Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:07, реферат
XVII век по праву завершает эпоху великих географических открытий. Дальний восток по праву занимает почетное положение в копилке достижений нашей страны. Освоение Дальнего Востока XVII века заложило основы для продуктивного изучения данного региона в новое время. Исследования в этой области помогают ученым даже в современности.
В XVII в. началась русская колонизация Сибири и Дальнего Востока. В 1632 был основан Якутск.
В 1647 году казаками под предводительством Семена Шелковникова было основано зимовье на берегу Охотского моря, на месте которого сегодня находится Охотск — первый русский порт.
Введение………………………………………………………………………………………………………………3
1.История освоения и присоединения Дальнего Востока и Сибири………………………4
2.История покорения Сибири атаманом Ермаком………………………………………………..6
3.История освоения Сибири и Дальнего Востока………………………………………………….8
4.Отношения русских первопроходцев и государства с народами Сибири…………….9
5.Последствия экономические и политические для коренных народов Сибири после присоединения к России……………………………………………………………………………10
6.Этапы освоения изучения Дальнего Востока……………………………………………………12
7.Первопроходцы Дальнего Востока……………………………………………………………………13
7.1.Освоение Дальнего Востока и экспедиция В.Д.Пояркова……………………………..14
7.2.История освоения Дальнего Востока на примере похода экспедиции Е.П.Хабарова, биография……………………………………………………………………………………16
8.Что же дало освоению Дальнего Востока и Сибири в XVII веке?...........................17
Заключение……………………………………………………………………………………………………
Но наконец весной 1644 года кольцо осады распалось. Поярков получил возможность продолжить поход. Одну группу он послал назад на р.Гонам, чтобы поторопить зимовавших казаков, а другую - 40 казаков под началом Петрова - дальше к Амуру на разведку. Столкнувшись сопротивлением дауров отряд Петрова отступил обратно к стану Пояркова. 24 мая 1644 года пришли зимовщики с Гонама. Отряд Пояркова достиг 70 человек. Они изготовили новые суда и продолжили сплав по рекам со скоростью 40 км/день
По реке Зее к июню 1644 года казаки В.Д.Пояркова спустился к реке Амур (которую ошибочно принял за Шилку). Местное население весьма враждебно относилось к землепроходцам, не подпуская их к берегу. В.Д.Поярков спустился по Амуру до его устья, где совершил повторную зимовку. На среднем Амуре В.Д.Поярков встретил земледельческий народ дючеров, ополчение которых которые в устье р.Сунгари истребило разведывательный отряд землепроходцев (погибло 20 казаков). После дючеров начинались земли рыболовного народа гольдов, с которыми не было военных столкновений. Осенью 1644 года В.Д.Поярков вышел к устью Амура, где жили рыболовы-гиляки. Здесь казаки В.Д.Пояркова впервые вздохнули спокойно. От них он узнал о населенном волосатыми людьми Сахалине. Гиляцкие «князья» присягнули на подданство России и добровольно дали первый ясак - 12 сороков соболей и шесть собольих шуб. В конце зимы казакам опять пришлось терпеть голод. Вновь стали поедать коренья, кору, питаться падалью. Перед отправлением в поход В.Д.Поярков совершил набег на гиляков, захватил аманатов и собрал дань соболями. В схватке с В.Д.Поярков потерял половину от своего оставшегося отряда. В конце мая 1645 года, когда устье Амура освободилось ото льда, В.Д.Поярков со своими казаками вышел в Амурский лиман.
В.Д.Поярков совершил исторически вполне доказанное 12 недельное (3 месячное) плавание вдоль юго-западных берегов Охотского моря от устья Амура до устья Ульи, где попав в шторм, зазимовал осенью 1645 года. Здесь уже в 1639 году ступала нога "русского человека" Ивана Москвитина, а местные народы платили дань московскому "белому царю". Затем через реку Мая казаки В.Д.Пояркова начали свое возвращение домой. В Якутск в 1646 году вернулось по разным данным 20, 33 или 52 казака из экспедиции В.Д.Пояркова. Прямые цели похода не были достигнуты, однако российские власти получили ценные сведения о пройденных территориях.
До 1648 г. В.Д.Поярков служил в Якутске в прежней должности письменного головы, после чего вернулся в Москву. В столице он был переведён из удельных дворян в московские, поступив на полное казённое обеспечение. Имя Василия Пояркова мельком упоминается в хрониках XVII в. до 1668 г. Это позволяет сделать вывод, что он прожил остаток своих дней своенравственно.
Характер В.Д.Пояркова отличался суровостью и жестокостью.
7.2. История освоения Дальнего Востока на примере похода экспедиции Е.П.Хабарова, его биография.
Край назван Хабаровским, а главный город края Хабаровском в честь одного из отважных русских землепроходцев 17 века Ерофея Павловича Хабарова.
