Особенности меркантилизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

В XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур. Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство. Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Более того, начиная со времен царствования Петра I, крупное предпринимательство взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию. Эти российские особенности нашли отражение во взглядах первого русского экономиста И.Т.Посошкова (1652-1726), взгляды которого представляют своеобразное сочетание идей, как классической политической экономии, так и меркантилизма.

Файлы: 1 файл

Контр.раб.по истор.эконом.учений.docx

— 49.03 Кб (Скачать файл)

Идеи утопического социализма в  Италии развил Томмазо Кампанелла (1568—1639) — мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда "Город Солнца", следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся, - это строй, основанный на общественной собственности. Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов. Потребление, как и производство, носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.

Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники. Социалистические принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера политического строя. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти. Во главе государства стоит первосвященник; эту должность занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца, который сам уступает ее тому, кто окажется мудрее и ученее его. Происхождение, знатность, имущественное положение и т. п., т. е. все то, что в любом эксплуататорском государстве служит главным критерием при назначении на государственную должность, не имеет никакого значения, да и не может иметь в Городе Солнца, где отсутствует частная собственность, господствует общественная организация производства и распределения, всеобщий обязательный труд, где каждый обязан трудиться. В силу этого здесь действует совершенно иной принцип замещения должностей. Должности распределяются в зависимости от личных достоинств и способностей граждан Города Солнца. «В нашем государстве, писал Кампанелла, должности доставляются исходя из практических навыков и образованности, а не из благосклонности и родственных отношений, ибо мы свели на нет родственные связи. Каждый получает должность в той сфере, в которой он отличается своей добродетелью. И первые должностные лица не могут одних возвеличивать, а других унижать, так как они правят не по своему произволу, но руководствуясь природой, и предназначают для каждого пригодную должность». Все граждане, достигшие 20-летнего возраста, составляют Большой Совет, на собраниях которого они решают вопросы о контроле за действиями должностных лиц. Выступая в защиту простых людей, Кампанелла писал, что жители Города Солнца «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев».

Кампанелла искренне мечтал о создании идеального политического общества. В трактате «0 наилучшем устройстве государства» он говорит, что Мор  «описал вымышленное государство с той целью, чтобы мы по его образцу создали свое государство или, по крайней мере, его отдельные устои». При этом Кампанелла допускает, что если даже не удастся полностью претворить в жизнь идею такого государства, то все же описание его имеет большое значение, как «образец для посильного подражания». Мыслитель отмечает, что идеальное государство не дается богом.

Естественно, что во взглядах Кампанеллы на идеальный общественно-политический строй много наивного и утопического: он смешивал право с нравственностью, не сумел порвать полностью с  религиозной идеологией. Утопические черты в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности и аскетизма, были характерны для того времени.

В трудах Мора и Кампанеллы не говорится  о путях преобразования  существующего  общественно-политического строя  в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действиях в интересах народа. Однако, не смотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3. Левое кейнсианство, его особенности ( Дж. Робинсон).

  В свое время на основе учения Кейнса сложилось левое течение, выступившее с антимонополистических позиций — левое кейнсианство. Оно получило наибольшее распространение в Англии. Его основу составила влиятельная группа экономистов Кембриджского университета, являющегося цитаделью кейнсианства. Возглавила левое кейнсианство Джоан Робинсон. Сторонниками его были Н. Калдор, П. Сраффа, Дж. Итуэлл, Л. Пазинетти и др. Дж. Робинсон одна из первых заявила о кризисе ортодоксального кейнсианства. Отвергая неоклассическую теорию, левые кейнсианцы подвергли критике и концепцию кейнсианской ортодоксии. Они критиковали ортодоксальную концепцию за то, что в ней не нашли отражения и не получили решения социальные проблемы (например, неравенство в распределении доходов), без которых немыслимо позитивное решение вопросов функционирования экономики, ее регулирование. В дальнейшем левое кейнсианство эволюционировало в более широкое течение — посткейнсианство. Левые кейнсианцы составили его основу. Посткейнсианцы продолжили критику ортодоксального варианта, в особенности неоклассицизма. Резкую критику у них вызывает маржинализм. Поставив своей задачей обновление учения Дж. Кейнса и завершение «кейнсианской революции», посткейнсианцы одновременно стремятся довести до логического конца и критику неоклассицизма. Посткейнсианцы опираются не только на теорию Дж. Кейнса. Они используют и другие источники: институционализм, учение Рикардо, концепцию радикалов, экономическую теорию К. Маркса. Примечательна в этом отношении неорикардианская ветвь посткейнсианства, разрабатываемая П. Сраффой, а также Дж. Итуэллом, П. Гареньяни, П. Пазинетти и др., преследующая цель восполнить пробелы в теории стоимости и эффективного спроса. Посткейнсианство представляет также одну из современных разновидностей западных интерпретаций марксистской политэкономии.

