Отечественная история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:11, курс лекций

Описание работы

Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья Оки и Волги началось примерно в V-VI веках новой эры. Именно этот процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и дальнейшему развитию особой ветви славянства - восточным славянам. В византийских источниках племена восточных славян фигурируют под именами венедов, склавинов, антов. Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей, обладающих даром слова, в отличие от иных – «немцев» (немых).

Файлы: 1 файл

История (Лекции).docx

— 124.84 Кб (Скачать файл)

Курс отечественной  истории  

    

 Лекция 1. Зарождение и  становление древнерусского государства 

 

1.Восточные славяне  в VIII-IX веках 

 

Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской равнины  в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья Оки и Волги  началось примерно в V-VI веках новой  эры. Именно этот процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и дальнейшему развитию особой ветви  славянства - восточным славянам. В  византийских источниках племена восточных  славян фигурируют под именами венедов, склавинов, антов. Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей, обладающих даром слова, в отличие  от иных – «немцев» (немых). По версии академика Б.А.Рыбакова, термин этот сложный, и состоит из двух слов «сълы» (в значении послов, представителей; «тех, кого называют»), и «вене, «вены»» (т.е. венеды), таким образом, слъвене  или слъвены - это «представители венедов». В поддержку этой версии свидетельствует тот факт, что  в старину финны (суоми) и эстонцы (чудь) называли нашу страну «Venaja», т.е. страна венедов. Основу хозяйственной  деятельности наших далеких предков  составляло земледелие в форме перелога - на юге, и в форме подсечно- огневой  обработки (подсеки) – на севере, где  люди с великим трудом, сообща, отвоевывали  у леса участки для пашен. Своеобразие  такого способа взаимодействия с  природой приводило к медленной, растянувшейся на века колонизации - хозяйственному освоению громадных  территорий России. Важную роль в хозяйственной  жизни славян играли скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось  огородничество. В рассматриваемый  период восточные славяне вели свое хозяйство в рамках соседской  общины, которая носила название «мир»  или «вервь». В ней, помимо общинной собственности была и индивидуальная. Для славян, до принятия ими христианства, был характерен полигамный брак (многоженство). Жен было запрещено брат в своем  роде (экзогамия), поэтому вначале  был характерен обычай кражи невесты, впоследствии замененный выкупом (вено). У славян имела место и кровная  месть. Религиозные воззрения славян прошли три этапа: 1) поклонение добрым и злым началам (берегыни – упыри, вурдалаки); 2) поклонение культу Рода и  рожаниц; 3) у славян к IX веку был развитый пантеон богов, среди которых  постепенно выделяется дружинный бог  войны и покровитель воинов - Перун. Служителей языческих культов называли кудесниками или волхвами. В рассматриваемый  период восточно-славянский мир представлял  собой совокупность больших племенных  союзов. К этому времени славянское общество было довольно разнородным. Источники  свидетельствуют о наличии в  нем не только имущественной, но социальной дифференциации. Наверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы. Внизу – «смерды», общинники-земледельцы «люди», а  также многочисленная «челядь» (рабы). Высшая власть у восточных славян принадлежала вече, т.е. племенному собранию вооруженных мужчин. Во время различных  военных мероприятий власть непосредственно  в дружинах принадлежала князьям, и  по мере развития общества эта власть приобретала все более значительную роль. Важную роль в принятии тех  или иных властных решений играли старейшины родов (родовладыки).

 

2. Начало древнерусской  государственности 

 