Еще в 16 веке начались походы русских людей за “камень”, как называли тогда Урал. В те времена Сибирь была мало населенной можно было пройти и сто, и двести километров и никого не встретить. Зато богата оказалась “новая землица” рыбой, зверем, полезными ископаемыми.
Совершенно особое, исключительное
место в истории Приамурского края занимает
деятельность Е.П.Хабарова, походы которого
к Амуру были в течение 1649 – 1658 годов. В
результате походов Е.П.Хабарова приамурское
население приняло русское подданство,
Приамурье стало быстро осваиваться русскими.
Там появились русские остроги, крепости,
зимовья и среди них Албазинский (1651 год),
Ачинский (1652 год), Кумарский (1654 год), Косогорский
(1655 год) и другие. В Приамурье образовалось
Албазинское воеводство (уезд). Оно наряду
с Нерчинским уездом стало основным центром
деятельности русских на Амуре.
Ерофей Павлович Хабаров продолжил
дело, начатое другим землепроходцем,
В. Д. Поярковым.
Е.П.Хабаров был родом из-под Великого Устюга (по другим сведениям из Сольвычегодска). Тяжела была жизнь на родине, и долги заставили Хабарова отправиться в далекие края Сибири. В 1632 году он прибыл на Лену. Несколько лет занимался пушным промыслом, а в 1641 году поселился на пустовавшей земле в устье р. Киренги — правого притока Лены. Здесь он завел пашню, построил мельницу и соляную варницу. Но якутский воевода П. Головин отнял у Хабарова и пашню и соляную варницу и передал их в казну, а самого же Хабарова посадил в тюрьму. Лишь в 1645 году Хабаров вышел из тюрьмы «гол как сокол». В 1649 году он прибыл в Илимский острог, где остановился на зимовку якутский воевода. Здесь Хабаров узнал об экспедиции В. Д. Пояркова и попросил разрешения организовать свою экспедицию в Даурию, на что и получил согласие.
В 1649 году Е.П.Хабаров с отрядом поднялись вверх по Лене и Олекме до устья р. Тунгур. Весной 1650 года они дошли до р. Урки притока Амура, и попали во владения даурского князя Лавкая. Города дауров оказались покинутыми людьми. Каждый город насчитывал сотни домов, а каждый дом - на 50 и более человек. Дома были светлые, с широкими окнами, затянутыми промасленной бумагой. В ямах хранились богатые хлебные запасы. Самого князя Лавкая обнаружили у стены третьего города, такого же пустого. Оказалось что дауры, прослышав об отряде, испугались и бежали. Из рассказов дауров казаки узнали, что по другу сторону Амура лежит страна богачей Даурии и что дауры платят дань маньчжурскому князю Богдаю. А у князя по рекам плавали большие суда с товарами, и есть у него войска с пушками и пищалями.
Е.П.Хабаров понимал, что силы его отряда невелики и ему не овладеть краем, где население настроено враждебно. Оставив в городе Лавкая около 50 казаков, в мае 1650 года Хабаров вернулся в Якутск за подмогой. В Москву был отправлен отчет о походе и чертеж Даурии. А Е.П.Хабаров начал собирать новый отряд для похода в Даурию. Осенью 1650 года он вернулся на Амур и нашел остановленных казаков у крепости городка Албазин. Князь этого города отказался платить ясак, и казаки пытались штурмом взять город. С помощью подоспевшего отряда Хабарова дауры были разбитыю Казаки захватили много пленных и большую добычу.
Е.П.Хабаров некоторое время оставался в укрепленном городке. Оттуда он нападал на близлежащие селения , собирал ясак, брал заложников и пленных, в основном женщин, распределял их между своими людьми.
В июне 1951 года на небольшой флотилии, построенной в Албазине, отряд двинулся вниз по Амуру. Чрез несколько дней казаки подошли к укрепленному городку. В нем укрыли со своими людьми три даурских князя. Они отказались войти в подданство московскому царю. Тогда казаки после обстрела взяли городок штурмом, убив при этом около 600 человек. Хабаров рассылал гонцов во все стороны, чтобы убедить князьев добровольно подчинится царю и платить ясак. Но желающих не было. И отряд продолжил плавание вниз по Амуру. На пути повсюду встречались брошенными даурами селения.
За устьем Буреи начинались земли гогулей, народа, родственного маньчжурам. Гогули жили не большими поселками и не могли оказать сопротивление. Казаки высаживались на берег и грабили их. В сентябре отряд достиг земель нанайцев и остановился в небольшом селении. Часть казаков отправилась за рыбой в вверх по течению. Нанайцы же объединились с дючерами и напали на русских. Казаки отбили нападение, в результате чего нападающие потеряли более 100 человек.
