Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:09, курсовая работа
Вопрос о происхождении государства является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях появления государств, выявляя причины их происхождения, исследуя их развитие.
Целью данной курсовой работы является желание рассмотреть возникновение государства, проследив этот процесс, начиная с периода первобытнообщинного строя.
Введение 3
1.Характеристика первобытнообщинного строя 5
2.Теории происхождения государства 8
2.1.Теологическая теория 8
2.2.Патриархальная теория 9
2.3.Договорная теория 11
2.4.Теория насильственного происхождения государства 12
2.5.Органическая теория 13
2.6.Материалистическая теория 14
2.7.Психологическая теория 15
3.Формы происхождения государства 17
3.1.«Азиатский способ производства» 17
3.2.Возникновение государства в результате появления частной собственности и раскола общества на классы 18
3.3. Возникновение государства в результате завоевания обширных чужих территорий 20
Заключение 21
Список использованной литературы 25
Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, так как они – его дети.
Некоторая аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Несомненно, положительным является тот факт, что эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства очень упрощают процесс возникновения государственности, перенося значение понятия «семья» на понятие «государство». А категории «отец», «члены семьи», отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Идея договорного происхождения государств появилась в XVII – XVIII вв. Наиболее яркими представителями этой теории, также называемой теорие естественного права, считаются Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Дж. Лильберн, Т.Гоббс и Дж. Локк. Государство по их мнению возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном, догосударственном состоянии.
Государство – это объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству, а изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их невыполнение.
Согласно теории, у государства есть права и обязанности. Оно имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ними даже путем свержения. В случае несоблюдения условий договора людьми, договор также расторгается, а люди возвращаются в «естественное» состояние.
С одной стороны, договорная теория была скачком вперед в познании государства, потому что порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.
Но с другой стороны, слабым звеном данной теории является идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. К тому же, достаточно трудно представить, как в реальности происходил процесс заключения подобного договора. Не достаточно оценены объективные факторы (социально-экономические, военно-политические и пр.) и преувеличены субъективные начала в происхождении государственности.
Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX веке в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым впоследствии и стало государство.
Государство – организация, возникшая путём насилия и властвования одного племени над другим. Это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. После войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Покорённые превращались в рабов. Таким образом, представители насильственной теории происхождения государства придерживались той точки зрения, что государство – навязанная ему извне сила. а не итог внутреннего развития общества.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). Но с другой стороны – важно не забывать, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Следовательно, насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.
Одной из распространенных концепций, которая изучает те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства, является органическая концепция происхождения государства. Она возникла во второй половине XIX века вследствие успехов в развитии естествознания. Крупнейшими представителями теории были Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. Согласно органической концепции, государство есть продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.
В XIX веке наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции. Таким образом, государство практически «уравнивается» с биологическим организмом.[4]
Государство как разновидность биологического организма имеет мозг – правителей и средства выполнения его решений – подданных. Некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Было бы неправильно отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности, так как люди – не только социальные, но и биологические существа.
Однако нельзя просто переносить закономерности, которыми обладает биологическая эволюция, на социальные организмы. Сведение проблем социальных к биологическим проблемам является неправильным. Хотя они взаимосвязаны между собой, находятся они на совершенно разных уровнях жизни и подчиняются различным закономерностям, а в своей основе имеют различные причины возникновения.
К представителям материалистической (историко-материалистической) теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.
Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру – государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.
По мнению большинства учённых, именно материалистическая теория построена на строго научных основах.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.
Психологическая теория возникла в XIX веке. Среди её наиболее известных представителей можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Эти авторы связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики, такими как потребность одних людей во власти над другими людьми и стремление других подчиняться и подражать.
Магическая сила и психическая энергия племенных вождей, жрецов, шаманов и колдунов (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванных элитарных представителей общества. Государственная власть, согласно психологической теории, возникает из власти, приписываемой древним обществом этим людям.
С другой стороны, всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, агрессивно реагируя на неё. Для того, чтобы усмирить подобные психические качества личности, возникает государство.
Таким образом, необходимость возникновения государства в психологической теории объясняется необходимостью удовлетворения потребностей одной части людей в подчинении и повиновении и подавления агрессивных порывов некоторых людей. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.
Государство – продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, являются важным фактором, оказывающим влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя.
Однако роль психологических свойств личности не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, поскольку психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
В различных исторических условиях становление государственной власти имело свои специфические особенности. Этот длительный процесс у различных народов мира шёл разными путями.
Наибольшее распространение такая форма, как азиатский способ производства, получила на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Эти государства возникли на территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Янцзы и Хуанхэ, Инда и Ганга. Речная вода обеспечила возможность индивидуального орошения земель. Следовательно, «азиатский способ производства» связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ, таких как строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.
Устойчивыми в государствах Древнего Востока оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру задач, поставленных перед обществом, проживающим на этих территориях. Для создания и использования сложных ирригационных систем, способных орошать почвы, необходимы большие коллективные усилия земледельческих общин. Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота.[5] Поэтому форму политического режима в древневосточной цивилизации называют «восточной деспотией». Правитель считался собственником всей земли в государстве, имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных. В лице правителя объединялись светская и церковная власть. В большинстве стран Древнего Востока личность главы государства обожествлялась.
Господствующий класс древневосточных государств составляли крупные чиновники, военоначальники и жрецы. Производственные функции выполняли крестьяне, ремесленники, рабы и подневольные работники. Рабский труд использовался в основном при строительстве каналов, дорог и крепостей.
Особенность государственного строя Древнего Востока – община, способствующая превращению центральной власти в деспотию за счёт своего нежелания вмешиваться в политику.
В целом для древневосточных государств характерны замедленные темпы исторического прогресса.
Процесс возникновения в Афинах и Риме шёл иначе. В отличие от Древнего Востока, в античных государствах были скудные и малоплодородные земли, поэтому было бы бессмысленно создавать крупные царские хозяйства, в которых бы трудились тысячи подневольных людей. Здесь в результате появления частной собственности и раскола общества на классы возникло рабовладельческое государство со специфической формой правления: рабовладельческая демократическая республика в Афинах и аристократическая республика в Риме.
Информация о работе От первобытнообщинного строя – к государству