В 40-50-е годы XIX в. формируется
революционный демократизм. Оставаясь
в рамках утопического социализма,
он являлся идеологией, выражавшей
интересы крестьянства.
Революционные демократы общественные
преобразования считали необходимыми,
а путь их видели в революционном
свержении существующего общественного
строя.
2.4.Литература.
Основным
направлением в русской художественной
культуре в первые десятилетия XIX в.
становится романтизм. Он возник в Западной
Европе в конце XVIII - начале XIX вв. Романтизм
- это, прежде всего, особое миропонимание,
основанное на убеждении о превосходстве
"духа" над "материей". По мнению
романтиков, все духовное является
истинно человеческим; напротив, все
материальное, выдвигаясь на первый план,
уродует подлинную природу человека,
оно разобщает людей, становится
источником вражды между ними, приводит
к трагическим ситуациям.
Основоположником русского романтизма
по праву считается В.А.
Жуковский (1783-1852) - поэт, прозаик,
переводчик, автор гимна "Боже,
Царя храни!", воспитатель наследника
российского престола великого
князя Александра Николаевича
(Александра II). В своем литературном
творчестве В.А. Жуковский избрал
главным предметом своей поэзии
мир человеческой души. В романтизме
Жуковского привлекала народная
история, предания народной жизни,
отозвавшиеся в сказках и песнях.
В 1810-1820 гг. наступает расцвет
в творчестве В.А. Жуковского.
Он пишет свои лучшие "русские"
романтические баллады: "Людмила"
(1808), "Светлана" (1808-1812). Взяв за
основу сюжет баллады немецкого поэта
Бюргера "Ленора", В.А. Жуковский создаёт
своё оригинальное произведение. В основу
его фантастического сюжета легли средневековые
религиозные представления, вера в чудесное
спасение или погибель души. Стихия народной
жизни, фольклор становятся для В.А. Жуковского
источником высокой поэзии при написании
одной из его лучших баллад "Светлана"
(1814). Сюжет баллады трактован в рамках
бытовой сцены гаданий девушек "в крещенский
вечерок", что дало возможность поэту
воспроизвести черты русского национального
быта, народных обычаев, обрядов и так
далее. Жуковский тонко и верно передал
состояние души девушки, охваченной романтическим
страхом перед возможными ночными чудесами
и боязнью за жизнь любимого. Его перу
принадлежат не только оригинальные "русские"
баллады, но и талантливые переводы из
зарубежной классики, например, "Лесной
царь".
В своем творчестве он также
обращался к национально-патриотической
тематике. Одним из первых его
патриотических произведений стала
ода "Песнь барда над гробом
славян-победителей" (1805), написанная
после Аустерлицкого сражения. Перед
Отечественной войной В.А. Жуковский работает
над переводом "Слова о полку Игореве",
разрабатывает план исторической поэмы
о временах кн. Владимира. После Бородинского
сражения В.А. Жуковский, в то время офицер
московского ополчения, пишет стихотворение
"Певец во стане русских воинов" (1812),
которое принесло ему всероссийскую славу.
В звонких, торжественных стихах звучала
хвала славным предкам, воспевались вожди
русской армии:
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Таких стихов в России еще
не было. В том же 1812 Д. Бортнянский
создал на основе "Певца…" патриотическую
песнь для хора, ее исполняли в виде застольной
песни с хоровым припевом. Общеизвестно
его участие в судьбе А.С. Пушкина. На руках
В.А. Жуковского умер А.С. Пушкин, В.А. Жуковский
стал опекуном его детей.
Творчество В.А. Жуковского оказало
огромное влияние на становление
А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова, Н.В.
Гоголя и других писателей.
Под влиянием творчества В.А.
Жуковского, других поэтов-романтиков
в русской литературе формируется
понимание национальной самобытности
и народности литературы. В 20-е
гг. понятие "народность" отождествлялось
с национальной самобытностью,
т.е. с особенностями уклада
народной жизни, быта, костюма
и т.д.
В 30-40-е гг. идейные искания
приводят к более глубокому
понятию народности. Развивая и
углубляя понятие народности
литературы, классики русской критики
в качестве необходимого ее
условия считали соответствие
изображаемого писателем в своих
произведениях жизненной правде.
В 40-е гг. развитие художественной
культуры характеризовалось движением
от романтизма к реализму. В
литературе это движение связано
с именами А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Огромную роль в развитии русской
национальной литературы и культуры
сыграл А.С. Пушкин (1799-1837) - великий
русский писатель, родоначальник
новой русской литературы, создатель
современного русского литературного
языка.
