Особенности политического развития Индии в 90-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:48, статья

Описание работы

В связи с распадом Советского Союза индийские политики, общественные деятели и ученые разных направлений уделяли особое внимание вопросам, связанным с судьбой социализма, социалистических идей. Это и понятно. Ведь в Индии идея социального равенства пустила глубокие корни в общественном сознании. Социализм – в разном его толковании – стал популярным лозунгом практически всех политических партий и групп, за исключением крайне правых, которые выражали свое удовлетворение тем, что «социалистический эксперимент в СССР» не состоялся, а социализм «ушел» из политической жизни.

Файлы: 1 файл

Osobennosti_politicheskogo_razvitia_Indii_v_90-e.docx

— 52.15 Кб (Скачать файл)

В правительстве  ОФ возникла проблема согласованных  действий по ряду важных вопросов, включая  проблему терроризма и сепаратистских настроений на северо-востоке страны. Индраджит Гупта, известный индийский политик, лидер КПИ и министр внутренних дел в правительстве ОФ, говорил, что премьер-министр ни разу не советовался с ним по этим и другим крупным вопросам[1038].

Между тем в руководстве  Конгресса произошли драматические  события. В поражении Конгресса  на выборах 1996 г. был обвинен бывший премьер-министр и президент этой партии Нарасимха Рао. Он был устранен с этого поста, и новым президентом Конгресса стал Ситарам Кесри, бывший казначей партии. В апреле 1997 г. он объявил, что Конгресс отзывает свою поддержку правительства ОФ, так как премьер-министр не считается с мнением Конгресса.

21 апреля того  же года Индер Кумар Гуджрал, который был в правительстве ОФ министром иностранных дел, заменил на посту премьер-министра Деве Гоуду. Однако уже 28 ноября 1997 г. Конгресс заявил, что вновь отзывает поддержку правительства ОФ. На этот раз поводом послужила публикация в августе 1997 г. предварительного доклада комиссии под руководством судьи Милап Чанд Джайна, расследовавшей убийство Р. Ганди. В докладе партия ДМК обвинялась в том, что позволила Тиграм освобождения тамил илама найти прибежище в Тамилнаду, когда ДМК находилась там у власти в 1991 г. Конгресс потребовал от И.К. Гуджрала уволить из его правительства трех министров, принадлежавших к ДМК. Но получил отказ. (Отметим, что в окончательной версии комиссии Джайна это обвинение ДМК и главного министра Тамилнаду М. Карунанидхи было снято.)

Одним из заметных событий  во время пребывания правительства  Объединенного фронта у власти было избрание на пост президента Индии  Кочерила Рамана Нараянана в июле 1997 г. Он стал первым далитом в истории страны, который занял этот высший пост в государстве. Единодушное избрание Нараянана президентом Индии представителями всех политических партий в обеих палатах парламента и в законодательных собраниях всех штатов свидетельствовало прежде всего о признании ими самых высоких моральных, духовных и идейных достоинств и качеств этого человека, его выдающихся способностей и недюжинного интеллекта[1039].

После того, как Конгресс лишил правительство ОФ своей  поддержки, оно вынуждено было уйти в отставку. Президент Индии К.Р. Нараянан распустил парламент и объявил о проведении новых парламентских выборов, которые были назначены на февраль 1998 г.

Выборы 1998 г. – победа Национального демократического альянса

Внеочередные парламентские  выборы в Индии (12-е), состоявшиеся в  феврале 1998 г., вновь подтвердили, что  страна продолжала достаточно стабильно  развиваться на основе парламентской  демократии. Выборы показали, что народные массы в своем большинстве  верили в демократический избирательный  процесс, привыкли к именно такой  форме волеизъявления, научились  ценить свое право выбирать.

Эти выборы состоялись менее чем через два года после  предыдущих, то есть до истечения пятилетнего  срока полномочий парламента. БДП  взяла курс на создание коалиции. Первоначально  в нее входило около десятка  партий из разных штатов и разной идеологической и политической направленности. На этих парламентских выборах БДП  получила в парламенте 182 места (25,4% голосов избирателей), Конгресс – 141 место (24,8% голосов), партии Объединенного  фронта – всего 86 мест. БДП вместе с союзниками располагала 250 депутатскими мандатами, что было недостаточно, чтобы  сформировать правительство.

Сразу же после неудачных  для Конгресса выборов Соня Ганди, принимавшая участие в избирательной  кампании, была избрана президентом  этой партии. Руководство Конгресса  вновь попыталось восстановить влияние  партии при помощи привлечения в  его ряды члена семьи Неру–Ганди.