Зарождение древнерусского государства обычно связывают с  попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей  они решили пригласить со стороны  некую третейскую силу, которая могла  бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи, в 862 г. некий  варяг Рюрик, со своими братьями и  дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался  в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е. договор, по которому Рюрик  должен был выполнять ряд функций  военного и управленческого характера. Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого российского  историографа Г.З.Байера, легло в  основу так называемой 9 «норманской  теории». Суть ее состоит в том, что  генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с  деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев. Между тем следует  отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе  не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов. Наконец, приглашение  правителя со стороны, с целью  преодоления острого социального  конфликта, свидетельствует вовсе  не об отсутствии способности к государственному строительству, а, наоборот, - о мудрости и способности к компромиссу  – качествам, которыми еще и сегодня  обладают далеко не все политические деятели. Государство, в большинстве  случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым  необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела), которые вставали перед обществом на определенном этапе развития. Не исключено, что  и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения  такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в  Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь был тогда под  контролем Хазарского каганата. Ликвидировать  это препятствие и должно было вновь созданная общественная сила. Такое объяснение не противоречит известным  фактам, которыми располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик  прибыл в район Новгорода не как  завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в «призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с  ними «ряда». Поэтому есть основания  считать природу зарождавшегося государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских племен) и договорной. Эти особенности  сыграли важную роль в дальнейшей эволюции российской государственности. Важной характеристикой начального развития русской истории можно  считать процесс интеграции славян и русов (германский этнос). Славяно-русская  общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается  ассимиляция (поглощение) русов - растворение  их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество  полян (славян проживавших в районе Киева) и русов. Название «русь» стало  этнонимом нарождавшейся новой  народности. Русские – это те, кто относятся к русам, связаны  с русами. Древнерусское государство  рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая 10 система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл  важную структурообразующую роль в  процессе зарождения и становления  молодого восточнославянского государства.

 

 

3. Киевская Русь 

 

Прежде всего, следует  отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение  славянских племен и их земель. Следует  обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности  было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и  другими кочевыми племенами. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические  отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались  основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней  Руси. Не случайно, еще в древности  Киев называли «матерью городов русских». Первым древнерусским правителем был  Олег (882-912?). При нем был установлен обычай регулярного сбора дани –  полюдья. Тогда же была создана четко  организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки  собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая  интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В  памяти народной он остался под именем «вещего Олега». Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род  Рюриковичей. Он совершил несколько  походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую  Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично. Попытка Игоря  и его дружины вторично собрать  дань с племени древлян завершилась  восстанием, во время которого Игорь  был пойман и казнен. После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем  нормы сбора дани, - уроки и  уставы, при ней была восстановлена  система погостов, т.е. мест сбора  и хранения товаров. Ольга одной  из первых на Руси приняла христианство. Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью. Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь- воин. Большую часть  своей короткой жизни он провел в  походах и битвах. Он разгромил  Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился  закрепиться на Дунае и перенести  туда свою 11 столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой  войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах. После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще  более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться  на берегах Балтики. Владимир стремился  укрепить свое государство. При нем  вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся  с печенегами и продолжал укреплять  южные рубежи государства. В целях  культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать  в Киеве единый пантеон языческих  богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что  процесс этот был длительным и  мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся  монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс  храмового строительства. Можно  сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути. Глоссарий: Генезис  – (от греч. ген – род) - зарождение Этногенез – (греч. этнос – народ, ген - рождение) - рождение народа «Мир» - северорусское название общины. Впоследствии «миром» называли на Руси и городские  общины. «Вервь» - преимущественно южнорусское название земледельческой общины. Некоторые исследователи считают, что вервь первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь» происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся членами этой общины. «Полигамия» – (букв.) многоженство «Экзогамия» - запрет брать жену в своем роду «Эндогамия» - запрет брать жену в чужом роду 12 «Ассимиляция» - (букв.) поглощение, растворение Вече – высший орган власти у славян. Собрание мужчин племени Полюдье – сбор дани в Киевской Руси Погосты – первоначально торговые центры и места сбора и хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого иноземца, который по поверью славян приходил «с того света». Поэтому не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где происходило захоронение умерших.

