Особенности индустриализации США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

В XVIII в. в Западной Европе все еще продолжали господствовать феодальные отношения или их довольно заметные пережитки. Но завершение перехода к капиталистическому хозяйству было близко и очевидно.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 21.14 Кб (Скачать файл)

Описание  работы

 

В XVIII в. в Западной Европе все еще продолжали господствовать феодальные отношения или их довольно заметные пережитки. Но завершение перехода к капиталистическому хозяйству  было близко и очевидно.

Главными событиями этой эпохи в социально-экономической  сфере стали: зарождение и становление  буржуазных экономических отношений, господство конкуренции при бурном росте промышленности. 
В экономическом отношении Западная Европа в XVIII в. явила собой образец относительно быстрых темпов промышленного развития. Уже в начале столетия европейская мануфактура вошла в завершающую стадию своего развития и в ряде стран (Англии, Голландии, некоторых отраслях производства во Франции) стала преобладать над ремеслом.

 

В большинстве же других европейских стран (Франции, Германии) развитие мануфактуры сдерживалось пережитками феодализма, цеховыми привилегиями, узостью внутреннего рынка.

 
Цель данной работы выявить особенности  перехода к индустриальной хозяйственной  системе Франции, Германии, США и  Японии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  промышленного переворота в США

 

1. Важная особенность  промышленного переворота в США  заключалась в активной роли  американской инженерной мысли:  были изобретены швейная машинка,  ротационная типографская машина, фосфорная спичка, электромагнитный  телеграф Морзе, буквопечатающий  аппарат Д. Юза, револьвер, пневматический  тормоз. Все эти новшества, родившиеся  в США, предопределили развитие  многих новых отраслей промышленности. Швейные фабрики Зингера, Беккера,  Уиллера выпускали изделия, которые  пользовались спросом во всех  уголках мира.

2. Существенные особенности  промышленного переворота в США  предопределялись природными условиями  страны. Так, из-за обилия рек  страна была богата водной  энергией, более дешевой, чем энергия  пара. Поэтому здесь позже начала  использоваться в массовом масштабе  паровая энергия. Переход к  паровой энергетической базе (системе)  начался, только в 40-е годы XIX в., хотя первая паровая машина  появилась еще в конце XVIII в.  а в 1803 г. была изобретена  паровая машина Оливера Эванса.

«Машина и пар – вот  формула технической революции  в Англии. Машина и водяное колесо – вот формула для первого  этапа машинной стадии американского  капитализма», – так определяют специалисты особенности и этапы  промышленного переворота в США (1, 164). Паровой двигатель занял  господствующее положение только в 50-е годы XIX в. (1, 164)

3. Еще одна особенность  Промышленного переворота связана  с изобилием в стране лесов,  что предопределило длительное  использование в качестве основного  вида топлива древесного угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном  транспорте США потребляли дрова.  Первая домна, работавшая на  каменном угле, появилась в этой  стране только в 1837 г. Задержка  с заменой древесного топлива  объяснялась также тем, что  чугун, выплавляемый на нем,  получался лучшего качества. Массовое  применение минерального топлива в металлургии началось в 40-е гг., за 1847–1857 гг. построили 100 домен, работающих на каменном угле.

4. Поскольку США позже  приступили к промышленному перевороту, но мануфактурный капитализм, как  преддверие промышленного производства, в полной мере здесь не сформировался.  Мануфактуры, возникавшие в колониальный  период, не были устойчивы; их  развитие сдерживала запретительная  политика Англии. Поэтому правомерно  говорить о том, что промышленный  переворот проходил в условиях  недостаточного развития мануфактурного  производства. В Европе была совершенно  другая ситуация.

5. Особенностью промышленного  переворота в США была и  крайняя территориальная и отраслевая  неравномерность. Прежде всего,  переворот охватил северо-восточные  штаты; в то же время на  Юге даже к началу Гражданской  войны не было фабрик и заводов,  что не могло не оказать  влияния на ее исход. Здесь  преобладала первичная обработка  выращиваемых культур – хлопка, табака, риса, сахарного тростника  и т. д. Кроме того, если для  этого применялись машины, то  обслуживались они рабами.

6. Другой особенностью  было использование технических  и научных разработок используемых  в Европе.

Запаздывали по временным  рамкам становления промышленного  капитализма и западные штаты. Отраслевая структура складывающейся здесь  промышленности отличалась от Северо-востока. Западные штаты специализировались на переработке пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники.

