она предполагала организацию народной промышленности, основанной на артельных началах, неотложное решение проблемы крестьянского малоземелья (с помощью земельного кредита, переселений и выкупа земли государством у частных собственников), приобщение простого народа к таким "элементарным" благам человеческой цивилизации, как законность, "охранение" прав личности, свобода деятельности и развития.
В.П. Воронцов, И.И. Каблиц-Юзов, Л.Е. Оболенский и другие теоретики правого народничества вполне сознательно мечтали привести народ к такому состоянию, когда он мог бы справляться со своими экономическими нуждами и моральными болезнями вполне самостоятельно. Они хотели освободить народ от полного подчинения так называемым командующим классам и самой интеллигенции.
Однако на практике крестьянство все более и более превращалось не в субъекта истории, а в объект попечительной заботы земства и частной инициативы "культурных одиночек".
Капитализм
подрывал благосостояние народа, безжалостно
разрушая хваленые отцами народничества
общинные устои. Все это заставляло
новое поколение идеологов
Бессменный
лидер левого крыла реформаторского
народничества Н.К. Михайловский видел
первоочередную задачу русской жизни
после отмены в 1861 г. крепостного
права в немедленном изменении
существующего политического
Анализируя
идейное наследие главных идеологов
реформаторского народничества, можно
прийти к выводу, что, в конечном
счете, все они стремились консолидировать
молодую русскую нацию на совершенно
новой, не известной цивилизованному
миру бесклассовой основе. В 70-90-е гг.
19 в. теория крестьянского общинного
социализма была настоящим евангелием
образованной русской молодежи. По
воспоминаниям народников, именно это
учение обратило их внимание на положение
простого народа и заставило задуматься
над возможностью скорейшего избавления
его от ужасающей нищеты и каждодневных
невыносимых страданий. С другой
стороны, народничество русской
интеллигенции было своеобразной попыткой
облечь в ее "разумные, просвещенные
формы" утопические представления
самого крестьянства об обществе всеобщего
согласия, равенства и коллективизма.
Однако подлинные причины
Ближе всех к пониманию сущности народничества и его специальной задачи подошел один из творцов этой идеологии В.П. Воронцов. По его мнению, "социализм" был всего лишь внешней оболочкой народнического движения, одним из мощных средств его активизации, но никак не самоцелью.
Исторические корни народничества - "в противоречии между задачами государственного преобразования России, как они представлялись уже в начале александровских реформ... и объемом наличных для того сил... ". Россия давно уже созрела для демократизации ее экономической и политической жизни, но была обречена "топтаться на одном месте" до тех пор, пока в эти процессы не были вовлечены широкие народные массы. Образовать в народе самостоятельную социально-культурную, а затем и политическую силу, способную к систематической борьбе за необходимые реформы, - в этом заключалась историческая задача демократической русской интеллигенции. Другой вопрос - почему, несмотря на многочисленные попытки сближения с народными массами, они так и не признали в "передовой" интеллигенции своего духовного вождя.
Важнейшие положения. Теоретики либерального народничества:
В итоге,
они выступали как против реакции,
так и против революции, осуждали
насильственные методы преобразований.
В годы "контрреформ" получила
широкое распространение
2.3. Легальное народничество
О том, что демократическая интеллигенция может и должна сыграть в русской истории особую и, несомненно, прогрессивную роль, подобную той, что в средневековой Западной Европе выпала на долю молодой буржуазии, народнические теоретики заговорили примерно с рубежа 1860-1870-х гг. К этому времени под влиянием либеральных реформ (прежде всего в области просвещения) в России появляется относительно многочисленный слой разночинской интеллигенции. Разрыв с традиционным укладом жизни своих отцов и неустроенность нового (по сути маргинального) положения, по причине культурной отсталости России, сделали эту новоиспеченную интеллигенцию чрезвычайно восприимчивой к идеологиям радикального толка. К последним относилась и народническая доктрина, обещавшая "умственному пролетариату" стопроцентную занятость при условии немедленной демократизации страны. Одной интеллигенции разрешить эту "сверхзадачу" было не по силам. Но она могла ускорить ход социального прогресса в России, "приобщив" к нему подлинного демиурга истории - его величество русский народ. Так, по крайней мере, учили своих последователей родоначальники русского народничества А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.
Изменение представлений образованной молодежи о своем общественном предназначении, которое отныне выходило за рамки ее профессиональных обязанностей, способствовало появлению в первой половине 1870-х гг. специфически русского понятия "интеллигенция". Во всех современных европейских языках термин "интеллигенция" (от лат. intelligens - знающий, понимающий, разумный) означает работников умственного труда со специальным высшим образованием - педагогическим, медицинским, юридическим, художественным, техническим и т.п.
В интерпретации теоретиков народничества, настоящая "русская интеллигенция" - это совершенно особая социальная группа, отличающаяся от остального населения своим бессословным происхождением, определенным (критическим) типом мышления и особой альтруистической моралью6.
Главным
критерием принадлежности к новой
русской интеллигенции
Наделяя
демократическую русскую
Важнейшие
функции этой новой интеллигенции,
по представлению идеологов
Информация о работе Основные направления русского народничества 1860-1870 гг