Посткейнсианцы обосновали один из вариантов реформирования экономики. Дж. Робинсон и её коллеги ищут не только пути обеспечения устойчивого  динамического равновесия, важнейшим  элементом которого является государственное  регулирование экономических процессов. В их теории большое место занимает устранение неравенства в распределении  доходов на просвещение, здравоохранение  и другие социальные нужды, развитие социального страхования. Всё это  свидетельствует о том, что посткейнсианцы делают акцент на использовании социальных факторов, предусматривая их реализацию через широкую регулирующую деятельность государства, демократизацию экономической  политики, в особенности в области  распределения доходов.

Вторая ветвь посткейнсианства сформировалась в Англии, объединив группу экономистов Кембриджского университета. Оно унаследовало основные постулаты и экономическую программу левого кейнсианства,  возглавлявшегося Дж. Робинсон. 

  Левое кейнсианство - это течение  в рамках кейнсианской традиции  выступившее с общедемократических,  антимонополистических  позиций.  Сторонниками его являются такие  известные экономисты как Н.Калдор, П.Сраффа, Дж.Итуэлл, Л.Пазинетти и др.  Дж. Робинсон и ее сторонники резко критиковали не только неоклассическую концепцию. Дж.  Робинсон  еще в 1940-1950-х гг. выступила с заявлением  о кризисе ортодоксального кейнсианства, об искажении его представителями учения Дж.Кейнса. Главный порок их учения она видела в том, что они не учитывали ряда социальных характеристик рыночной экономики, таких как гнет монополий, неравенство в распределении доходов и т.п. Робинсон считала, что без решения этих социальных проблем немыслимо эффективное функционирование экономики и ее регулирование.

  В итоге левое кейнсианство  выдвинуло свой вариант теории  экономического роста и собственную  модель государственного регулирования экономики. Опираясь на ключевые положения теории Кейнса, они попытались по иному решить вопрос о перспективах эволюции экономической системы капитализма, включив в концепцию экономического роста свою модель распределения и свой вариант структурных преобразований экономической системы.

 Используя кейнсианскую теорию  эффективного спроса, Дж. Робинсон связала его динамику не столько со случайными психологическими факторами, определяющими склонности к потреблению и инвестициям, а с распределением дохода и господством монополий.   Она видела причину нестабильности современной рыночной экономики в углубляющемся неравенстве  распределения национального дохода. Именно этот фактор, по ее мнению, порождает хроническую тенденцию к тому, что спрос на товары падает ниже производственных возможностей промышленности. Все негативные проявления в экономике (экономические кризисы перепроизводства, недогрузка производственных мощностей, рост безработицы) рассматривались левыми кейнсианцами  как следствие низкого уровня  доходов основной части населения, с одной стороны, и нежелания увеличивать свое потребление богатых слоев общества — с другой.

 Это позволяет нам сделать  вывод, что левые кейнсианцы  исходили теории недопотребления.  Главными факторами, вызывающими  недопотребление они считали  усиление гнета монополий и   углубляющееся неравенство в  распределении национального дохода. Этим объясняется падение заработной  платы ниже стоимости предельного  продукта труда и ее общий  низкий уровень.  Практический  выход из такой ситуации левые  кейнсианцы видели в реформировании  экономической системы капитализма  и, прежде всего, в устранении неравенства, в распределении доходов в пользу трудящихся. Инструментами, по их мнению, должны быть - прогрессивная система налогообложения, контроль над монополиями, политика предупреждения кризисов перепроизводства, сдерживания инфляции и обеспечения полной занятости.

  Большое внимание левые кейнсианцы  отводили проблеме обеспечения  устойчивого сбалансированного  роста. По мнению Дж. Робинсон, условиями такого роста является  постоянство в соотношении заработной  платы и прибыли, недопущение  изменения пропорции распределения  в пользу последней. В решении  основной социальной проблемы - устранения  глубокого неравенства в распределении  доходов в обществе — левые  кейнсианцы основную роль отводили  росту заработной платы в соответствии  с повышением производительности  труда.