Промышленный переворот  начался на Северо-востоке страны. Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная  машина позволила преобразовать  переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда  в 100 раз. Английский иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным предпринимателем, и его называют «отцом» американской промышленности. Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены на хлопчатобумажной фабрике, построенной Лаоудлом в 1814 г. С этого момента обработка сырья и выпуск готовой продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества.

Постепенно машины внедрялись и в более сложное шерстяное  производство. Уже в 1840 г. на Северо-востоке  домашнее шерстяное производство уступило место машинному производству.

Северо-восток США был  центром текстильной промышленности, здесь было сосредоточено 78% фабрик этой отрасли. С 40-х годов началось укрупнение текстильных фабрик. Механизация  текстильного производства привела  к уменьшению его издержек на единицу  продукции, к снижению цен на ткани  за 1815–1850 гг. в пять раз, уменьшению их ввоза из Англии.

В легкой промышленности промышленный переворот помимо текстильной охватил  пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение  швейной машины Зингера в 1841 г., а  также машины для изготовления обуви  в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также  стимулировало развитие подотраслей  машиностроения.

Другое важное направление  промышленного переворота в США  – развитие транспорта. Первыми  транспортными системами были каналы. Строительство каналов началось в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. для соединения района Великих  озер с Атлантическим океаном  соорудили самый большой по протяженности  канал Эри, что значительно удешевило  перевозки. За этой стройкой последовало  сооружение каналов в других штатах. К середине XIX в. протяженность искусственных водных путей достигла 6 тыс. км. Была создана разветвленная система каналов. Строительство их осуществлялось с помощью государства, доля которого в общей сумме средств составляла 75%.

Развитию судоходства  способствовало изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного  парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое судно  «Демалогос». Переход в 40-е годы к  винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и  Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический  океан. (2, 431)

Первые железнодорожные  рельсы соединили города Балтимор и  Огайо (1828–1830), за два последующих  десятилетия длина железных дорог  возросла в 300 раз. Огромная территория государства была связана воедино  средствами сообщения, функционирующими круглогодично. Правительство так  же оказывало помощь и железнодорожному строительству.

Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х  годов в США начался второй этап промышленного переворота. Металлургия  в США развивалась медленно.

В середине XIX в. в США уже  имелись крупные машиностроительные заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску паровых двигателей, в  Пенсильвании и др. Это означало вступление промышленного переворота в завершающую стадию – создание производства машин машинами (машиностроение). В 1818 г. Э. Уитни изобрел фрезерный  станок с многорезцовым режущим  инструментом (фрезой). Уитни заложил  основы техники и организации  массового производства в машиностроении.

США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозы использовались и на европейских железных дорогах. В 1851 г. в США был создан электровоз. В 60-е годы строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники.

Если в первой половине XIX в. для строительства железнодорожных  мостов использовались деревянные фермы  и железные скрепления (система Гау), то с 40-х годов стали строить  мосты с железными сквозными  фермами разных систем. Строительство  мостов с большими пролетами и  большими нагрузками требовало точных и надежных расчетов. На судостроительных верфях США размещались иностранные  заказы.

С 40-х годов железо начинает применяться для обшивки судов, а потом и постройки судовых  корпусов.

Продукция сельскохозяйственного  машиностроения США поставлялась и  за рубеж. Основным фактором подъема  этой отрасли был прогресс свободного фермерского хозяйства. В 40–50-е годы появились сеялки, молотилки, сенокосилки  и другие машины. Наиболее важное значение имело изобретение жатвенной  машины и комбинированной молотилки  с веялкой. Существовали и другие модели сельскохозяйственных машин. К 1851 г. были запатентованы не менее 167 уборочных машин и 62 косилки. (2, 432).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности индустриализации Франции.

 

Завершение промышленного  переворота во Франции произошло  в 60-е годы ХIХ века, значительно  позже, чем в Англии. Во французской  экономике главную роль играли не промышленники, а банкиры, чья экономическая  политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному для среднего предпринимателя. Не способствовала промышленному перевороту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия  для французской промышленности имела континентальная блокада  Англии, проводимая Наполеоном, и имевшая  цель подорвать промышленность Англии, создав благоприятные условия для  монополии французских товаров  на континенте. К тому же специфическое  производство значительной части французских  мануфактур (предметы роскоши) труднее  поддавались механизации. Главной  отраслью экономики Франции в  тот период было сельское хозяйство. В Англии после ликвидации феодального  землевладения земля осталась в  собственности бывших феодалов (как  и в Германии ), а крестьянство исчезло как класс. Во Франции, наоборот уровень техники.

 


Информация о работе Особенности индустриализации США