Драматургия А.С. Грибоедова, Н.В.
Гоголя, особенно А.Н. Островского
способствовала утверждению реалистической
драмы в театральном репертуаре.
Реформатором актерского искусства,
основоположником реализма на
русской сцене был великий
актер М.С.Щепкин (1788-1863). До 1822 г. он был
крепостным, играл в крепостном театре.
С 1824 г. - актер Малого театра. На сцене
утверждал просветительское значение
театра, разрабатывал принципы искусства
перевоплощения. Во многом определял идейные
и художественные позиции Малого театра.
Его лучшие роли - в произведениях сатирической
направленности: Фамусов ("Горе от ума"
А.С. Грибоедова), Городничий ("Ревизор"
Н.В. Гоголя), а также "униженных и оскорбленных"
- Муромский ("Свадьба Кречинского"
А.С. Сухово-Кобылина), Кузовкин ("Нахлебник"
А.С. Тургенева).
На сцене русского театра появляется
целая плеяда замечательных русских
актеров - Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин,
ПС. Мочалов, М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов.
В этот период начинается становление
режиссуры, искусства оформления спектакля.
2.6.Музыка.
Отечественная война 1812 г. оказала
огромное воздействие на развитие
русской музыки. Композиторы стали
чаще обращаться к героико-патриотическим,
национальным сюжетам (опера К.А.
Кавоса "Иван Сусанин", 1815).
Видным представителем романтизма
в русской музыке был А.Н.
Верстовский (1799-1862 года), российский
композитор и театральный деятель
- автор опер, романсов, баллад. А.Н.
Верстовский был одним из основоположников
русской оперы-водевиля. Его опера-водевиль
"Бабушкины попугаи" (перевод
с французского П.И. Хмельницкого)
была поставлена в 1819 г. в
Петербурге; за ней последовали
оперы-водевили: "Карантин" (1820), "Новая
шалость, или Театральное сражение"
(1882, в сотрудничестве с Маурером
и Алябьевым); "Дом сумасшедших, или
Странная свадьба" (1822). Настоящую славу
дала Верстовскому опера "Аскольдова
могила" (либретто Загоскина), поставленная
в Москве в 1835 г. со знаменитым Петровым
в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов
она была дана в императорских театрах
- в Петербурге около 200, в Москве более
400 раз. А.Н. Верстовский - автор нескольких
десятков романсов, в числе которых "Черная
шаль" (сл.А.С. Пушкина), а цыганский романс
"Старый муж, грозный муж" (сл. А.С.
Пушкина) исполняла не раз Полина Виардо.
В обществе усилился интерес
к камерным и публичным концертам.
Внимание многих композиторов, писателей,
художников привлекали музыкальные
вечера у А.А. Дельвига, В.Ф.Одоевского.
Большую популярность в Москве приобрел
литературно-музыкальный салон княгини
Зинаиды Волконской на Тверской (ул. Горького,
14), бывший, по словам Вяземского, "изящным
сборным местом всех замечательных и отборных
личностей современного общества".
Огромным успехом пользовались летние
концертные сезоны в Павловске, где находился
"Малый двор" наследника престола
Павла Петровича.
Основоположником русской национальной
классической композиторской школы
стал М.И.Глинка (1804-1857). М.И. Глинка -
создатель русской музыкальной классики.
Его музыка вывела русскую школу на мировой
уровень по художественному совершенству
и профессиональному мастерству. Он по-новому
решил проблему национального в музыке.
Он очень хорошо чувствовал национальный
русский характер и выразил в музыке русский
героический дух, а так же создал образцы
русской национальной лирики. В 1836 на сцене
петербургского Большого театра была
поставлена героико-патриотическая историческая
опера Глинки "Иван Сусанин". М.И.
Глинка подчеркнул народное начало оперы,
прославил крестьянина-патриота, величие
характера, мужество и несгибаемую стойкость
русского народа.
Наряду с М.И. Глинкой основоположником
русской классической музыки
был А.С. Даргомыжский (1813-1869). Его
главное произведение - опера "Русалка"
(1855, по драматической поэме А.С.
