Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 14:32, курсовая работа
О необходимости преобразований было впервые объявлено в манифесте Александра II об окончании Крымской войны 19 марта 1856 г.
Эти пожелания были в значительной мере конкретизированы в речи, произнесенной императором перед московскими предводителями дворянства 30 марта 1856 г. Проявление крестьянского недовольства и слухи о тайных намерениях правительства по решению крестьянского вопроса встревожили московских дворян.Генерал-губернатор граф А.А.Закревский обратился к Александру II с просьбой опровергнуть распространявшиеся слухи
Введение.………………………………………………....………..3
1. Организационно – правовые основыподготовки законопроектов по отмене крепостного права….………………………………...…...5
2. Манифест 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права……….10
3. Заключение………………………………………………………..15
4. Список литературы…………….………………………...……….17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(РПА Минюста России)
Юридический факультет
Кафедра
теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Отмена крепостного права в России»
Выполнила студентка:
1 учебной группы 1 курса
Очной формы обучения
Полякова Мария Александровна
Научный руководитель:
Бабенко Василий Николаевич
доктор исторических наук, профессор
Дата защиты____________
Оценка_________________
________________
(подпись)
Москва 2013
Содержание
Введение.………………………………………………...
Введение
О необходимости преобразований было впервые объявлено в манифесте Александра II об окончании Крымской войны 19 марта 1856 г.
Эти пожелания были в значительной мере конкретизированы в речи, произнесенной императором перед московскими предводителями дворянства 30 марта 1856 г. Проявление крестьянского недовольства и слухи о тайных намерениях правительства по решению крестьянского вопроса встревожили московских дворян. Генерал-губернатор граф А.А.Закревский обратился к Александру II с просьбой опровергнуть распространявшиеся слухи. Однако речь государя только усилила беспокойство помещиков. Хотя Александр II заверил дворянских предводителей в своем нежелании освобождать крестьян, в то же время он выразил огорчение ростом враждебности между крестьянами и помещиками и сказал о необходимости упразднения крепостного права. Если мы не решим это «свыше», то начнут решать эту проблему «снизу», что нежелательно1. Закревский назвал речь царя «неловкой», для недовольных дворян был издан циркуляр министра внутренних дел, в котором гарантировалось сохранение помещичьей власти.
Император понимал неотвратимость изменений, но не мог пойти на прямое столкновение с дворянством. Поэтому он поручил виленскому генерал-губернатору В.И.Назимову узнать мнение дворян северо-западного края о возможности изменения крепостного права. Во время коронации в августе 1856 г. министр внутренних дел С.С. Ланской и заместитель министра А.И. Левшин по заданию государя вели конфиденциальные переговоры с предводителями дворянства различных губерний России, которые оказались непродуктивными. Только предводители дворянства западных губерний, успевших понести убытки, изъявили готовность отменить крепостное право, освободить крестьян без земли — по примеру Остзейского края, где такая реформа состоялась еще в 1816—1819 гг. Правительство решило начать подготовку законопроекта по крестьянскому делу для западных губерний империи, чтобы затем приступить к поэтапному проведению реформы в других регионах страны. Александр II оговаривался при этом, что не предпримет никаких шагов до тех пор, пока не получит от «благомыслящих владельцев населенных имений» соображений об улучшении крестьянской «участи»2.
3 января 1857 г. был учрежден
Секретный комитет по
В октябре 1857 г. приехал в Петербург В.И. Назимов, который получил согласие дворянства вверенных ему Виленской, Гродненской и Ковенской губерний на замену системы инвентарей безвозмездным, но безземельным освобождением крестьян. 20 ноября 1857 г. Александр II утвердил разработанный Секретным комитетом рескрипт Назимову. Рескрипт, ставший первой правительственной программой по крестьянскому вопросу, закреплял начала проекта, составленного в министерстве внутренних дел. Дворянство края должно было образовать губернские комитеты и общую для трех губерний комиссию для составления проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян»3. Правительственная программа подтверждала право собственности помещиков «на всю землю». Однако крестьяне сохраняли за собой «усадебную оседлость», получали право выкупить усадебную землю в собственность и не могли произвольно лишаться дополнительного «количества земли» при условии уплаты оброка или отбывания барщины. Таким образом, правительство предотвращало изгнание крестьян с земли. Предполагалось учредить самоуправление крестьян, но для удержания их в распоряжение помещиков передавалась вотчинная полиция. Во избежание дворянского недовольства тезис об отмене крепостного права был в документе тщательно скрыт.
