Конституция сша основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время насчитывается более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше двухсот лет назад. Наиболее старыми являются Конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Великого герцогства Люксембург 1868 г. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке. Волны массового принятия конституций имели место после крушения колониальной системы - это конституции стран Азии и Африки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины).

Файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 102.37 Кб (Скачать файл)

2. конституция сша основные черты и особенности.

В настоящее время  насчитывается более двухсот  действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше двухсот лет назад. Наиболее старыми являются Конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Великого герцогства Люксембург 1868 г. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке. Волны массового принятия конституций имели место после крушения колониальной системы - это конституции стран Азии и Африки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины). 
Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенностисоответствующих стран. В то же время всем конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты. 
1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции: в преамбуле Конституции США устанавливается: "Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию..."; в ст. 1 Конституции Италии 1947 г. сказано: "Италия - демократическая Республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией"; согласно ст. 3 Конституции Франции "национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление"; п. 2 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. гласит: "Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства"; ст. 1 Конституции Колумбии 1991 г. устанавливает, что "суверенитет принадлежит исключительно народу, от которого исходит публичная власть"; в ст. 1 Конституции Эквадора 1996 г. говорится: "Суверенитет принадлежит народу, который его осуществляет через органы публичной власти", а в ст. 5 Конституции Венесуэлы 1999 г. сказано, что суверенитет принадлежит народу и "непередаваем". 
2. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институт собственности. Исторически эти нормы восходят к французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой (ст. 17) содержится известное положение о ее неприкосновенности: "Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения". Охраняемая конституцией собственность составляет основу всего конституционного здания. 
3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (Италия, Франция) концепция разделения властей не выражена семантически явно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Так, принцип разделения властей, дополненный системой сдержек и противовесов, положен в основу американской Конституции. Три первые статьи этой Конституции начинаются следующими положениями: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов..." (ст. I, разд. 1); "Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки..." (ст. II, разд. 1); "Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду..." (ст. III, разд. 1). В японской Конституции содержатся такие предписания по этому предмету: "Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства" (ст. 41); "Исполнительная власть осуществляется Кабинетом" (ст. 65); "Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду..." (ст. 76). В Конституции Дании концепция разделения властей сформулирована в одной статье: "Законодательная власть принадлежит Королю и Фолькетингу совместно. Исполнительная власть принадлежит Королю, судебная власть - судам" (гл. I, § 3). 
4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления государства - республику или монархию. В конституционном тексте это может быть выражено прямо или косвенно. В преамбуле к Конституции Индии, например, прямо сказано: "Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную демократическую республику...". В пункте 3 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. установлено, что "политической формой Испанского государства является парламентарная монархия". 
Конституция США, напротив, не называет прямо форму правления всего Союза, однако перечисленные в Конституции институты являются республиканскими по порядку формирования, взаимодействию между собой и порядку осуществления функций. Кроме того, в ней установлена республиканская форма правления для штатов: "Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления..." (ст. IV, разд. 4). 
Монархическая форма правления чаще определяется косвенно или выводится логически из текста конституции. Так, форма правления Японии прямо не называется в Конституции, но поскольку главой государства является наследственный император, статусу которого посвящена гл. 1 Конституции, то очевидно, что Япония - монархия. 
5. Конституции устанавливают и закрепляют унитарную или федеративную форму государственного устройства. По поводу унитарной формы государственного устройства прямые предписания чаще всего отсутствуют (Франция, Япония), хотя в латиноамериканских конституциях такие прямые указания встречаются. Так, статья 1 Конституции Колумбии 1991 г. гласит: "Колумбия является социальным правовым государством, организованным в форме унитарного децентрализованного государства". Само умолчание о форме государственного устройства есть констатация унитаризма как наиболее распространенного способа политико-территориальной организации территории страны. Однако и в федеративных государствах далеко не всегда встречается термин "федерация" или его производные. Прямое упоминание о федерации встречается, например, в конституциях стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика и др.). Согласно ст. 1 Конституции Аргентины 1853 г. в действующей редакции, "аргентинская нация в соответствии с настоящей Конституцией избирает федеративную, республиканскую, представительную форму правления". Статья 1 Конституции Бразилии 1988 г. начинается словами: "Федеративная Республика Бразилия, представляющая собой нерасторжимый союз штатов, муниципий и Федерального округа...". Согласно ст. 4 Конституции Венесуэлы 1999 г. это государство является федеративным и децентрализованным. Нередко в конституциях используются синонимы (в соответствии со сложившейся в данном государстве терминологией). Так, Конституции США, Индии и ФРГ говорят о союзе, Конституция Австрии содержит термин "союзное государство". Официальный текст Конституции Швейцарии 1999 г. в соответствии с давней традицией на французском и итальянском языках называется "федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации", а на немецком - "федеральная Конституция Союза" (дословно "товарищества по клятве"). Таким образом, название не отражает формы государственного устройства в рамках принятых в науке классификаций, однако содержательный анализ норм конституции позволяет судить и о государственном устройстве. 
6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают права и свободы человека и гражданина. Обычно в самом тексте конституциисодержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с технико-юридической точки зрения разработано весьма обстоятельно, с множеством деталей. В новейшие конституции включаются новые права и свободы (право на получение информации, на охрану окружающей среды, на охрану материнства и др.). Совершенно естественно, что юридический педантизм при определении правового положения личности не может быть поставлен в прямую связь с ее реальным статусом. 
Однако существуют конституции, в основном тексте которых отсутствуют разделы о правах и свободах (США) или даже упоминания о них (конституциинекоторых франкоязычных стран Африки). Так, в первоначальном тексте Конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности. При ратификации федеральной Конституции шесть штатов <25> (из 13 входивших в то время в состав США) настаивали на принятии Билля о правах. Дж. Мэдисон суммировал их предложения и внес проект поправок в Палату представителей 8 июня 1789 г., и через два с небольшим года <26> вступили в силу первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о правах. 
-------------------------------- 
<25> Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Северная Каролина, Виргиния, Нью-Йорк. 
<26> После ратификации Виргинией 15 декабря 1791 г. 
Своеобразно решен вопрос о регулировании прав и свобод во французской Конституции. Ее важной составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., в которых урегулированы важнейшие аспекты правового статуса человека и гражданина. В самом же тексте Конституции 1958 г. законодатель ограничился указанием в преамбуле: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.". 
7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционногонадзора. Он был конституционно оформлен во Франции (1946, 1958), в Италии (1947), в ФРГ (1949), в Португалии (1976), в Испании (1978) и в ряде других стран. Все более широкое распространение получает институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена). 
8. В некоторых конституциях имеются нормы, регулирующие внешнюю политику государства. Так, отказ от завоевательных войн включен в преамбулу Конституции Франции 1946 г.; Конституция Японии предусматривает отказ от войн как средства политики; в Конституции Индии дана подробная характеристика миролюбивого курса страны в сфере международных отношений. Сходные положения содержатся в тексте Конституций Греции, Португалии, Испании. 
Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны. Конституции эпохи свободной конкуренции были, по меткому выражению Наполеона, "краткими и туманными". Наиболее типичным примером в этом плане является Конституция Соединенных Штатов Америки, содержащая в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Подобная лапидарность Основного Закона давала возможность управлять более свободно, дополняя, видоизменяя и переиначивая конституционные предписания с помощью обычных законов, нормативных актов исполнительной власти, толкований. Именно в ходе такого нормотворчества в США была создана "живая" Конституция, существеннейшим образом отличающаяся от официального конституционного текста. 
Конституции, принятые после Второй мировой войны, как правило, более детальны. Значительную роль в появлении этого нового качества конституций сыграла демократическая тенденция масс, под нажимом которых в тексты конституций были внесены многочисленные прогрессивные положения. Конституции некоторых стран (Индия, Малайзия) представляют собой огромные по своему объему документы. В то же время конституции значительного числа стран Тропической Африки весьма кратки.

