Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:42, реферат
В XVIII в. в Западной Европе все еще продолжали господствовать феодальные отношения или их довольно заметные пережитки. Но завершение перехода к капиталистическому хозяйству было близко и очевидно.
Описание работы
В XVIII в. в Западной Европе все еще продолжали господствовать феодальные отношения или их довольно заметные пережитки. Но завершение перехода к капиталистическому хозяйству было близко и очевидно.
Главными событиями этой
эпохи в социально-
В экономическом отношении Западная Европа
в XVIII в. явила собой образец относительно
быстрых темпов промышленного развития.
Уже в начале столетия европейская мануфактура
вошла в завершающую стадию своего развития
и в ряде стран (Англии, Голландии, некоторых
отраслях производства во Франции) стала
преобладать над ремеслом.
В большинстве же других европейских стран (Франции, Германии) развитие мануфактуры сдерживалось пережитками феодализма, цеховыми привилегиями, узостью внутреннего рынка.
Цель данной работы выявить особенности
перехода к индустриальной хозяйственной
системе Франции, Германии, США и
Японии.
2. Особенности промышленного переворота в США
1. Важная особенность
промышленного переворота в
2. Существенные особенности
промышленного переворота в
«Машина и пар – вот
формула технической революции
в Англии. Машина и водяное колесо
– вот формула для первого
этапа машинной стадии американского
капитализма», – так определяют
специалисты особенности и
3. Еще одна особенность
Промышленного переворота
4. Поскольку США позже
приступили к промышленному
5. Особенностью промышленного
переворота в США была и
крайняя территориальная и
6. Другой особенностью
было использование
Запаздывали по временным рамкам становления промышленного капитализма и западные штаты. Отраслевая структура складывающейся здесь промышленности отличалась от Северо-востока. Западные штаты специализировались на переработке пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники.
Промышленный переворот начался на Северо-востоке страны. Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная машина позволила преобразовать переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда в 100 раз. Английский иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным предпринимателем, и его называют «отцом» американской промышленности. Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены на хлопчатобумажной фабрике, построенной Лаоудлом в 1814 г. С этого момента обработка сырья и выпуск готовой продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества.
Постепенно машины внедрялись и в более сложное шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-востоке домашнее шерстяное производство уступило место машинному производству.
Северо-восток США был
центром текстильной
В легкой промышленности промышленный переворот помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение швейной машины Зингера в 1841 г., а также машины для изготовления обуви в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также стимулировало развитие подотраслей машиностроения.
Другое важное направление промышленного переворота в США – развитие транспорта. Первыми транспортными системами были каналы. Строительство каналов началось в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. для соединения района Великих озер с Атлантическим океаном соорудили самый большой по протяженности канал Эри, что значительно удешевило перевозки. За этой стройкой последовало сооружение каналов в других штатах. К середине XIX в. протяженность искусственных водных путей достигла 6 тыс. км. Была создана разветвленная система каналов. Строительство их осуществлялось с помощью государства, доля которого в общей сумме средств составляла 75%.
Развитию судоходства способствовало изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое судно «Демалогос». Переход в 40-е годы к винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический океан. (2, 431)
Первые железнодорожные рельсы соединили города Балтимор и Огайо (1828–1830), за два последующих десятилетия длина железных дорог возросла в 300 раз. Огромная территория государства была связана воедино средствами сообщения, функционирующими круглогодично. Правительство так же оказывало помощь и железнодорожному строительству.
Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х годов в США начался второй этап промышленного переворота. Металлургия в США развивалась медленно.
В середине XIX в. в США уже
имелись крупные
США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозы использовались и на европейских железных дорогах. В 1851 г. в США был создан электровоз. В 60-е годы строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники.
Если в первой половине
XIX в. для строительства
С 40-х годов железо начинает применяться для обшивки судов, а потом и постройки судовых корпусов.
Продукция сельскохозяйственного машиностроения США поставлялась и за рубеж. Основным фактором подъема этой отрасли был прогресс свободного фермерского хозяйства. В 40–50-е годы появились сеялки, молотилки, сенокосилки и другие машины. Наиболее важное значение имело изобретение жатвенной машины и комбинированной молотилки с веялкой. Существовали и другие модели сельскохозяйственных машин. К 1851 г. были запатентованы не менее 167 уборочных машин и 62 косилки. (2, 432).
2. Особенности индустриализации Франции.
Завершение промышленного
переворота во Франции произошло
в 60-е годы ХIХ века, значительно
позже, чем в Англии. Во французской
экономике главную роль играли не
промышленники, а банкиры, чья экономическая
политика исходила исключительно из
стремления к высокому учетному проценту,
непосильному для среднего предпринимателя.
Не способствовала промышленному перевороту
и внешняя политика Франции. Особенно
тяжелые экономические