 

Лекция 2. Русские земли  в XII - XIV веках 

 

1. Причины распада древней  Руси 

 

Причины распада Киевской руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры. Дело в том, что в отличие  от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально  великому князю, а всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал  киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде. Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова  «лестница». Однако с ростом генеалогического древа проблема 13 значительно усложнялась, что создавало благоприятную  почву для усобиц и раздоров. Первоначально  дети князя занимали в цепи родичей, то место, которое занимал их отец – это была их отчина. Поэтому, если случалась смерть отца, при жизни  деда, то дети теряли свое место в  наследственной цепи и становились  изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный  характер и закреплялась за сыновьями  умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован  на Любечском съезде князей в 1097 году. Он гласил: «Каждый да держит отчину свою». На первых порах данный принцип  выполнялся, и в истории Руси наступает  полоса стабилизации. Съезд на определенное время консолидировал русские военные  силы против половцев. Однако, некоторое  время спустя, после смерти великого князя киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный любечским  съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между князьями возобновились с новой силой. Уже в XII веке на Руси насчитывалось  не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели между собой непрерывную  междоусобную борьбу. Этим в немалой  степени можно объяснить тот  относительно легкий захват Русских  земель, который произошел в XIII веке, силами татаро-монгольских войск. Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах  древней Руси, которая функционировала  параллельно княжеской и нередко  входила в договорные отношения  с князьями, и, таким образом, содействовала  достижению независимости отдельных  земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород. Немалую роль сыграл и фактор пространства. Значительно  удаленные территории, переходившие в руки удельных князей, развивались  на основе хозяйственно-экономической  замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами. Этот период русской истории характеризуется  не только междоусобицами, но и развитием  городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населения. Князья стремятся закрепить территории за собой. На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным 14 населением. Зарождаются новые общественные структуры и институты. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси. Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в многоцветье русской истории.

 

2. Особенности развития  русских земель и княжеств.

 

Период удельной Руси можно  охарактеризовать как время значительного  разнообразия форм общественно-политического  устройства русских земель, их хозяйственно-экономических  укладов. Одним из первых добился  политической независимости от Киева  Новгород. Новгород был не только торговым городом, но и крупнейшим центром  ремесла. В Новгороде сложилась  самобытная политическая система. Высшим органом власти здесь было Вече. На нем принимались важнейшие  решения, определявшие жизнь города. Исполнительные органы власти здесь  были выборными. Высшим административным лицом был новгородский посадник. Новгородским ополчением командовал тысяцкий. Особое место в системе власти занимал новгородский архиепископ. Он был не только духовным лицом  и иерархом Русской Православной церкви, но и выполнял ряд важных светских функций. Архиепископ ведал  внешними сношениями, в его руках  была общегородская казна. Он выполнял функции судьи. Под его началом  был свой, так называемый «владычный полк». Важную роль в общественной жизни  Новгорода играло боярство. Жители Новгорода обладали равными гражданскими и политическими правами Особые отношения складывались у Новгорода  с князьями. С ними подписывался «ряд», в котором четко были прописаны  их функции и прерогативы. Если князь  нарушал статьи договора, то договор  расторгался, а его самого, по решению  Вече, могли не только изгнать из города, но и посадить в тюрьму. Новгород на протяжении более чем трехсот  лет (с 1136 по 1478 гг.) сохранял суверенитет  и был крупным городом-государством, который имел дипломатические отношения  с целым рядом европейских  государств того времени. На юго-запад  от Киева в районе Волыни и Карпат располагалось Владимиро-Волынское  княжество. При наличии плодородных  земель здесь рано стало развиваться  боярское землевладение. Имея крепкий  экономический фундамент, местное  боярство рано стало проявлять политический сепаратизм. Значительное влияние на поведение местного боярства оказывало 15 влияние соседних стран, Венгрии  и особенно Польши, где взаимоотношения  между высшей властью и аристократией  имели значительные отличия от политических порядков, утвердившихся в древней  Руси. Поэтому особенностью этих земель была довольно острая политическая борьба между великокняжеской властью  и местным боярством. В Северо-Восточной  Руси, после того как там утвердилась  княжеская династия потомков Владимира  Мономаха, шел быстрый процесс  освоения этих далеких от Киева территорий. В этом процессе ведущую роль принадлежала великокняжеской власти. Князь чувствовал себя здесь хозяином, который обустраивал  эту землю. Поэтому именно здесь  начали зарождаться первые элементы самодержавной власти. Особенно это  было заметно в период правления  Андрея Боголюбского (1156-1174).

Информация о работе Отечественная история