В результате весьма длительных и трудных переговоров  БДП удалось удержать в своей  политической орбите ряд союзников  по предвыборному блоку (например, в  штате Тамилнаду – Всеиндийскую Анна ДМК (Дравидскую прогрессивную федерацию имени Аннадураи – ВИАДМК), пойдя на компромисс с ними по ряду программных установок. Но и этих депутатов не хватило, чтобы получить большинство в парламенте. Продолжая действовать в этом направлении, БДП «отколола» от ОФ партию Телугу десам, лидер которой Ч.Б. Наиду, главный министр в штате Андхра-Прадеш, и был основным организатором Объединенного фронта левых и левоцентристских партий. Эта партия согласилась поддержать БДП извне, не входя в состав правительства. Один из 12 депутатов от Телугу десам стал спикером нижней палаты парламента. Это был Г.М. Балайоги – бывший неприкасаемый. Его избрание на этот высокий и престижный пост было беспрецедентным в истории индийского парламентаризма. Сыграло на руку БДП и то, что еще один бывший участник предыдущего правительства ОФ – Национальная конференция (Кашмир) – воздержалась при голосовании вотума доверия. Кроме того, назначенные членами парламента в соответствии с конституцией два представителя от общины англо-индийцев также выступили в поддержку правительства.

В ходе формирования правительства, которое продолжалось почти месяц, ни одна из партий –  ни БДП, ни Конгресс – не располагала  решающим большинством в парламенте. Поэтому для достижения цели использовались всевозможные приемы и способы. Имевшая  больше депутатов, чем Конгресс, БДП  не хотела упускать исторический шанс сформировать правительство. В итоге  ей удалось создать коалицию из 18 партий – Национальный демократический  альянс (НДА).

Во время решающей схватки в парламенте в конце  марта 1998 г. за вотум доверия НДА  во главе с БДП проголосовали 274 депутата, против – 261. Премьер-министром  стал А.Б. Ваджпаи. В последующие недели БДП даже несколько упрочила свои позиции, получив еще три депутатских мандата в округах, где выборы по разным причинам состоялись позже.

На выборах 1998 г. на долю двух крупнейших партий пришлось почти одинаковое число голосов  избирателей: Конгресс – 25,4%, БДП – 25%. Таким образом, они имели в  своем активе немногим более половины голосов избирателей (в пик своего влияния Конгресс в одиночку набирал  до 49% голосов). Остальные голоса избирателей  распределились среди рекордного числа  партий – 38, представленных в парламенте. (В 1996 г. их было 29.) Все кандидаты  избирались в соответствии с мажоритарной системой – от «одномандатных округов» (по российской терминологии). Помимо БДП  и Конгресса, в парламенте 1998 г. было еще шесть относительно крупных  партий, которые располагали следующим  числом депутатов: КПИ(м) – 32, Самаджвади парти – 20, Всеиндийская Анна ДМК – 18, Раштрия джаната дал (Народная партия отечества) – 17, Телугу десам парти – 12, Самата парти (Партия равенства) – 12. Еще семь партий имели от шести до десяти мандатов, одиннадцать партий – от двух до пяти мандатов, а каждая из остальных партий (их более десяти) была представлена всего одним депутатом[1040].

Таким образом, можно  было говорить о тенденции ослабления влияния Конгресса, критически усилившейся  в 1990–е годы. Его массовая поддержка  по сравнению с наивысшим показателем  сократилась почти в два раза. Потеря влияния партии была заметна  в штатах, и особенно в таких  крупных, как Уттар-Прадеш, Бихар, Тамилнаду и Западная Бенгалия (с общим населением более 350 млн. человек). В апреле 1998 г. Конгресс возглавлял правительства всего в двух штатах (Мадхъя-Прадеше и Ориссе). И, тем не менее, Конгресс продолжал оставаться единственной партией, сохранявшей политическое присутствие в партийных и государственных органах власти повсюду в стране.

В свою очередь, БДП  также стала приобретать черты  общеиндийской партии. Если раньше ее влияние ограничивалось преимущественно северными штатами, то после выборов 1998 г. она – во многом благодаря союзу с местными партиями – смогла обеспечить значительное присутствие на Юге (штат Карнатак) и Востоке (штат Орисса). Однако БДП еще не стала общеиндийской партией в подлинном смысле этого слова.

А.Б. Ваджпаи в качестве премьер-министра сразу же после получения вотума доверия в парламенте заявил, что программа правительства – результат коллективных решений всех партий коалиции. «Консенсус должен быть мантрой для всех последующих действий правительства», – сказал он. Вместе с тем консенсус не является признаком слабости или принуждения кого-либо из участников коалиции. «Он уходит корнями в реальности многообразной плюралистической политики Индии», – подчеркнул премьер-министр[1041].

Возглавивший коалиционное правительство 71-летний А.Б. Ваджпаи был известен как один из наиболее видных руководителей БДП, крупный деятель общенационального масштаба, имевший большой опыт политической деятельности. Он был одним из основателей партии в 1950-е годы, активно работал в РСС – Союзе добровольных служителей нации, являющегося, по существу, главной идеологической и организационной базой БДП. В конце 1970-х годов Ваджпаи как представитель своей партии входил в состав коалиционного правительства Джаната парти в качестве министра иностранных дел[1042].

Итак, в 1998 г. к власти в Индии пришла коалиция партий, политическое лицо которой определялось прежде всего БДП. По мнению лидеров  БДП, успех партии был во многом связан с движением за «восстановление» храма Рамы в Айодхъе. «Мы присоединились к этому движению, – писал Ваджпаи, – потому что Господь Рама воплощает в себе наш культурный национализм. При помощи этого движения мы смогли высвободить подавленные ранее устремления миллионов индийцев и направить их националистический порыв на строительство нашего государства. Это движение воочию доказало, что если Рама являет собой идеал поведения, то Рама Раджья (государство Рамы) представляет идеал правления»[1043].