Пушкина) знаменовало рождение
нового жанра русской оперы
- народной бытовой психологической
драмы. А.С. Даргомыжский выступил
новатором в музыке, привнеся
в нее новые приемы и средства
музыкальной выразительности (мелодичный
речитатив в опере "Каменный
гость"). А.С. Даргомыжский оказал
значительное влияние на композиторов
"Могучей кучки" (М.А. Балакирев,
П.И. Чайковский и др.).
2.7.Архитектура.
Главенствующий художественный
стиль начала века в архитектуре
- зрелый, или высокий, классицизм,
в научной литературе, особенно
начала XX столетия, часто именуемый
русским ампиром. Русская архитектура
этого периода решает большие
градостроительные задачи: в Петербурге
и Москве архитектурно оформляется
центр города, Москва после пожара
1812 г., когда выгорело 70% зданий, по
сути отстраивалась заново. Идеалом
становится античность в ее
греческом варианте. Широко используется
дорический (более строгий) ордер,
большую роль в облике здания
играет скульптура, большое значение
имеет цвет зданий (обычно колонны
и статуи - белые, фон - желтый
или серый). Сооружается очень
много общественных зданий: учебные
заведения, театры, ведомства и
т.д.
Великим зодчим, работавшим
в стиле ампир, был А.Н. Воронихин (1759-1814).
Он родился на Урале в семье крепостного
графа А.С. Строганова - президента Академии
художеств, одного из богатейших людей
своего времени. Главное его творение
- Казанский собор (1801-1811).
Ведущим петербургским архитектором
"русского ампира" был К.И.
Росси (1777-1849). Первоначальное архитектурное
образование Росси получил в
мастерской Бренны, затем совершил
поездку в Италию, где изучал
памятники античности. К.И. Росси
- автор планов реконструкции
13 площадей в центре Петербурга
и 12 улиц.
В 1819-1825 гг. под его руководством
возводится Михайловский дворец.
Одновременно (1819-1829 гг.) Росси занимается
оформлением Дворцовой площади.
Одним из замечательных ансамблей
К.И. Росси был Александринский
театр, построенный по последнему
слову техники того времени,
прилегающую к нему Александринскую
площадь. Театр получил название в честь
супруги императора Николая I Александры
Федоровны.
Последнее творение
К.И. Росси в Петербурге - здание
Сената и Синода (1829-1834) на знаменитой
Сенатской площади. Уже в этом
творении великого архитектора
видны новые черты, характерные
для позднего творчества зодчего
и последнего периода ампира
в целом: некоторой дробности
архитектурных форм, перегруженности
скульптурными элементами, жесткости,
холодности и помпезности.
В Москве в это время работали
не менее замечательные архитекторы.
В войну 1812 г. было уничтожено более 70%
городского жилого фонда - тысячи домов
и более сотни церквей. Сразу после изгнания
французов началось интенсивное восстановление
и строительство новых зданий.
Большая роль в восстановлении
Москвы после пожара 1812 г. принадлежит
О.И. Бове (1784-1834), Д.И. Жилярди (1788-1845) и А.Г.
Григорьев (1782-1868).
2.8.Живопись.
Ведущим направлением живописи
первой трети XIX столетия был
классицизм. Классицизм в живописи
получил название академизма. Но
успехов живопись достигла в
другом русле - в другом русле
- романтизме. Лучшие стремления
человеческой души, взлеты и парения
духа выразила романтическая
живопись того времени, и, прежде
всего, портрет. В портретном
жанре ведущее место принадлежи
О. А. Кипренскому (1782-1836).
Наконец, романтизм находит свое
выражение и в пейзаже. Сильвестр
Феодосьевич Щедрин (1791-1830) начал творческий
путь учеником своего дяди Семена Федоровича
Щедрина с классицистических композиций:
четкое деление на три плана (третий план
- всегда архитектура), по бокам кулисы.
В.А. Тропинин (1776 - 1857) - художник, лишь
к 45 годам освободился от крепостной
зависимости. В.А. Тропинин прожил
долгую жизнь, и ему суждено
было узнать истинное признание,
даже славу, получить звание
академика и стать самым известным
художником московской портретной
школы 20 - 30-х годов. В его
моделях нет романтического порыва
О.А. Кипренского, но в них
подкупает простота, безыскусность,
искренность выражения, правдивость
характеров, достоверность бытовой
детали. Как правило, образ дается
на нейтральном фоне при минимуме
аксессуаров.