   Практическое решение такой  задачи связывалась с развертыванием  экономической борьбы трудящихся  за повышение оплаты труда  и улучшение его условий. Ведущая  роль в этом отводилась профсоюзам, рассматривавшимся как главный  фактор, парализующий тенденцию  к монополизации. Это положение  Дж.Робинсон обосновывала в работе  «Накопление капитала» (1956).

   Позже левое  кейнсианство  эволюционировало  в  более   широкое  течение, которое получило  название английского   посткейнсианства. Английское посткейнсианство в качестве своих теоретических источников использовало не только учение  Дж.Кейнса, но и наследие классической политэкономии: акцент на проблемы распределения роднит их с подходом Д.Рикардо, в моделях роста английских посткейнсианцев очевидно также влияние марксистских схем простого и расширенного воспроизводства.  Им также не чужды концепции современного институционализма, широко применяются экономико-математические методы исследования (в частности, идеи  польского экономиста  М.Калецкого).

  Английские посткейнсианцы продолжили критику ортодоксального варианта кейнсианства (настаивают трактовке учения Дж.Кейнса как теории неравновесия), а также неоклассики (отвергают неоклассическую теорию общего экономического равновесия, доказывают несостоятельность концепции рыночного саморегулирования и  неоклассической теории распределения).  Свою задачу английские посткейнсианцы видели в преодолении статичности модели Дж.Кейнса и в распространении кейнсианского краткосрочного анализа на проблемы долгосрочного развития и анализа проблем роста. Они создали теорию, в которой экономический рост, накопление капитала и распределение взаимоувязаны и осуществляются на основе действия реально существующих институтов. В частности, эти институты определяют стремление предпринимателей к накоплению, и борьбу рабочих за увеличение своей доли в национальном доходе.

  В центре внимания посткейнсианцев  - проблема сбалансированного роста,  т.е. проблема поддержания равновесия  в растущей экономике. Логика  следующая: общая сумма сбережений  в обществе складывается как  сумма сбережений из прибыли  и заработной платы и может  меняться в зависимости от  изменения в распределении этих  величин. Отсюда делается вывод  о том, что распределение национального  дохода влияет на его прирост.  Поскольку этот прирост, в свою  очередь, является функцией накопления  капитала, то темп прироста национального  дохода зависит от той доли, какую прибыль занимает в национальном  доходе. Чем выше доля прибыли  в национальном доходе, тем выше  темп накопления.  Однако для  сохранения равновесия в растущей  экономике необходимо, чтобы в  ногу с ростом производства  шел рост эффективного спроса. Для этого, по мнению Робинсон, необходимо поддерживать некий  оптимальный уровень темпа накопления  капитала, который и будет соответствовать  такому распределению национального  дохода, при котором рост эффективного  спроса идет в ногу с ростом  производства. Слишком высокий темп  накопления обусловливает чрезмерно  высокую долю прибыли в доходе  и уменьшает долю рабочего  класса. В этом случае развиваются  инфляционные процессы, вследствие того, что снижение уровня жизни побуждает рабочих бороться за повышение денежной заработной платы в целях сохранения своего привычного уровня существования.

  Слишком низкий темп накопления  приводит к снижению нормы  и доли прибыли и тем самым  уменьшает стимулы для экономического  роста. В экономике возникают  тенденции к стагнации. Однако  тенденция к стагнации может  возникнуть и в условиях слишком  высокой нормы прибыли, если  эта прибыль является результатом  монополии, а не чрезмерно высокой  нормы накопления.

  Дж. Робинсон считала возможным  и желательным рост заработной  платы, соответствующий росту  производительности труда. Повышение  заработной платы (в меру роста  производительности труда), по Робинсон, не только решает проблему  реализации в растущей экономике  в условиях технического прогресса,  но и является важнейшим его  стимулом. Как правило, техника,  обеспечивающая более высокий  уровень производительности труда,  требует больших затрат капитала  на единицу труда. Уровень и  динамика заработной платы определяют  границы прибыльности техники.  Чем выше заработная плата,  тем выгоднее применять менее  трудоемкую, следовательно, более  капиталоемкую технику.

Информация о работе Особенности меркантилизма в России