Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:21, курсовая работа
Основной целью данной работы является рассмотрение основных этапов и особенностей проведения реформы по отмене крепостного права.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать деятельность Секретного комитета
- рассмотреть работу Главного комитета и Редакционных комиссий по решению крестьянского вопроса
- изучить губернские проекты крестьянской реформы
Введение..................................................................................................................
3
1. Предпосылки отмены крепостного права........................................................
5
2. Подготовка и отмена крепостного права.........................................................
8
2.1. Создание Секретного комитета и его деятельность….................................
8
2.2. Создание Главного комитета и Редакционных комиссий...........................
10
2.3. Губернские проекты реформы по отмене крепостного права (проекты Унковского, Позена, Самарина)............................................................................
13
3. Основные принципы крестьянской реформы 1861 года................................
16
3.1. Личное освобождение.....................................................................................
16
3.2. Крестьянские наделы и повинности..............................................................
18
Заключение..............................................................................................................
22
Список использованных источников....................................................................
25
А.И. Герцен в «Колоколе» призывал правительство взять инициативу в свои руки и перестать следовать воле губернских комитетов. Он выступал за сохранение за крестьянами надельной земли при вознаграждении дворянства. Александр II учел мнение Герцена. Во время поездки по губерниям, которую он осуществлял в 1858 г., он выразил крайнее недовольство крепостниками московского губернского комитета, желавшими до предела урезать даже размеры крестьянских усадеб. Негодование крепостников вызвали слова императора, сказанные им в Москве, — Александр II, заявил, что перестанет защищать помещиков от крестьянских волнений, если дворянство и впредь не будет соблюдать выработанные правительством начала.
Генерал Я.И. Ростовцев, член Главного комитета и по совместительству ближайший друг императора разработал проект новой правительственной программы, для которого были характерны следующие принципы проведения реформы: выкуп крестьянами их усадебной и надельной земли, организация мирского самоуправления крестьян и упразднение вотчинной власти помещика. Крестьяне формировали класс собственников и наделялись гражданскими правами. Таким образом, были сформулированы ключевые принципы реформы, проведенной в 1861 году. Ростовцева добился поддержки Ланского. В итоге, 4 декабря 1858 г. Александр II утвердил новую программу. Со сменой правительственной программы значительно уменьшилась роль губернских комитетов, и правительство занялось разработкой комплексного законопроекта. «Общее положение» должно было стать единым, носящим обязательный характер для всех законом, а «местные положения» должны были соответствовать особенностям различных регионов.
Главный комитет не смог самостоятельно создать столь масштабные документы, поэтому для помощи ему в марте 1859 года были сформированы Редакционные комиссии. В их компетенции было рассмотрение материалов, которые предоставляли губернские комитеты, и составление проектов законов об освобождении крестьян. Одна комиссия выполняла работу по подготовке проекта «Общего положения о крестьянах», другая — «Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Но в реальности обе комиссии в своей деятельности объединились в одну, сохранив множественное название — Редакционные комиссии. Несмотря на то, что этот орган считался подчиненным по отношению к Главному комитету, он был самостоятельным, так как был подчинен непосредственно государю. Редакционные комиссии подразделялись на 3 отдела: финансовый, юридический и хозяйственный. В их состав входили 38 человек: 17 — представители министерств и ведомств и 21 эксперт — от местных помещиков и ученых5. Это были компетентные и в своем большинстве либерально настроенные деятели. Председателем Редакционных комиссий Александр II назначил Я.И. Ростовцева.
Ростовцев активно взялся за работу. Он собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты по отмене крепостного права, материалы секретных комитетов, специальные журналы, статьи по крестьянскому вопросу, в том числе и герценовские издания, которые были запрещены в России заграничные и которые посылались ему из III отделения императорской канцелярии. В период с 1859 по 1860 гг. было издано 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» и 4 тома «Приложений» к ним. В феврале 1860 г. в связи со смертью Ростовцева председателем Редакционных комиссий стал министр юстиции В.Н. Панин. Он был известен своими крепостническими взглядами, но это не позволило ему существенно повлиять на содержание подготовленных к тому времени проектов6.
Множество разнородной документации по крестьянскому вопросу, которая поступала в Главный комитет, стало причиной создания в марте 1858 г. Министерства внутренних дел Земского oтдела. Данный отдел был призван зaнимaться исследованием, систeмaтизированием и обсуждениeм всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отдела назначили А.И. Левшина, позднее Н. А. Милютина.