 

16. КОНСТИТУЦИОННЫЙ  КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ,  ЕГО ВИДЫ

 

       Конституционный контроль (надзор)– деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений. 
      Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля. 
      Сформировались две модели конституционного контроля:американская и европейская. 
       По американской моделиконституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия). 
       По европейской моделиконституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля. 
       Основные виды конституционного контроля:  
      1) по времени осуществления: 
      а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона); 
      б) последующий (проводится в отношении действующих актов); 
      2) по месту осуществления: 
      а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган); 
      б) внешний (проводит другой орган); 
      3) по правовым последствиям: 
      а) консультативный (решение органа конституци- 
      Хонного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий); 
      б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия); 
      4) по обязательности проведения: 
      а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле); 
      б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы); 
      5) по форме: 
      а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом); 
      б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом); 
      6) по объему: 
      а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией); 
      б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения); 
      7) по содержанию: 
      а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа); 
      б) материальный (с точки зрения содержания акта); 
      8) с точки зрения придания акту обратной силы: 
      а) имеющий обратную силу; 
      б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее. 
       Органы конституционного контроляможно разбить на 2 группы: 
      1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды); 
      2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

 

10. Источники  конституционного правав зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. 
      Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства). 
       К другим источникам относятся:  
      1) законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры; 
      2) регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов; 
      3) акты главы государства и исполнительной власти; 
      4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции; 
      5) судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам; 
      6) конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия); 
      7) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран); 
      8) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву); 
      9) международно-правовые акты. 
      На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

13. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ, ВИДЫ КОНСТИТУЦИИ

 

       Конституция в формальном смысле– закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке. 
       Конституция в материальном смысле– совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти. 
       Сущность конституции– внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции: 
      1) конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права); 
      2) конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права); 
      3) конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов); 
      4) конституция – документ, устанавливающий правила политической игры; 
      5) конституция – отражение определенного соотношения политических сил. 
       Классификации конституций:  
      1) по форме: 
      а) писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций); 
      б) неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, – Великобритания); 
      2) по структуре: 
      а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран); 
      б) некодифицированные (конституционные нормы 
      Xсодержатся в актах, не сведенных в единую систему, – Великобритания); 
      3) по содержанию: 
      а) по новизне содержания (на момент принятия): 
      – оригинальные (т. е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты – британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.); 
      – заимствованные (т. е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций – большинство конституций); 
      б) по политическому режиму (демократические, авторитарные); 
      в) по установленной форме правления (монархические (Бельгия); республиканские (США, ФРГ)); 
      г) по порядку издания: 
      – октроированные, т. е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия); 
      – принятые представительным органом (парламентом); 
      – принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария); 
      – одобренные на референдуме (Армения, Испания); 
      д) по способу изменения: 
      – гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы) – Израиль, Новая Зеландия; 
      – жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами) – большинство конституций; 
      – смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия); 
      е) по срокам действия: 
      – постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций; 
      – временные; 
      ж) по уровню конституционного регулирования: 
      – конституции федеративного государства (США, ФРГ); 
      – конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).

43. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО) УСТРОЙСТВА

 

       Территориальное устройство государства– организация территории государства, проявляющаяся в определенных взаимоотношениях государства и его составных частей. 
       Территориальная автономия– предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах. 
       Национально-территориальная автономия– предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.

Выделяют политическую (при наличии права автономного  образования издавать законы) и административную (при наличии у него права издавать только подзаконные акты) формы национально-территориальной  автономии. 
       Унитарное государство– это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему, территорию, разделенную на административно-территориальные единицы, единое гражданство, единые символы государства. 
       Федерация– форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Федерация возникает: 
      1) в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.); 
      2) в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Различают симметричные, т. е. состоящие из субъектов с относительно одинаковым статусом (Австрия, ФРГ), и асимметричные, т. е. состоящие из субъектов и иных единиц (Австралия, Индия, Венесуэла), федерации. 
       Зависимые территории– формы организации управления бывшими колониями и иными территориями, находящимися, как правило, на значительном расстоянии от основной территории государства. 
       Уния(от лат. «один», «единственный») – форма объединения государств. 
      Реальная уния характеризовалась наличием общего монарха, взаимодействием государств и созданием в них параллельных государственных структур (Швеция, Австро-Венгрия) 
      Личная уния – особая форма конфедеративного объединения государств, при которой каждое государство сохраняет свой суверенитет, но имеет общего с другим государством (другими государствами) главу государства, причем он является не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в личную унию (Англия и Ганновер (1714–1837 гг.)). 
       Переходные формы территориального устройства государства:  
      1) «регионалистское государство» – формально унитарное государство, составные части которого обладают автономией, в значительной степени приближенной к автономии субъектов федерации (Испания); 
      2) «полуфедеративное государство» – унитарное государство, в котором официально развиваются процессы федерализации, но они еще не получили полного оформления, в частности в силу сложности и предполагаемой длительности процесса (Великобритания); 
      3) «квазиунитарное государство» – фактически федеративное государство с официальной перспективой интеграции частей в унитарное государство (КНР).

 

49. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  РЕЖИМ

 

      В теории государства и права  государственный режим рассматривается  как синоним политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. 
      В науке конституционного права государственный режим– понятие, раскрывающее фактическое распределение «центров концентрации власти» в ее верхнем эшелоне. В этом смысле для абсолютной монархии определен абсолютистский режим, для дуалистической монархии, президентской и смешанной республик – дуалистический режим, для парламентарной монархии и парламентарной республики – парламентарный и министериальный режимы, для республики советского типа – партократический. 
       Государственный режим– это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. 
       Демократический государственный режим характеризуется:  
      1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики; 
      2) политическим плюрализмом; 
      3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.); 
      4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа; 
      5) свободой пропаганды любой политической идеологии. 
      В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.). 
       Авторитарный (властный) режим характеризуется:  
      1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме; 
      2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма; 
      3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан). 
       Тоталитарный режим характеризуется следующим:  
      1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима; 
      2) существует одна легальная партия; 
      3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; 
      4) разделение властей отвергается; 
      5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности. 
      Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. Фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм нельзя отождествлять с фашизмом.

Информация о работе Конституция сша основные черты и особенности