Особенности культуры первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, отражается национальный характер и национальное самосознание народа. На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. оказали влияние два события: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов.

Содержание работы

1.Введение. ( )
2.Основная часть( )
2.1-Просвещение( )
2.2-Книжное дело( )
2.3-Наука( )
2.4-Литература( )
2.5-Театр( )
2.6-Музыка( )
2.7-Архитектура( )
2.8-Живопись( )
3.Вывод( )
4.Использованная литература( )

Файлы: 1 файл

4.docx

— 351.68 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО  МГАВМиБ

 

 

 

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук.

 

История России. Реферат.

 

Тема: «Особенности культуры первой половины XIX века».

 

 

 

 

Выполнила: студентка Ветеринарно-биологиеского факультета.

 

 

 

 

 

2011 год.

 

План

1.Введение. (          )

2.Основная часть(                )

      2.1-Просвещение(          )

      2.2-Книжное дело(          )

      2.3-Наука(          )

      2.4-Литература(          )

      2.5-Театр(          )

      2.6-Музыка(          )

      2.7-Архитектура(          )

      2.8-Живопись(          )

3.Вывод(          )

4.Использованная литература(          )

 

  1. Введение

Культура - важнейшая  составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она  отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях,  эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, отражается национальный характер и национальное самосознание народа.

Данная тема действительно вызывает у меня интерес, так как вопросы, поставленные культурой того времени актуальны и сегодня, так же узнав особенности культуры XIX века, я смогу четко представлять себе картину того времени, понять сознание народа, узнать проблемы общества, ,которые волновали население, ощутить всю красоту культуры XIX века, потому что именно в этот период времени происходит расцвет культуры в России, Написав данный реферат я пойму почему именно Культура XIX века является Золотым веком...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

На  общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. оказали влияние  два события: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов. Они  сыграли большую роль в формировании общественного сознания, существенно  повлияли на политику правительства  в области культуры. Под влиянием общенационального подъема в  литературе и искусстве появляются романтические мотивы. В общем, в  первой половине XIX в. русская культура прошла следующий путь: Классицизм - романтизм - критический реализм.

 

2.1.Просвещение.

     Рост экономического развития, увеличение аппарата управления требовали все большего числа грамотных людей в стране.

      В 1802 г. впервые в истории  России было создано Министерство  народного просвещения. С этого  времени просвещение народа становится  заботой государства. Уже в  первой четверти XIX в. была создана  система государственного образования.  Она включала следующие типы  учебных заведений: одногодичные  приходские школы, трехклассные  уездные училища, семиклассные  гимназии. При Николае I образование  принимает сословный характер: приходские  школы предназначаются для крестьян; уездные - для детей купцов, ремесленников  и других обывателей; гимназии - для  детей дворянства. Для дворян  существовали и другие специальные  средние учебные заведения - кадетские  корпуса. Право поступления в  университет давала только гимназия.

      До XIX в. в России существовал  только один университет - Московский. В первой половине XIX в. были  основаны 5 университетов - Дерптский, Казанский, Харьковский, Петербургский, Киевский. Существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков, духовные, военные училища и академии.

      В 30-40-е гг. в нашей стране  было положено начало профессионально-техническому  образованию: в Петербурге были  открыты Лесной институт и  Практический политехнический институт, из Строительного и Архитектурного  училищ создан Институт гражданских  инженеров, Горная школа преобразована  в Горный институт. В Москве  была открыта Практическая коммерческая  академия, Земледельческая школа  и Техническое училище (1830, в  наст. время - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

      Сеть начальных и средних учебных  заведений все время расширялась.  Так, если в начале XIX в. в  стране существовало 158 училищ (32 гимназии  и 126 уездных училищ), то к середине  века в только в каждой губернии  было в среднем по 130 начальных  школ. В начале XIX в. число учащихся  низших и средних учебных заведений  составляло 120 тыс., а в середине 50-х гг. - уже 450 тыс. чел.

      Но грамотность в основном  была доступна привилегированным  сословиям, основная масса населения  России - крестьянство - была неграмотной.  Удельный вес грамотных среди государственных крестьян составлял не более 5-7%, среди помещичьих - около 1%. Несмотря на создание системы государственного образования, уровень грамотности населения был по-прежнему невысок: к середине века в начальных училищах обучалось примерно 0,7% всех жителей; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5% всех жителей.

 

 

 

 

2.2.Книжное дело.