Уже в первых юношеских стихах,
написанных в период обучения
в Царскосельском лицее (1813 по
1817 гг.), проявились искренность,
откровенность, прямодушие, непосредственность,
честность и смелость натуры
А.С. Пушкина. В 1815 г., на лицейском
акте, Пушкин прочитал свое стихотворение
"Воспоминания в Царском Селе"
- в присутствии самого Г.Р.
Державина.
Первым большим по объему произведением
А.С. Пушкина была поэма "Руслан
и Людмила" (1820). В день окончания
поэмы В.А. Жуковский подарил
Пушкину свой портрет с искренней
надписью - "Победителю-ученику от
побежденного учителя". Это была
правда: в 1820 г. А.С. Пушкин уже
превзошел своего учителя - В.А.
Жуковского (первого учителя - Державина
он превзошел еще в лицее). В
это же время и К.Н. Батюшков
(третий учитель Пушкина) признал
превосходство поэта и воскликнул:
"Злодей, как он стал писать".
А.С. Пушкин хотел создать произведение
шекспировского масштаба . Н.М. Карамзин
из русской истории подсказал ему сюжет.
В 1825 А.С. Пушкиным была закончена трагедия
"Борис Годунов". К этому времени
поэт достиг полной творческой зрелости
и желаемой цели. В поэме А.С. Пушкин затронул
не только основные проблемы русской литературы
XIX в., но всей русской истории: народ и
власть, роль личности и народа в истории.
Характеры главных лиц этой трагедии:
Бориса Годунова, Самозванца, Марины, Шуйского
и др., - даны полно, цельно, в диалектической
динамике и их личных переживаний, и их
взаимоотношений друг с другом. Знаменитый
монолог Бориса Годунова является, пожалуй,
вершиной творчества А.С. Пушкина:
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. -
………………………………………
Ах! Чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
………………………………………
Да, жалок тот, в ком совесть
нечиста.
Огромную, решающую роль в этой
трагедии играет невидимый главный
герой - народ (См. дополнительный
иллюстративный материал). Гениальна
последняя фраза трагедии: "Народ
безмолвствует".
Осенью 1830 г. поэт вынужденно проводит
в имении Болдино, часть которого
выделил ему отец ввиду женитьбы
на Наталье Гончаровой. Эта "болдинская
осень", проведенная в полном
уединении, оказалась очень плодотворной
для творчества. Такого прилива
вдохновения и работоспособности
у него еще никогда не было.
В эту осень А.С. Пушкин написал:
две последние главы "Евгения
Онегина", "Домик в Коломне",
четыре "малых трагедии" ("Скупой
рыцарь", "Моцарт и Сальери",
"Пир во время чумы" и "Дон
Жуан", впоследствии названный
"Каменный гость"), пять "Повестей
Белкина" в прозе и около
30 прекрасных стихотворений, среди
которых были такие шедевры,
как "Бесы", "Осень", "Безумных
лет угасшее веселье", "В
начале жизни школу помню я",
"Для берегов отчизны дальной".
Главным творением "болдинской
осени" является роман в
стихах "Евгений Онегин", над
которым поэт работал семь
лет (1823-31). В романе А.С. Пушкин
поставил себе целью отобразить
явление типично русского байрониста
на фоне широкой картины русской
жизни того времени, т. е. 20-х
гг. XIX в. Главное лицо романа, конечно,
Татьяна. Это - идеальный образ
русской женщины, идеальный женский
образ во всей мировой литературе.
Вся образованная Россия знала,
ценила и беззаветно любила
своего национального гениального
поэта. В оценке этой любви
поэт Ф.И. Тютчев был прав: "Тебя,
как первую любовь, России сердце
не забудет" (См. дополнительный
иллюстративный материал).
В становлении реализма в литературе
важная роль принадлежит русскому
поэту М.Ю. Лермонтову (1814-1841). Уже
в своих ранних романтических стихах (1828-34),
выходящих за рамки ученичества, М.Ю. Лермонтов
пытается осмыслить свое внутреннее "я",
личные отношения с окружающим миром и
мирозданием. В них отразились трагедия
одинокой личности, мятежность, скептицизм,
проблемы "жизни назначенья" (Поэт",
1828; "Русская мелодия"; 1829; "Нет,
я не Байрон…", 1832). Но М.Ю. Лермонтов
осознает свое высокое предназначение.
В 1835-39 гг. М.Ю. Лермонтов достигает
творческой зрелости. В этот период
он работает напряженно, создавая
яркие образцы почти во всех
жанрах: драма "Маскарад" (1835), поэмы
"Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого
купца Калашникова" (1837), "Мцыри"
(закончена в 1839), большая часть
романа "Герой нашего времени"
(1840) и ряд выдающихся лирических
шедевров, принесших поэту всеобщую
известность ("Смерть поэта",
1837; "Дума", "Поэт", 1838; "Три
пальмы", "Молитва", 1839 и др.).