В этом селении экспедиция осталось на зимовку. Отсюда русские совершали набеги на нанайце и собирали ясак. С небольшим войском Хабаров не мог завоевывать земли дауров и нанайцев. И весной 1652 года, как только Амур вскрылся, Хабаров с отрядом поплыл назад, вверх по Амуру. На устье Зеи, в Даурию, он вернулся лишь весной 1653 года. Летом его люди плавали по Амуру и собирали ясак.
За этот поход участники его получили награды. Но Е.П.Хабаров был отстранен от руководства отрядом. И, хотя в Москве, царь пожаловал его в «дети боярские» , дал в «кормление» несколько деревень в восточной Сибири, Хабарову не разрешали вернутся на Амур.
Сведения о жизни и деяниях Е.П.Хабарова позволяют нам понять период нашей истории, связанные с освоением Дальнего Востока русскими. Великое значение походов Е.П.Хабарова для нашего Отечества и географической науки. На юго-востоке Сибири заполнилось более понятно, были составлении чертежи открытых земель и значительно расширены владения русского государства.
Именем Е.П.Хабарова назвали город на Амуре - Хабаровск и железнодорожная станция Ерофей Павлович.
8. Что же дало освоению Дальнего Востока и Сибири в XVII веке?
Процесс вхождения сибирских народов в состав Российского государства завершился в течение XVII века. Многие племена приняли российское подданство добровольно. Большую часть тайги и тундры малочисленные русские отряды прошли, не встретив серьезного сопротивления. Местные народы рассчитывали на выгодную торговлю с русскими и на защиту от разорительных вражеских набегов. Еще Семен Дежнев «мирил» тунгусские племена на реке Оленек, предотвратив войну между ними. Русское продвижение в Сибирь сравнивали с открытием «Нового света», однако, при освоении Сибири русскими не было того, чем отличалось заселение Америки испанцами и англичанами: не было массового уничтожения аборигенов.
С. М. Степняк-Кравчинский считал, что «нет ни одного народа на земном шаре, который столь добросердечно относился бы к чужеземцу, как русские мужики. Они мирно живут бок о бок с сотнями народностей, различных по расе и религии». В дореволюционной литературе отмечалось, что «духом нетерпимости по отношению к инородцам русские переселенцы в Сибири никогда не были проникнуты», что «они смотрят на вогула, самоеда, остяка и татарина прежде всего как на человека и только с этой стороны определяют к ним свои жизненные отношения. Оседая на сибирских землях, русские крестьяне располагали свои деревни рядом с селениями аборигенов. Возникали даже смешанные (русско-вогульские, русско-тунгусские, русско-бурятские и др.) поселения, где шло слияние пришельцев и аборигенов. На Индигирке, Колыме, в Иркутском крае, Забайкалье и некоторых других местах вследствие смешения с сибирскими народами сильно менялись и внешний облик, и язык, и быт осевших там русских. Многое перенимали и аборигены от русских: рубленые избы, орудия труда, одежду, кулинарию, верования, обычаи, лексику. Уже к концу XVII века отдельные местные племена мало чем отличались от обитавших по соседству русских и жили тем опрятнее и зажиточнее, чем ближе к ним находились. Многие сибирские народы со временем частично обрусели (шорцы, алтайцы, манси, буряты, камчадалы), а некоторые полностью ассимилировались в составе русского этноса: енисейцы в районе Туруханска, теленгеты на Алтае, чуванцы и ламуты на Камчатке, карагасы в районе Томска, гольды на Амуре и другие.
Некоторые новые веяния проявились в зодчестве (проникновение «мирских» мотивов в строительство храмов, распространение архитектурного стиля «московское барокко»), в живописи (появление элементов психологизма в изображении святых), в прикладном искусстве, в музыке. Появился театр при дворе Алексея Михайловича.
Культура и быт русского народа в XVII веке испытали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья- была скорее их следствием. При этом и «обмирщение», и «европеизация» сопровождались движением общественного сознания к расколу. Недаром XVII век вошел в историческую литературу как «бунташный век»: волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца. Даже самый общий перечень их выглядит внушительно: Смута, волнения 1648 -1650 годов в Москве, Пскове и Новгороде, «медный бунт» 1662 года, «разинщина» в 1670-1671 годах, соловецкое возмущение в 1668-1676 годах, «Хованщина» 1682 года, стрелецкий мятеж 1698 года. Позволительно утверждать, что корни волнений находились не столько в экономической и политической сферах, сколько в сфере социально-психологической. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.
В XVII веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.
Заключение.
XVII век прослужил родоначальником освоения такого агрессивного и недружественного к человеку региона как Дальний Восток и Сибирь.
Говоря о причинах освоения
Дальнего Востока и Сибири, следует
выделить такие, как
Продвижение русских на
Восток стало закономерным
Информация о работе Освоение Сибири и Дальнего востока в 17 в