Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:09, курсовая работа
Вопрос о происхождении государства является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях появления государств, выявляя причины их происхождения, исследуя их развитие.
Целью данной курсовой работы является желание рассмотреть возникновение государства, проследив этот процесс, начиная с периода первобытнообщинного строя.
Введение 3
1.Характеристика первобытнообщинного строя 5
2.Теории происхождения государства 8
2.1.Теологическая теория 8
2.2.Патриархальная теория 9
2.3.Договорная теория 11
2.4.Теория насильственного происхождения государства 12
2.5.Органическая теория 13
2.6.Материалистическая теория 14
2.7.Психологическая теория 15
3.Формы происхождения государства 17
3.1.«Азиатский способ производства» 17
3.2.Возникновение государства в результате появления частной собственности и раскола общества на классы 18
3.3. Возникновение государства в результате завоевания обширных чужих территорий 20
Заключение 21
Список использованной литературы 25
3
Курсовая работа
по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Тема 1: ОТ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ – К ГОСУДАРСТВУ
Тверь 2010
3
План
Введение
1.Характеристика первобытнообщинного строя
2.Теории происхождения государства
2.1.Теологическая теория
2.2.Патриархальная теория
2.3.Договорная теория
2.4.Теория насильственного происхождения государства
2.5.Органическая теория
2.6.Материалистическая теория
2.7.Психологическая теория
3.Формы происхождения государства
3.1.«Азиатский способ производства»
3.2.Возникновение государства в результате появления частной собственности и раскола общества на классы
3.3. Возникновение государства в результате завоевания обширных чужих территорий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определённом этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.[1] Не существует организации, способной достойно соперничать с государством в многообразии выполняемых им задач и функций. В первобытнообщинном обществе отсутствовал особый аппарат управления, который мог бы применить принуждение. В управлении делами рода (общины) господствовали обычаи, авторитет и уважение.
Вопрос о происхождении государства является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях появления государств, выявляя причины их происхождения, исследуя их развитие.
Целью данной курсовой работы является желание рассмотреть возникновение государства, проследив этот процесс, начиная с периода первобытнообщинного строя.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику первобытнообщинному строю;
изучить теории происхождения государства;
познакомиться с формами возникновения государства.
Актуальность выбранной темы бесспорна, поскольку для всестороннего изучения государства, как и любого другого института, необходимо знать истоки его возникновения.
Степень научной разработанности проблематики, освещённой в курсовой работе, определяется как высокая, т.к. существует большое количество литературы, где этот вопрос подробно изучается. Базу для изучения составили в основном учебники по Истории государства и права зарубежных стран Прудникова М.Н, Мухаева Р.Т., Ильинского Н.И. и др., а также учебники по Теории государства и права Малько А.В. и Абдулаева М.И.
В первой главе дана общая характеристика первобытнообщинного строя, присущего «древнему миру». Понятие «древний мир» обозначает совокупность всех древних цивилизаций Востока (Вавилона, Египта, Китая, Индии и др.) и Запада (Афин и Рима), существовавших в период с IV тыс. до н.э. по V в. н. э.
Вторая глава рассматривает причины возникновения государства. Причины показываются в различных в теориях происхождения государства, в состав наиболее распространённых из которых входят теологическая, патриархальная, договорная теории, теория насильственного происхождения государства, органическая, материалистическая и психологическая теории.
Третья глава освещает вопрос происхождения государства с точки зрения форм. Государства образовывались с помощью «азиатского способа воспроизводства», в результате появления частной собственности и раскола общества на классы, а также в результате завоевания обширных чужих территорий.
Так как общество возникло гораздо раньше государства, в целях наиболее глубокого познания института государства необходимо дать характеристику органов власти и существовавших в первобытном обществе норм. Первобытнообщинный строй – первый этап совместной жизни людей. Этот период охватывает огромный отрезок времени – более миллиона лет – от появления человека на Земле до становления первых классовых обществ и государств.
Формирование человека занимает продолжительный период времени. Он шёл непрерывно, постепенно и медленно. Австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец сменяли друг друга постоянно. Современные методы археологии позволили определить возраст первого человекоподобного существа – 1750 тыс. лет. Человек постепенно освобождался от унаследованных в ходе эволюции архаических признаков и приучался к коллективным формам производства, потребления и самоуправления.
С появлением копьев, дротиков, гарпунов, западней для охоты на животных, хитроумных ловушек для рыбного промысла бродячий образ жизни уступает место полуоседлости и оседлости. Люди начинают строить или копать себе жильё, заниматься ремесленными работами, хранить запасы. Развитие получают речь, абстрактное мышление, сознательная деятельность.