В эти годы М.Ю. Лермонтов
близок к завершению своего
итогового грандиозного труда
- философской поэмы "Демон",
которая будет окончена в 1839
году.
В этих произведениях М.Ю. Лермонтов
сосредоточился на анализе соотношения
в человеке света и тьмы, благородной
силы и слабости, идеально-высокого
и низменного и пошлого. В
наибольшей отчетливостью эти
признаки поэтического мышления
поэта проявились в драме "Маскарад"
(1835). Все в светских кругах - "маскарад",
порою и сама человеческая
честь. Главный вопрос драмы
- как же жить? По совести, оправдывая
свое появление на свет добродеянием
и трудом, или - за счет изощренности, "обгона"
других, считая, что человеческая жизнь
- "игра", ринг, где побеждает лишь
"сильный" да "изворотливый",
пренебрегая законами чести?
М.Ю. Лермонтов поднял одну
из самых злободневных социально-философских
тем в жизни человека. Перипетии
пьесы убеждают читателя, что
жизнь - отнюдь не игра. Когда
человек в своей жизни расходится
с законами Мироздания, то его
жизнь превращается в трагедию.
Вершиной литературного реализма
М.Ю. Лермонтова стал роман
"Герой нашего времени" (1840).
Печорин "гоним" своим обществом
и презирает его, находя в
нем бездушие и пошлость. Выученик
абстрактного философизма по западному
образцу, Печорин лишен чувства отчизны,
чувства России. Оторвавшись от отечественных
традиций, герой не знает, что делать с
собой. Действительная жизнь, которую
он понимал в чем-то глубже окружающих
его людей, нравственные ценности русского
народа, - все это не затронуло героя, не
вошло в плоть и кровь его деяний, чувств.
По возвращении из Персии - многозначительная
деталь: знак чужбины! - Печорин умирает.
Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в
русской литературе. "Мертвые души"
(1-й том вышел в 1842 г.) - одно из ярких реалистических
изображений русской жизни того времени.
В первой половине XIX в. русская
литература все более приобретает
характер учительства и сострадательности.
Социальность русской литературы,
ее сопричастность общественной
жизни - общепризнанная особенность
и характерная черта. Одним
из открытий писателей "натуральной
школы" был "маленький человек"
с его нелегкой житейской судьбой.
2.5.Театр.
Все
более заметную роль в общественно-культурной
жизни общества в первой половине
XIX в. играл театр.
В начале XIX в. сложилась сеть русских Императорских
театров, которые управлялись "министерством
двора Его Императорского Величества".
В России вплоть до 1882 г. действовала так
называемая государственная театральная
монополия, так как театр считался искусством
идеологическим, требующим пристального
надзора. В подчинении двора было два театра
в Петербурге - Александринский Михайловский
- и два в Москве - Большой и Малый. Репертуар
этих театров почти совпадал, что объясняется
не очень богатым выбором пьес и единым
руководством.
В культурной жизни Петербурга
в первой половине XIX в. пальма
первенства переходит к Александринскому
театру (ныне - Российский государственный
академический театр драмы им.
А.С. Пушкина). К этому времени
главный театр Петербурга - Большой
каменный (1783) из-за плохой акустики
постепенно приходит в упадок.
С 1828 по 1832 г. архитектор К. России
строит здание нового театра,
который первоначально получает
название "Малого". Торжественное
открытие театра состоялось в
1831 г. патриотической трагедией
М.В. Крюковского "Князь Пожарский".
В честь жены императора Николая
I Александры Федоровны театр
получил название "Александринский".
В Москве в октябре 1824 г.
в на Петровской (ныне Театральной)
площади открывается Императорский
театр. В январе 1825 года на той
же площади после пожара 1812 года
был реконструирован и другой
театр, который из-за его размеров
стали именовать Большим (до
этого он назывался Петровским),
а первый театр стали именовать
Малым. Вначале театры имели
общую труппу и представляли
вниманию публики оперные, балетные
и драматические спектакли. Но
постепенно Малый стал специализироваться
на драматических постановках,
а Большой - на опере и балете.
Одним из представителей романтизма
на русской сцене был замечательный
русский актер П.С.Мочалов . С 1824 г.
его актерская судьба была связана с Малым
театром. В своей актерской игре стремился
в первую очередь к раскрытию конфликта
героя с действительностью. Был наделен
"пламенным" темпераментом, его игра
отличалась бурной эмоциональностью,
богатством оттенков, стремительными
переходами от спокойствия к возбуждению.
Его прославили роли Гамлета ("Гамлет"
У. Шекспира), Карл Моор, Фердинанд ("Разбойники",
"Коварство и любовь" Ф. Шиллера),
Чацкий ("Горе от ума" А.С. Грибоедова).