Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:48, статья
В связи с распадом Советского Союза индийские политики, общественные деятели и ученые разных направлений уделяли особое внимание вопросам, связанным с судьбой социализма, социалистических идей. Это и понятно. Ведь в Индии идея социального равенства пустила глубокие корни в общественном сознании. Социализм – в разном его толковании – стал популярным лозунгом практически всех политических партий и групп, за исключением крайне правых, которые выражали свое удовлетворение тем, что «социалистический эксперимент в СССР» не состоялся, а социализм «ушел» из политической жизни.
Правительство провозглашало
намерение с «равным уважением
относиться ко всем религиям на основе
равенства для всех», уделять
внимание вопросам развития меньшинств
(речь шла, таким образом, и о мусульманах).
БДП заявляла, что «верит в создание
общества, в котором каждый, вне
зависимости от касты, религии или
пола, получит место под солнцем,
общества, в котором оптимизм, имеющиеся
возможности и согласие придадут
импульс построению сильного и процветающего
государства». Особенно большое значение
придавалось пропаганде патриотических
идей. Одновременно подвергались критике
идеи «демократического социализма»:
«Дух национализма, который вдохновлял
наших борцов за свободу, побуждая их
идти на великие жертвы во имя Родины,
хотели подавить при помощи консенсуса,
достигнутого Неру в первые десятилетия
независимости Индии. Но национализм
нельзя убить привнесенными извне
идеологиями или
Правительство во главе с БДП смогло продержаться у власти чуть более одного года. За такой короткий срок трудно было сделать что-то существенное в социально-экономической жизни страны. Но зато уже через полтора месяца после прихода к власти ему удалось провести в мае 1998 г. ядерные испытания, которые вызвали широкий резонанс как в Индии, так и за рубежом (об этом см. главу 41).
Роспуск парламента и назначение новых выборов
14 апреля 1999 г. региональная партия в Тамилнаду ВИАДМК во главе с Джаялалитой отозвала свою поддержку правительства Национального демократического альянса. Президент Индии К.Р. Нараянан попросил премьер-министра Ваджпаи подтвердить в парламенте наличие у НДА большинства в течение трех дней. При тайном голосовании правительство НДА потерпело поражение, получив на один голос меньше, чем оппозиция (269 и 270).
Президент Конгресса Соня Ганди заявила, что ее партия сформирует коалиционное правительство. Однако Конгрессу не удалось заручиться хотя бы минимальным большинством в 272 депутата. Это произошло из-за того, что лидер Самаджвади парти Мулаям Сингх Ядав, имевший 20 депутатов в парламенте, решил не поддерживать Соню Ганди. Об этом еще до голосования он сказал лично Адвани, выдвинув при этом одно условие: БДП не будет пытаться снова сформировать правительство, а пойдет на новые выборы в парламент. Так и произошло. Ядав направил соответствующее письмо президенту Индии. Еще две партии – Форвард блок и Революционно-социалистическая также отказались поддержать Конгресс.
На одной из пресс-конференций Ядав заявил, что его партия спасла страну от «иностранной державы» тем, что отказалась предоставить поддержку правительству меньшинства во главе с Соней Ганди. На вопрос корреспондента, связана ли его оппозиция по отношению к Соне Ганди с тем, что она является итальянкой, Ядав ответил, что его партия считает, что ключевые посты в Индии – президента, вице-президента, премьер-министра и спикера нижней палаты парламента – не должны заниматься иностранцами[1048].
23 апреля 1999 г. Соня
Ганди смогла представить
События последнего десятилетия XX в. и первого десятилетия XXI в. еще раз подтвердили, что создание коалиционных правительств в центре стало не исключением, а определенной закономерностью, обусловленной своеобразием социально-экономических условий в каждом из штатов Индии. Развитие страны по пути политической демократии с первых лет независимости способствовало децентрализации власти.
По мере становления федеративного
государства происходило
Принципиально важным было то, что в ходе развития независимой Индии произошла реальная демократическая децентрализация экономической и политической власти, развились и окрепли региональные экономические и политические элиты, усилилось их собственное мироощущение. По данным ряда опросов, население штатов больше идентифицировало себя с конкретными штатами, чем с центром. Это во многом было связано с тем, что штаты создавались в основном по языковому признаку на традиционной, исторической территории с особенностями культурного и бытового уклада. Власть в штате рассматривалась его жителями как более близкая к ним, их интересам и чаяниям. Это получало свое выражение и в том, что на выборах в законодательные собрания штатов явка избирателей нередко превышала явку на выборах в парламент страны.
Динамика партийно-
Широкий плюрализм мнений
и политических взглядов в Индии
не препятствовал, а, наоборот, способствовал
успешному развитию по пути демократии.