Губернские комитеты придерживались в целом консервативных позиций. В большинстве они выступали за сохранение на неизвестный срок временнообязанного состояния крестьян и требовали, чтобы при его прекращении помещикам вернули крестьянские наделы. Но редакционные комиссии не пошли навстречу этим требованиям. Однако и в самих Редакционных комиссиях отсутствовало единство мнений: велась острая борьба по вопросам конкретных норм наделов и повинностей, о функциях крестьянского сельского управления.
Проекты предлагали отличающиеся друг от друга условия освобoждения крестьян. Это было обусловлено тем, что в различных местностях у помещиков были разные интересы. В итоге, в течение трех лет с 1856 года по 1859 было представлено более сотни различных проектов.
Рассмотрим проект тверского предводителя дворянства А.М. Унковского. Он отражал интересы помещиков нечерноземных губерний России, в которых были более развиты товарные отношения и широко распространены крестьянские неземледельческие промыслы, а также преобладала оброчная форма эксплуатации крестьянства. Унковский подал императору в 1957 г. «Записку», в которой и изложил свой вариант реформы. По «Записке» крестьяне освобождались сразу с землей, но с вознаграждением помещиков за землю, которую они предоставляют крестьянам, и за самих освобождаемых крестьян. Выкуп надельной земли поручался самим крестьянам, а выкуп личности крестьянина — «всем сословиям», которыми по существу казались те же крестьяне, составлявшие 9/10 населения страны. В проекте Унковского был отражены желание помещиков нечерноземной полосы быстрее ликвидировать крепостные отношения и получить максимальный выкуп, чтобы организовать свое хозяйство на предпринимательских началах.
Также в проекте Унковского содержалось требование проведения других реформ: в администрации, печати, судебной области. Такие требования были характерны для либерального направления русской общественной мысли того времени. Это требование представители тверского, ярославского и харьковского дворянства изложили в своем адресе Александру II, который подали ему 16 октября 1859 г. А.М. Унковский, Д.В. Васильев, П.Н. Дубровин, Д.А. Хрущов и Д.А. Шретер внесли предложение «даровать крестьянам полную свободу, наделив их землей в собственность, путем немедленного выкупа», создать «хозяйственно-распорядительное управление, общее для всех сословий», основанное на выборном принципе, основать «независимую судебную власть», т. е. суд присяжных, с установлением гласного и словесного судопроизводства, «дать возможность обществу путем печатной гласности доводить до сведения верховной власти недостатки и злоупотребления местного управления».
Интересы помещиков черноземных губерний были воплощены проектом полтавского помещика М.П.позена. В черноземных местностях главенствовало барщинное хозяйство, которое было связано с рынком, и земля ценилась особенно высоко. Данный проект был изложен Позеном в двух вариантах, назывался он «Записки о мерах освобoждения крепостных крeстьян». Изучив проект Позена, можно прийти к выводу, что в черноземных губерниях помещики старались оставить себе максимальное количество земли в свои руках, но при этом были не заинтересованы в полном обезземеливании крестьян, так как оставление крестьянского хозяйства было необходимо для снабжения помещиков рабочими руками.
Интересы помещиков степной полосы, которая была относительно слабо заселена, и в которой преобладало крупного помещичье хозяйство, были выражены в проект известного славянофила, помещика Самарской губернии, Ю. Ф. Самарина. В этом проекте Самариным предусматривалась необходимость личного освобoждeния крестьян с землей и наделение их гражданскими правами. Однако он посчитал необходимым установление «переходного периода» сроком на 10-12 лет, в течение которого крестьяне отбывали бы барщинные работы за надельную землю. Причиной этому был недостаток в степной полосе рабочих рук.
Несмотря на наличие различий, исследовав все вышеперечисленные проекты, можно сделать вывод, что дворяне стремились к сохранению помещичьего землевладения, непосредственно саму власть помещиков над крестьянами и самодержавную власть. Данные проекты были направлены на создание условий для перестройки помещичьего хозяйства на предпринимательских началах. Но все же, главной целью было стремление к предотвращению «пугачевщины» в стране. Важнейшим аргументом необходимости проведения крестьянской реформы в большинстве проектов считалась опасность крестьянского восстания.
Глава 3. Основные принципы крестьянской реформы 1861 года
16 февраля 1861 г. в Государственном совете завершилось обсуждение проекта «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Подписать «Положения» планировалось 19, к шестой годовщине восшествия Александра II на престол. В это же время он подписал Манифест, которые возвещал об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подготовка к обнародованию Манифеста заняла две недели. Обнародование проходило на протяжении месяца — с 5 марта по 2 апреля.