Беспорядочные половые связи сменила семья, основанная на коллективном, а затем на парном браке. Люди, группируясь вокруг общей прародительницы, составляли род. Ведущую роль в родовой общине играла женщина, она заботилась о детях и вела хозяйство. Такое устройство называлось матриархатом. Далее оно было превращено в патриархат и власть, соответственно, была передана мужчине, а родство стало соблюдаться по отцовской линии. Так как род (родовая община) играл важнейшую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытнообщинный строй», а его социальная организация – родоплеменной. Основу родоплеменного союза составляло общее право на имущество: землю, скот, военную добычу и др. Род управлял производственными процессами, наделял землёй, принуждал к севообороту, заставлял создавать страховые запасы, формировать общую казну, строить храмы, дороги, мосты и т.д.
Правовых норм в первобытнообщинном строе не существовало, они заменялись социальными нормами, называемыми мононормами, т.к. они выражали главное стремление социума – выжить. К таким мононормам относятся традиции, обычаи, культовые ритуалы и обряды. Эти социальные регуляторы догосударственного периода обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения.
На Востоке впервые были сделаны те два открытия, за счёт которых человечество живёт и сейчас. Это земледелие и скотоводство. Они позволили производящей форме хозяйствования взять верх над популярной ранее присваивающей. Этот переход породил первые противоречия в сфере собственности и распределения.
Появляется институт военного командования в связи с возникновением избыточного продукта и, следовательно, систематическими разбоями в целях захвата скота и рабов.
В связи с переходом общества к патриархату появляется право наследования имущества детьми, что приводит к накоплению богатства отдельных семей общины, упрочению наследственной аристократии и возникновению такой формы правления, как совет старейшин. Члены совета старейшин – главы семейных общин, входивших в род, предварительно обсуждали вопросы, подлежавшие решению на общем собрании рода. Совет избирал племенного вождя – несменяемая должность, не дававшая никаких привилегий.
Органом правительственной и судебной власти является общее собрание рода, куда входят достигшие определённого возраста мужчины. Полномочия собрания включают право избрания на все должности, включая военное предводительство, компетенцию в делах кровной мести, решающее слово в делах об измене, трусости, кровосмешении, преступлениях против религии, колдовстве, убийстве внутри рода и т.д.
Позже началось деление общества на рабов и свободных, богатых и бедных, что привело к распаду общин. Земля перешла в частную собственность отдельных семей. Затем исчезает и род в связи с тем, что родовые посёлки потеряли единство и стали местом поселения «пришлого люда».
Родовой строй отжил свой век: он был взорван разделением труда и его последствиями – расколом общества на классы и был заменён государством.[2]
2.Теории происхождения государства
В вопросе происхождения государства у учёных нет единого мнения. Существует множество теорий, содержащих в себе причины образования такого социального института, как государство. Наиболее распространёнными среди них считаются теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, материалистическая и психологическая теории. Названные теории являются наиболее распространенными учениями о способах и процессе появления государства, включая в себя системы взглядов, выделяющие в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности. Каждая из теорий происхождения государства обладает позитивными моментами, отражающими действительность в той или иной её части, и слабыми сторонами, позволяющими критиковать их.
Во времена средневековья популярна была теологическая теория происхождения государства. Её основателем считается средневековый богослов Августин. В его учении «о двух градах» содержалась идея теократии. Ни один «земной град» (т. е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального «небесного» сообщества, духовной общины верующих. Тем самым обосновывались притязания церкви на руководство государственными делами.[3]
Фома Аквинский (1225 – 1274) также придерживался теологической концепции происхождения государства. Он полагал, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью. Сочинения Фомы Аквинского стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени.
В современных условиях идею о божественном происхождении государства развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).
Согласно этой теории, государство – продукт божественной воли, поэтому государственная власть вечна и зависима от религиозных организаций и деятелей. Каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям, как представителям и выразителям божественных велений, ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.
Отрицательным моментом этой теории, не позволяющим её принять за действительно единственный путь возникновения государства, является то, что она не считается с влиянием социально-экономических и других материальных и духовных факторов на государство и не позволяет определить, как усовершенствовать форму государства и как улучшать государственное устройство. А так как теологическая теория построена в основном на вере, доказать её невозможно, но невозможно и опровергнуть. Вопрос об истинности этой теории решается с вопросом о существовании Бога и Высшего разума.
Патриархальная теория наряду с теологической является одной из первых. К наиболее известным её представителям происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля (III в. до н.э.), английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.
Эти ученые обосновывают факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В дальнейшем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводит к образованию государства. Таким образом, государство – продукт разросшейся семьи.
Власть государя является ни чем иным, как продолжением власти отца, т.е. патриарха в семье. Она ничем не ограничена. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Любое сопротивление такой власти недопустимо. Только отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для каждого человека условия жизни.
Информация о работе От первобытнообщинного строя – к государству