  В первой половине XIX в. продолжает  расти интерес к книге, формируется  система культурно-просветительских  учреждений. Книгоиздательское дело  сделало заметные успехи. С начала XIX в. и до середины века число  названий издаваемых книг (в среднем  за год) выросло со 143 до 700. Расширялась  книжная торговля. В середине  века в стране насчитывалось  более 100 книжных лавок. Появились  крупные отечественные книгоиздатели  (братья И.И. и К.И. Глазуновы,  С.И. Селивановский, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин). В 40-е гг. широкую известность получила издательская деятельность А.Ф. Смирдина (1795-1857). Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей, среди них - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова. Смирдин упрощал оформление, делал книги более доступными для населения. Его заслугой было издание журнала "Библиотека для чтения" (с 1834 г.), который продавался в основном в провинции.

      Ширилась сеть литературных журналов. Среди них в 30-40-е гг. консервативно-охранительными  были "Москвитянин" М.П. Погодина, "Северная пчела", "Сын Отечества"  Н.И. Греча. Им противостояли  журналы демократического направления  - "Московский телеграф" Н.А.  Полевого, "Телескоп" Н.И. Надеждина,  позднее "Современник" А.А.  Пушкина, "Отечественные записки"  А.А. Краевского.

      Ширится сеть библиотек. В некоторых  губернских и уездных городах,  благодаря усилиям общественности, открываются публичные библиотеки. Они содействовали распространению  книг и журналов и во многих  городах были важными центрами  культуры.

 

 

2.3.Наука.

  Общие социально-экономические процессы, связанные с дальнейшим развитием  капиталистических отношений, благотворно  влияли на развитие науки. В  первой половине XIX в. происходит  дифференциация, выделение отдельных  отраслей науки. Русские ученые  достигли значительных успехов  в развитии математики, физики, химии,  агрономии, биологии, астрономии, географии,  в сфере гуманитарных исследований.

      Важнейшими научными центрами  в то время были главным  образом университеты - Московский  и Петербургский. Среди ученых  Московского университета были  широко известны - основатель первой  научной школы зоологов-эволюционистов  К.Ф. Рулье, выдающийся геолог Г.Е. Щуровский, агробиолог и физик, "отец русской агрономии" М.Г. Павлов, астроном Д.М.

      Крупным научным центром в  первой половине XIX в. стал Казанский  университет, основанный в 1804 г. Ректор университета Н.И.  Лобачевский совершил настоящий  переворот в научных представлениях  о природе, открыв в 1826 г.  новую геометрическую систему,  получившую название "неэвклидовой  геометрии". Это открытие ученого  создавало предпосылки для математических  концепций современной физики. Одним  из основателей школы первых  русских химиков стал профессор  университета Н.Н. Зинин. Его  ученик, ректор Казанского университета  в 1860-63 гг. А.М. Бутлеров сделал  важнейшие открытия, положившие  начало органической химии. Впоследствии  оба стали профессорами Петербургского  университета.

      Значительный вклад в развитие  российской науки внесли ученые  Академии наук. Академики М.В.  Остроградский и В.Я. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, физики В.В. Петров, Э.Х. Ленц и Б.С. Якоби - в учении об электричестве, К.М. Бэр - в области эмбриологии. В 1839 г. академиком В.Я. Струве была основана Пулковская обсерватория под Петербургом.

      По инициативе и при участии  Российской академии наук в  начале XIX в. были организованы  многочисленные научные экспедиции, в результате которых были  сделаны крупные географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах, проведены геологические, биологические и этнографические исследования в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Саянах. В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский осуществили первое русское кругосветное плавание, во время которого ими было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах, собраны ценные научные коллекции. В 1819-1821 гг. проведена на судах "Восток" и "Мирный" Ф.Ф. Беллингаузеном и М.П. Лазаревым экспедиция по направлению к Южному полюсу, и в ходе ее в 1820 г. была открыта Антарктида. Морские экспедиции 1815-1829 гг. О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля в Ледовитом и северной части Тихого океана установили точные очертания берегов Северной Азии и Северной Америки. В 1845 г. было создано Русское географической общество, одно из старейших географических обществ мира. Он внесло значительный вклад в изучение географии России и других стран.

      Рост промышленности, успехи в  области математики, физики, химии  и других науках способствовали  развитию технической мысли. Академик  В.В. Петров в 1802 г. продемонстрировал  явление вольтовой дуги и выдвинул  идею о ее практическом применении  для сварки и плавления металлов. Б.С. Якоби плодотворно работал  в области создания электродвигателя  и гальванопластики. В 1832 г. П.Л.  Шиллинг сконструировал и осуществил  первую линию электромагнитного  телеграфа между Петербургом  и Царским Селом. Выдающийся  металлург П.П. Аносов на Урале положил начало металлургии высококачественной стали и раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булата. В 30-е гг. на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостные механики братья Е.А. и М.А. Черепановы построили первый русский паровоз и небольшой участок внутризаводской железной дороги.