3.1. Личное освобождение
Согласно «Общему положению» крестьяне получили «права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу»7. Но они были зачислены в разряд так называемых податных сословий, которые были обязаны нести рекрутскую повинность и платить подушную подать, в отличие от привилегированных сословий. Крестьяне по-прежнему оставались в известной зависимости от местного дворянства, а временнообязанные при этом еще и от своих прежних владельцев до окончательного прохождения выкупной операции. Крестьянам предоставлялись следующие права: право на вступление в брак без согласия помещика, право заключать договоры, право осуществлять свободную торговлю, обзаводиться собственной недвижимостью, записываться в цехи, вступать в торговые гильдии8.
По отношению к временнообязанным крестьянам у помещика сохранялись широкие права. Он был «попечителем» сельского общества. Ему было предоставлено «право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения»9. Помещик обладал правом требовать смены сельского старосты либо других лиц сельской администрации10. Если общество не соглашалось с помещиком, он мог поставить данный вопрос перед представителями администрации и тем самым добиться высылки из общества неугодного ему крестьянина11.
По «Положению» в селениях бывших помещичьих крестьян организовывались органы крестьянского «общественного» управления, которые находились в значительной зависимости от местного дворянства и административно-полицейских властей. Несколько сельских обществ формировали волость. Сельское общественное управление образовывало сельский сход, который избирал сельского старосту и ряд других должностных лиц. Так же в ведении сельского схода находились вопросы пользования общинной землей, раскладки казенных податей, рекрутских наборов, сборов податей и недоимок12. Сельский ход обладал правом выносить приговоры об «удалении из общества вредных и порочных членов его»13 и устранять отдельных домохозяев от участия в сходах сроком не более как на три года. Решения сельского схода должны были выполняться сельским старостой, который имел определенные административно-полицейские права. В сельских обществах временнообязанных крестьян староста тщательно наблюдал за тем, чтобы крестьяне исправно выполняли барщину, платили оброк и вообще должны были «немедленно выполнять законные требования помещика…»14. Сельский староста был наделен также и административными функциями: он мог наказывать крестьян за маловажные проступки, подвергая виновных аресту или общественным работам до двух дней, либо облагать штрафом до 1руб15.
Волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд формировали волостное управление. Данное «общественное» управление фактически не обладало никакой самостоятельностью, так как находилось в полной зависимости от дворянства и уездных властей. Эту зависимость можно заметить в связи с созданием института мировых посредников. Мировыми посредниками назначались потомственные дворяне-помещики, обладавшие земельным цензом от 150 до 500 десятин земли. Им поручалось не только составлять уставные грамоты и разрешать споры, возникшие в связи применением «Положений 19 февраля», но и наблюдать за деятельностью крестьянских учреждений. К тому же они наделялись рядом судебно-политических функций16. В связи с этим можно сделать вывод о том, что фактически никакого крестьянского самоуправления не было, крестьянские учреждения находились в полной зависимости от местного дворянства. В лице мирового посредника помещики оставили право телесного наказания крестьян даже после отмены крепостного права. В правовом отношении крестьяне по-прежнему находились в зависимости от власти дворянства, которая осуществлялась в лице мирового посредника17.
3.2 Крестьянские наделы и повинности
Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, было предоставлено право выкупить собственную землю. Сумма выкупа определялась по договоренности между крестьянином и помещиком. Если этого не происходило, то оседлость выкупалась по схеме: оброк с данной оседлости помноженный на 16 2/3. При этом заключалась уставная грамота. Основную сумму помещику выплачивало государство, а крестьянин расплачивался с государством выкупными платежами ежегодно в течение 49 лет с учетом надбавки в 6 процентов.
Стоит упомянуть, что процесс составления уставных грамот протекал по-разному в разных районах. Наиболее активно он проходил в Правобережной Украине, Литве и Белоруссии18.
Также стоит остановиться на таком вопросе, как соотношение арендных цен, а также цен на землю с величиной оброка, а, следовательно, и со стоимостью земли по выкупу, которая установлена «Положениям 19 февраля». Например, одна десятина земли в Ярославской (нечерноземной) губернии стоила ~14,7 руб., а по выкупу ~30,3 – 47,9 руб. В черноземных же губерниях цены кажутся ниже, но если учесть, что люди кормятся именно с земли, то получаются еще более грабительскими. Например, в Самарской губернии номинальная стоимость десятины ~8,5 руб., а выкуп происходил по цене ~12,5 – 37,5 руб.
В «барщинных» губерниях в период массового перехода крестьян с барщины на оброк во время составления уставных грамот происходило резкое падение арендных цен. Объяснялось это тем, что помещики, будучи не в состоянии разом перестроить свое хозяйство на капиталистических основах, начали производить массовую сдачу земли в аренду. Поэтому крестьяне старались получить как можно меньше земли, чтобы купить, или арендовать ее по более низким ценам.