Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа
В XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур. Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство. Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Более того, начиная со времен царствования Петра I, крупное предпринимательство взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию. Эти российские особенности нашли отражение во взглядах первого русского экономиста И.Т.Посошкова (1652-1726), взгляды которого представляют своеобразное сочетание идей, как классической политической экономии, так и меркантилизма.
Идеи утопического социализма в Италии развил Томмазо Кампанелла (1568—1639) — мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда "Город Солнца", следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся, - это строй, основанный на общественной собственности. Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов. Потребление, как и производство, носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.
Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники. Социалистические принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера политического строя. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти. Во главе государства стоит первосвященник; эту должность занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца, который сам уступает ее тому, кто окажется мудрее и ученее его. Происхождение, знатность, имущественное положение и т. п., т. е. все то, что в любом эксплуататорском государстве служит главным критерием при назначении на государственную должность, не имеет никакого значения, да и не может иметь в Городе Солнца, где отсутствует частная собственность, господствует общественная организация производства и распределения, всеобщий обязательный труд, где каждый обязан трудиться. В силу этого здесь действует совершенно иной принцип замещения должностей. Должности распределяются в зависимости от личных достоинств и способностей граждан Города Солнца. «В нашем государстве, писал Кампанелла, должности доставляются исходя из практических навыков и образованности, а не из благосклонности и родственных отношений, ибо мы свели на нет родственные связи. Каждый получает должность в той сфере, в которой он отличается своей добродетелью. И первые должностные лица не могут одних возвеличивать, а других унижать, так как они правят не по своему произволу, но руководствуясь природой, и предназначают для каждого пригодную должность». Все граждане, достигшие 20-летнего возраста, составляют Большой Совет, на собраниях которого они решают вопросы о контроле за действиями должностных лиц. Выступая в защиту простых людей, Кампанелла писал, что жители Города Солнца «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев».
Кампанелла искренне мечтал о создании
идеального политического общества.
В трактате «0 наилучшем устройстве
государства» он говорит, что Мор
«описал вымышленное
Естественно, что во взглядах Кампанеллы
на идеальный общественно-
В трудах Мора и Кампанеллы не говорится
о путях преобразования существующего
общественно-политического
3. Левое кейнсианство, его особенности ( Дж. Робинсон).
В свое время на основе учения Кейнса сложилось левое течение, выступившее с антимонополистических позиций — левое кейнсианство. Оно получило наибольшее распространение в Англии. Его основу составила влиятельная группа экономистов Кембриджского университета, являющегося цитаделью кейнсианства. Возглавила левое кейнсианство Джоан Робинсон. Сторонниками его были Н. Калдор, П. Сраффа, Дж. Итуэлл, Л. Пазинетти и др. Дж. Робинсон одна из первых заявила о кризисе ортодоксального кейнсианства. Отвергая неоклассическую теорию, левые кейнсианцы подвергли критике и концепцию кейнсианской ортодоксии. Они критиковали ортодоксальную концепцию за то, что в ней не нашли отражения и не получили решения социальные проблемы (например, неравенство в распределении доходов), без которых немыслимо позитивное решение вопросов функционирования экономики, ее регулирование. В дальнейшем левое кейнсианство эволюционировало в более широкое течение — посткейнсианство. Левые кейнсианцы составили его основу. Посткейнсианцы продолжили критику ортодоксального варианта, в особенности неоклассицизма. Резкую критику у них вызывает маржинализм. Поставив своей задачей обновление учения Дж. Кейнса и завершение «кейнсианской революции», посткейнсианцы одновременно стремятся довести до логического конца и критику неоклассицизма. Посткейнсианцы опираются не только на теорию Дж. Кейнса. Они используют и другие источники: институционализм, учение Рикардо, концепцию радикалов, экономическую теорию К. Маркса. Примечательна в этом отношении неорикардианская ветвь посткейнсианства, разрабатываемая П. Сраффой, а также Дж. Итуэллом, П. Гареньяни, П. Пазинетти и др., преследующая цель восполнить пробелы в теории стоимости и эффективного спроса. Посткейнсианство представляет также одну из современных разновидностей западных интерпретаций марксистской политэкономии.
Посткейнсианцы обосновали один из
вариантов реформирования экономики.
Дж. Робинсон и её коллеги ищут не
только пути обеспечения устойчивого
динамического равновесия, важнейшим
элементом которого является государственное
регулирование экономических
Вторая ветвь посткейнсианства сформировалась в Англии, объединив группу экономистов Кембриджского университета. Оно унаследовало основные постулаты и экономическую программу левого кейнсианства, возглавлявшегося Дж. Робинсон.
Левое кейнсианство - это течение
в рамках кейнсианской
В итоге левое кейнсианство
выдвинуло свой вариант теории
экономического роста и
Используя кейнсианскую
Это позволяет нам сделать
вывод, что левые кейнсианцы
исходили теории
Большое внимание левые
Практическое решение такой
задачи связывалась с
Позже левое кейнсианство
эволюционировало в более
широкое течение, которое
Английские посткейнсианцы продолжили критику ортодоксального варианта кейнсианства (настаивают трактовке учения Дж.Кейнса как теории неравновесия), а также неоклассики (отвергают неоклассическую теорию общего экономического равновесия, доказывают несостоятельность концепции рыночного саморегулирования и неоклассической теории распределения). Свою задачу английские посткейнсианцы видели в преодолении статичности модели Дж.Кейнса и в распространении кейнсианского краткосрочного анализа на проблемы долгосрочного развития и анализа проблем роста. Они создали теорию, в которой экономический рост, накопление капитала и распределение взаимоувязаны и осуществляются на основе действия реально существующих институтов. В частности, эти институты определяют стремление предпринимателей к накоплению, и борьбу рабочих за увеличение своей доли в национальном доходе.
В центре внимания
Слишком низкий темп
Дж. Робинсон считала возможным
и желательным рост заработной
платы, соответствующий росту
производительности труда.