Настоящим родоначальником
бытового жанра явился А.Г.
Венецианов (1780-1847). Первые шаги в
"художествах" он сделал
в жанре портрета, создавая удивительно
поэтичные, лирические образы . На
рубеже 10-20-х годов Венецианов уехал из
Петербурга в Тверскую губернию, где купил
небольшое имение. Здесь он и обрел свою
основную тему, посвятив себя изображению
крестьянской жизни. В картине "Гумно"
(1821- 1822, ГРМ) он показал трудовую сцену
в интерьере. Он изображал патриархальный,
идиллический крестьянский быт с огромной
любовью к народной жизни ("Весна",
"На пашне", "На жатве", "Лето").
Русская историческая живопись 30-40-х
годов развивалась под знаком
романтизма. Одним из представителей
этого направления был К.П.
Брюллова (1799-1852). "Последний день
Помпеи" (1830- 1833). Главная мысль
этого произведения - величие и
достоинство человека перед лицом
смерти. Огненная лава надвигается на
город, рушатся здания и статуи, но дети
не оставляют родителей; мать прикрывает
ребенка, юноша спасает возлюбленную;
художник (в котором Брюллов изобразил
себя) уносит краски, но, покидая город,
он смотрит широко открытыми глазами,
стараясь запечатлеть ужасное зрелище.
Даже в гибели человек остается прекрасен.
Картина экспонировалась сначала в Милане,
затем в Париже, в 1834 г. была привезена
в Москву. Везде картина имела шумный успех.
Центральной фигурой в живописи
середины века был А.А. Иванов
(1806-1858). Главным творением художника стала
картина "Явление Христа народу".
Художник избрал библейский сюжет крещения
иудеев Иоанном Крестителем. Следует отметить,
что библейские сюжеты достаточно сложны
для художников, так как высокая степень
духовности сюжетов требует высокой степени
мастерства и высокой степени духовности
самого художника. Весь передний план
обширного полотна А.А. Иванов занял сценой
крещения иудеев Иоанном Крестителем.
В то же время, чувствуя, что Спаситель
должен быть написан как-то особо, ведь
Он еще не пришел, художник после многих
раздумий отделил Его от народа воздушным
пространством и окутал Его фигуру дымкой,
чтобы тем сказать о родстве Его с Небом.
И… связь Богочеловека с людьми разъялась,
расстояние до Господа оказалось слишком
большим. Явления Христа не получилось.
3.Вывод
В истории
культуры России девятнадцатый век
занимает особое место. Это век небывалого
взлета русской культуры, век, когда
Россия выдвинула гениев во всех областях
духовной культуры - в литературе, живописи,
музыке, науке, философии. Россия XIX
в. внесла огромный вклад в сокровищницу
общечеловеческой культуры.
Если в
экономическом и социально-политическом
развитии Россия отставала от передовых
европейских стран, то в культурных
достижениях она не только шла
вровень с ними, но во многом опережала
их. В мировой фонд культуры Россия
внесла замечательные произведения
литературы, живописи, музыки. Русские
ученые сделали выдающиеся открытия
в науке и технике. Подъем русской
культуры был столь велик, что
позволяет называть эту эпоху
золотым веком русской культуры.
XIX век -- «золотой»
-- уникален. Русская цивилизация XIX в. успешно
преодолевала разрыв между отечественными
и европейскими традициями, сохраняя при
этом свою самобытность. Отечественные
ученые внесли серьезный вклад в мировой
научно-технический прогресс и стали известными
за рубежом.
Это было время
нравственно-философских поисков свободы
и справедливости.
4.Использованная литература
1)История
России с древнейших времен до 1861 года
Н.
Павленко, И. Андреев, В. Кобрин, В. Федоров
2)
Автор:Екатерина Королева. История.( http://wikispace.ru/view_post.php?id=354
)
3) Сайт студентов МГУП. Кафедра философии
и социально – гуманитарных наук. (http://mgup-vm.narod.ru/kulturology/doklad06.html
)
4)
Российская Империя-газета
(http://www.rusempire.ru/kultura-rossii/russkaya-kultura-v-pervoy-polovine-xix-veka.html
)
5) Автор: Анна Бабкина. История http://knowledge.allbest.ru/history/2c0a65625a3ad78b4c43a89521216d27.html