Несмотря на демократическую
И, тем не менее, объективный ход событий вел к тому, что штаты, региональные партии и общественные движения неуклонно наращивали свое влияние. При этом их позиции далеко не всегда и не во всем совпадали с линией центрального правительства, особенно в тех вопросах, которые касались управления на местах. В экстремальной форме проблема радикального расширения полномочий штатов прозвучала в 1980-е годы в лозунге о создании независимого государства Халистан вместо штата Панджаб. Этот вопрос был снят с повестки дня, хотя и далеко небезболезненно, при помощи силовых и иных методов (президентское правление) со стороны центра. Но проблема отношений между центром и штатами, между региональными и правящими в центре национальными партиями по-прежнему оставалась, хотя и не в такой острой форме.
Формирование правящих коалиций из партий, отражающих интересы региональных сил, постепенно стало во многих штатах скорее правилом, чем исключением. Начавшись снизу в штатах, этот процесс дошел и до центра. Первой правящей коалицией в центре стал блок политических партий, объединившихся под названием Джаната парти (1977 г.). За этим снова последовал период однопартийного правления Конгресса (1980–1989 гг.). И вновь на смену ему пришло коалиционное правительство Национального фронта (1989–1990 гг.). Его сменило правительство меньшинства во главе с Чандрашекхаром при поддержке извне со стороны Конгресса (1990–1991 гг.). В июне 1991 г. Конгресс пришел к власти после того, как президент Индии разрешил ему сформировать однопартийное правительство меньшинства. В июле 1993 г. во время голосования доверия в парламенте Конгрессу удалось «переманить» необходимое число депутатов из других партий и получить парламентское большинство[1152]. Начиная с 1996 г. последовала череда коалиционных правительств разной политической направленности.
Развитие событий со второй
половины 1990-х годов подтвердило,
что Индия вошла в эпоху
коалиционных правительств. Возникало
немало вопросов, связанных с их
жизнеспособностью, стабильностью
самой системы власти в стране,
возможностью политических кризисов.
Большое значение в этой связи
имела позиция крупного бизнеса.
Он выступал против коалиций. Важным фактором,
определявшим подход промышленников и
предпринимателей к коалиционным правительствам,
было обеспечение стабильности. Они
также выдвигали требование преемственности
политического курса. Однако, понимая
неизбежность формирования коалиций,
бизнесмены были готовы пойти на уступки.
Так, президент Федерации торгово-
Однако у политиков был несколько иной подход. Они исходили из того, что без создания коалиций невозможно прийти к власти и полагали, что коалиционные правительства в состоянии решать проблемы страны, поскольку они отражали существовавший расклад социально-классовых и политических сил в обществе. Так, бывший премьер-министр Индии И.К. Гуджрал считал, что Индия должна развивать культуру коалиций, поскольку коалиционные правительства становятся вполне естественной особенностью политики в Индии, как, впрочем, и в других частях мира. По его мнению, «коалиционные правительства доказали, что во многих отношениях они более демократичны и более "прозрачны", чем однопартийные»[1153]. Отмечалось и то, что коалиционная политика, основанная на компромиссе, смягчает радикализм партий, находящихся на разных полюсах политического спектра. При относительной идеологической и политической однородности или близости взглядов партнеров по коалиции она может успешно решать стоящие перед страной задачи и обеспечивать политическую и социально-экономическую стабильность.
Десятилетия независимого развития
Индии свидетельствовали в
В этой связи возникал ряд
вопросов. Как долго может продлиться
эпоха коалиционных правительств в
центре и штатах? Смогут ли в ближайшей
перспективе две самые крупные
доминирующие партии – Конгресс и
БДП – находиться у власти, опираясь
на собственные политические, социальные
и иные ресурсы? Возможно ли в ближайшей
перспективе формирование двухпартийной
системы власти? Есть ли реальные перспективы
создания третьего центра власти, помимо
Конгресса и БДП? Насколько стабильными
и эффективными могут быть коалиционные
правительства? Не приведет ли коалиционная
политика к глубокому социально-
Ответ на эти и подобные
вопросы, очевидно, нужно искать в
социально-экономической и
Прежде всего, следовало бы отметить, что Конгресс правил Индией в течение более 40 лет, в том числе и потому, что он сам представлял собой социально-политическую коалицию, которая до поры до времени отвечала интересам разных слоев общества – от низов до крупного капитала. В середине 1960-х годов в этой коалиции проявились явные признаки дезинтеграции и распада на разные социальные и политические общности прежде всего в штатах. Это происходило в результате социально-экономического роста и укрепления отдельных групп, которые стали выдвигать свои собственные требования. Сначала они обретали формы политических и социальных движений, а затем и партий.
Эти партии безвозвратно ушли
из-под объединявшего их ранее
влияния Конгресса, поскольку их
интересы перестали совпадать с
интересами материнской партии и
даже противоречить им. Усиление коалиционной
политики неизбежно отразилось на политических
процессах, затрагивавших центральную
власть. В первом десятилетии XXI в. сложилась
такая расстановка социально-
Попытка создания коалиционного
левоцентристского
Информация о работе Особенности политического развития Индии в 90-е гг