      Значительные успехи в первой  половине XIX в. были достигнуты  в области медицины, в частности,  в хирургии. Н.И. Пирогов , профессор  Медико-хирургической академии стал  основоположником военно-полевой  хирургии. В период Крымской войны  1853-1856 гг. он впервые применил  наркоз при операции на поле  боя, неподвижную гипсовую повязку. 

      В развитии гуманитарных наук  в первой половине XIX в. также  были достигнуты значительные  успехи. Эти успехи были связаны  в значительной мере с историей. Все возраставший интерес к  истории - характерное явление  в культурной жизни России  и западноевропейских стран в  первой половине XIX в. Развитие  исторической науки в России  ознаменовалось появлением различных  школ и направлений, возникновением  и вспомогательных исторических  дисциплин - археологии, археографии,  палеографии, нумизматики, геральдики. Специально созданной Археографической  комиссией при Академии наук  началась широкая публикация  русских летописей, исторических  актов. В этот период в области  истории плодотворно работает  Н.М. Карамзин (1766-1826), с 1803 г. официальный  историограф Александра I. В течение  1816-1829 гг. он работал над "Историей  государства Российского" в  12-ти томах, первые 8 томов которого  вышли в 1818 г. Н.М. Карамзин  стал первым историком, сочинения  которого стала читать публика.  Этот труд выдающегося русского  историка имеет непреходящее  значение до наших дней. В первой  половине XIX в. в Московском университете  плодотворно работал первый русский  медиевист (специалист по периоду  средних веков) Т.Н. Грановский (1813-1855). В области российской истории  в этот период начинал работать  С.М. Соловьев (1820-1879), в будущем  ректор Московского университета (1871-77), академик Петербургской Академии  Наук (1872). Он представлял государственную  школу отечественной историографии  и занимался изучением истории  Новгорода, эпохи Петра I, Александра I.

      Общественно-политическая мысль.  Отечественная война способствовала  росту патриотических настроений  в обществе, но также усилила  идейное размежевание, привела к  росту оппозиционных настроений  к существующим порядкам, при  которых русский народ, отстоявший  независимость своей страны, продолжал  оставаться в крепостной зависимости.

      Основным вопросом идейной борьбы  первой половины XIX в. стало отношение  к крепостному праву и самодержавию. Мысль об ограниченном самодержавии, как наиболее приемлемой форме  политической власти в России, была довольно распространенной  в обществе в этой время.  Эту идею изложил крупный государственный  чиновник М.М. Сперанский в  1809 г. в "Плане государственных  преобразований". Но идея М.М.  Сперанского вызвала бурную реакцию  в обществе и резкое сопротивление  официального российского историографа  Н.М Карамзина. В 1811 г. он  подает императору "Записку о  древней и новой России", в  которой писал, что "самодержавие - есть палладиум России", оно  "основало и воскресило страну  и всегда было главным условием  ее политического существования".

      Первыми реализовать идею уничтожения  крепостного права и самодержавия  попытались декабристы, подняв 14 декабря  1825 г. восстание. Большую роль  в своих воззрениях они отводили  просвещению, как силе, способствующей  социальному прогрессу. Но они  считали, что прогресс при существовании  крепостного права, невозможен.

      Во второй четверти общественную  мысль, помимо вопросов о самодержавии, крепостном праве, стали ставить  вопросы о роли народа в  общественном движении, взаимоотношениях  России и Запада и об отношении  к западноевропейскому политическому  и социальному устройству. Ответы  на эти вопросы были разными.  Это привело к появлению различных  течений общественной мысли и  их размежеванию.

   Значительную роль в развитии русской общественно-политической мысли первой половины XIX в. сыграл русский религиозный мыслитель П.Я. Чаадаев (1794-1856). В 1829 - 1831 он создал "Философические письма", опубликованные в 1836 г. в журнале "Телескоп", - размышления о путях человечества к высшей свободе и великому единству, т.е. к царству Божию на Земле. Россия, полагал П.Я. Чаадаев, восприняла религию и культуру от Византии, находившейся вне Востока и Запада, и потому осталась вне истории мировой цивилизации.

      К 30-м годам относится развитие  идей утопического социализма. В  России он распространялся в  форме крестьянского или общинного  социализма (А.И.Герцен), его особенностью было признание приоритета революционных методов борьбы.

Информация о работе Особенности культуры первой половины XIX века