В конце 1857 г. рескрипты В.И. Назимову и П.Н. Игнатьеву были опубликованы. В феврале 1858 г. Секретный комитет, существование которого давно перестало быть секретом для общества, был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1858 г. открылось 45 губернских комитетов. В их составе работало около 1,5 тыс. человек, а в выборах членов комитетов приняло участие около 44 тыс. дворян4. Председательство возлагалось на губернских дворянских предводителей, кроме выборных членов в комитеты назначались представители от правительства. Таким образом, был сформирован механизм будущей реформы. Внутри губернских комитетов возникла борьба, касающаяся условий отмены крепостного права, что привело к появлению фракций «большинства» и «меньшинства». Большинство составляли крепостные. Правительство установило полугодовой срок для разработки губернских проектов и запретило комитетам выходить за рамки предназначенных к обсуждению вопросов.
Следуя идее безземельного освобождения, правительство дало «волю» удельным крестьянам, но те не приняли царского указа. «Остзейский образец» привел к восстанию эстляндских крестьян весной-летом 1858 г. Новость о жестокой расправе над восставшими достигла Западной Европы. Царь решил пересмотреть законодательство о прибалтийских крестьянах. «Колокол» А.И. Герцена призывал правительство взять инициативу в свои руки и сохранить за крестьянами надельную землю при вознаграждении дворянства. Александр II, постоянный читатель «Колокола», учел это мнение. Совершая в 1858 г. поездку по губерниям, он с похвалой отозвался о деятельности либерального тверского дворянства, выступавшего за обязательный единовременный выкуп крестьянами полевой земли, и неудовлетворительно на деятельность крепостников московского губернского комитета, желавших до предела уменьшить даже размеры крестьянских усадеб. Ярость крепостных вызвали слова государя, сказанные в Москве. Александр II пригрозил отказом защищать помещиков от крестьянских волнений, если дворянство будет и дальше отвергать выработанные правительством начала5.
Член Главного комитета генерал Я.И. Ростовцев предложил проект новой правительственной программы, заключавшийся в выкупе крестьянами их усадебной и надельной земли, в организации самоуправления крестьян и упразднении вотчинной власти помещика. Крестьяне должны были превратиться в класс собственников, и получить гражданские права. Так были сформулированы основные принципы реформы 1861 г. Ростовцева поддержал Ланской, и новая программа, несмотря на противодействие большинства членов Главного комитета, была утверждена царем 4 декабря 1858 г. Верховная власть отказалась от прежнего замысла, согласно которому отмена крепостного права должна была состояться постепенно на основе одних только разрозненных законодательных актов, предназначаемых для каждой конкретной местности. Смена правительственной программы существенно понизила роль губернских комитетов. «Общее положение» должно было стать единым, обязательным для всех законом, а «местные положения» соответствовать особенностям различных регионов.
Главному комитету оказалось не под силу создать столь масштабные документы. Для этой цели 4 марта 1859 г. в качестве «рабочего» органа при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии. Одна комиссия должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая — «Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование — Редакционные комиссии. Это был вневедомственный орган, который проделал основную работу по подготовке проекта «Положений о крестьянах». Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. В их состав входили 38 человек: 17 — представители министерств и ведомств и 21 эксперт — от местных помещиков и ученых6. Председателем Редакционных комиссий был назначен Я.И. Ростовцев — «беспоместный» (не имевший ни земли, ни крепостных крестьян, следовательно, не принадлежавший ни к какой «помещичьей партии»). Он последовательно проводил свою деятельность, не поддаваясь влиянию, и пользовался постоянной поддержкой Александра II.
Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы по крестьянскому вопросу. «Колокол» Герцена постоянно лежал на столе Ростовцева. В 1859—1860 гг. было издано 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» и 4 тома «Приложений» к ним (данные о состоянии помещичьих имений). После смерти Ростовцева в феврале 1860 г. председателем Редакционных комиссий был поставлен министр юстиции В.Н. Панин. Однако он не мог существенно изменить деятельность комиссий и повлиять на содержание подготовленных к тому времени проектов.
Большое количество разнообразной документации по крестьянскому вопросу, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 г. при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отдела был назначен А.И. Левшин, позже Н. А. Милютин.
Проекты предусматривали
разные условия освобождения крестьян,
что определялось различием хозяйственных
интересов помещиков в
Интересы помещиков
М.: АСТ, 1996. С. 344
В проекте Унковского говорится также о требовании проведения других реформ: в области суда, администрации, печати и т.д. Это требование было четко изложено в поданном 16 октября 1859 г. Александру II адресе пяти представителей тверского, ярославского и харьковского дворянства — А.М. Унковского, Д.В. Васильева, П.Н. Дубровина, Д.А. Хрущова и Д.А. Шретера, которые предлагали «даровать крестьянам полную свободу, с наделением их землей в собственность, посредством немедленного выкупа», образовать «хозяйственно-распорядительное управление, общее для всех сословий», основанное на выборном начале. Учредить «независимую судебную власть», т. е. суд присяжных, с введением гласного и словесного судопроизводства, «дать возможность обществу путем печатной гласности доводить до сведения верховной власти недостатки и злоупотребления местного управления»8.