Приход БДП и  ее союзников к власти и первые их заявления вызвали настороженность  и критику со стороны оппозиции, прежде всего Конгресса и партий Объединенного фронта. Они выражали обеспокоенность тем, что БДП  будет действовать при помощи «дистанционного контроля» со стороны  РСС, а не самостоятельно, что может  привести к утрате секуляризма в политике и общественной жизни и созданию в конечном итоге теократического индусского государства.

А.Б. Ваджпаи и президент партии Л.К. Адвани (министр внутренних дел в новом правительстве) решительно опровергали такие обвинения, хотя и подтвердили свои связи с РСС. Л.К. Адвани заявил, что он состоял в этой организации с 14-летнего возраста и не собирается отказываться от провозглашенных БДП в предвыборном манифесте путей решения ряда проблем. К их числу относились: разработка и принятие единого гражданского кодекса (по вопросам семьи, брака и наследования); отмена статьи 370-й Конституции Индии, предусматривавшей ограничение права парламента издавать законы для штата Джамму и Кашмир; и строительство храма Рамы в Айодхъе[1044].

Все эти проблемы были связаны воедино в главном  – отношении к мусульманскому меньшинству в Индии, составлявшему  более 13% населения. Индийские мусульмане в основном придерживались частного мусульманского права в вопросах семейно-брачных отношений и наследования. И хотя принятие Единого гражданского кодекса предусмотрено статьей 44-й  Конституции Индии, они опасались, что это могло привести к размыванию социальных устоев их общины и потере идентичности. Что касается отмены статьи 370-й конституции, то это означало бы лишение штата Джамму и Кашмир с его преимущественно мусульманским  населением особых прав по сравнению  с другими штатами Индии. Это  рассматривалось мусульманами как  стремление подорвать их позиции  в общественно-политической жизни  Индии. Заявление БДП о намерении  построить храм Рамы на месте мечети также вписывалось в общий  сценарий усиления индуизма за счет ослабления мусульманского меньшинства. Все это, по мнению многих обозревателей, могло  бы нанести ущерб испытанной на практике политике секуляризма, которая была одним из фундаментальных принципов общественной жизни в многоконфессиональном индийском государстве.

Программа управления НДА

БДП и ее союзники в правительстве действовали  на основе разработанной ими национальной программы, которая во многом была похожа на предвыборный манифест БДП, но без  включения в нее трех упомянутых ранее спорных вопросов. «Я уверен, – говорил А.Б. Ваджпаи во время избирательной кампании 1998 г., – что Индия вступит в следующее тысячелетие с высоко поднятой головой, сильным и процветающим государством, гордая своим прошлым и уверенная в своем будущем, как ведущий член содружества государств. Чтобы достичь этих целей, мы должны использовать ту же мантру, при помощи которой избавились от иностранного владычества – бескомпромиссный национализм; национализм, граничащий с религиозным рвением… национализм, ставящий наше государство превыше всего»[1045].

Правительство заявляло, что начатый в 1991 г. процесс реформ будет продолжен, но сами «реформы подвергнутся реформированию». Особенностью такого процесса должен стать «сильный акцент»  на использование национальных ресурсов – свадеши, чтобы экономический  рост измерялся категориями растущего  числа рабочих мест и ликвидацией  безработицы. Развитию надлежало иметь  «человеческое лицо». Лидеры БДП  говорили, что индийцы должны быть уверены в том, что построят современную  и процветающую Индию своим трудом. Ваджпаи подчеркивал, что Индия может самостоятельно решить свои проблемы. Она располагает богатыми природными ресурсами, подготовленными техническими кадрами, большими достижениями в науке и технологии. Но все это не означает, что Индия станет проводить политику изоляционизма и превратится в своеобразный остров или что она запретит приток новых идей, новых технологий и иностранных инвестиций.

Национальная программа  правительства предусматривала  направление иностранных инвестиций в ключевые отрасли хозяйства, особенно инфраструктуру и энергетику. В программе  был заложен определенный уровень  протекционизма. Правительство исходило из того, что индийской промышленности потребуются время и всесторонняя помощь, чтобы подготовиться к вызовам глобализации. Тем более что совсем недавно местные предприниматели действовали в рамках защищенного рынка. Государство должно играть важную роль в социальной сфере – здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, обеспечении населения продовольствием и питьевой водой. Вместе с тем правительство выступало за освобождение экономики от государственного контроля[1046].

Проблему роста  населения Индии, которое еще  до 2000 г. должно было достичь одного миллиарда человек, правительство  намеревалось решать при помощи комплекса  мер: путем кампаний по ограничению  рождаемости и введением как  поощрительных, так и ограничительных  мер рождаемости при рекомендуемой  норме в два ребенка. Речь шла  даже о принятии соответствующего закона, который запрещал бы тем, у кого более  двух детей, работать в государственных  учреждениях.

Информация о работе Особенности политического развития Индии в 90-е гг