Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:15, реферат
Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечившим утверждение капиталистической формации. Причиной, заставившей господствующие классы пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы. Этот кризис представлял собой результат конфликта новых производственных сил и старых феодальных производственных отношений.
Введение
1. Отмена крепостного права в России
1.1 Причины и предпосылки отмены крепостного права
1.2 Отмена крепостного права
2. Реформы 60–70-х годов 19 века
2.1 Земская и городская реформы
2.2 Судебная реформа
2.3 Военная реформа
2.4 Реформа полиции и тюремной системы
2.5 Финансовая реформа
2.6 Реформы просвещения и цензуры
Заключение
Список литературы
2.4 Реформа полиции и тюремной системы
Падение крепостного права,
революционная ситуация в стране
вынудили правительство постепенно
реформировать полицейский
1. В 1862 г. уездная и
городская полиция уездных
2. Расширен низовой аппарат
полиции: в 1878 г. учреждены должности
участковых урядников и
3. Изменились принципы
комплектования полиции. Если
до военной реформы, когда
4. Полиция была освобождена
от несвойственных ей функций:
хозяйственные дела (после земской
и городской реформ) перешли к
органам местного
5. В крупных городах
вместо прежних управ
Вся губернская полиция подчинялась
губернатору и генерал-
2.5 Финансовая реформа
Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Ее существо сводилось к трем основным элементам. Первый из них – это упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы каждое ведомство имело и бюджет, и свою кассу. Такой порядок не обеспечивал аккумуляцию средств в руках центральной власти, серьезно затруднял учет расходов и доходов. Контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что способствовало казнокрадству и хозяйственности.
Первый элемент реформы – ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы укрепляло твердый порядок в расходовании средств. Государственный бюджет теперь калькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться в печати. Все денежные средства государства теперь концентрировались на счетах государственного казначейства в Государственном банке, учрежденном в 1860 г. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета стали публиковаться для всеобщего сведения. Второй элемент реформы – отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, также сети коммерческих банков отвечало потребностям капиталистического развития. Третий элемент реформы – изменение налоговой системы. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т.д.), распространявшихся также на крестьян.
2.6 Реформы системы просвещения и цензуры
В общем ряду реформ 60–80-х
годов существенное место занимали
школьные и университетские реформы,
а также реформа цензуры. Развитие
капитализма требовало отмены сословных
ограничений для разночинной
интеллигенции, наиболее зажиточной части
крестьян и квалифицированных рабочих.
Развивавшаяся промышленность нуждалась
в массовой квалифицированной рабочей
силе, что требовало решительного
расширения начального образования. Все
это и обусловило реформы системы
просвещения. В 1863 г. был утвержден
новый университетский устав, который
ввел автономию университетов. Ректоры
стали избираться Советами университетов,
а деканы – Советами факультетов.
В 1864 г. был утвержден новый устав
гимназий и прогимназий (дававших неполное
среднее образование), вводивший
в средней школе всесословный
принцип обучения, открыты были и
женские гимназии. В том же 1864
г. утверждено "Положение о начальных
народных училищах". Народные училища
открывались как Министерством
прощения, так и земствами и
частными лицами. Либерализация идеологического
контроля в системе образования
была дополнена некоторой
Заключение
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ – в области местного управления, суда, образования, цензуры, финансов, в военном деле, а также церковного управления. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50–60-х годов XIX в., в обстановке общественно-политического подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята, самодержавие вышло из политического кризиса и даже наметился (с 1866 г.) поворот к реакции. Отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863–1874 гг.
Реформы 60-х начала 70-х
годов XIX века были заметным шагом вперед
на пути превращения России в правовое
государство, они коренным образом
изменили политический облик страны,
однако, оставался незыблемым центральный
бюрократический аппарат
Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху". Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов.
Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным событиям 1905–1907 годов и 1917 года.
Список литературы
Александр II и реформы 60–70-х гг. 19 в. // Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997.
Александр II. // Российские государи. – М., 1993.
Ананьич Б. Проблемы российского реформаторства. // Знание – сила. –1992. – №2 Сборник "Либерализм в России", М. – Агентство "Знак", 1993 г.
Бердинских В.А. Крестьянская цивилизация в России. М., 2001.
Великие реформы в России / Ред. Л.Г. Захарова, Б. Эклоф, Дж. Бушнелл. М., 1992.
Власть и реформы: от самодержавия к современной России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. СПб., 1996.
7. Головатенко А. Преобразования Александра II: Великие свершения и неиспользованные возможности. // Головатенко А. История России. – М. 2003.
8. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861–1880. М., 1978.
9. Зайончковский А.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958.
10. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
11. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856–1861. М., 1984.
12. Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция. // Вопросы истории. –1999. – №11/12
13. История России". Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С. Орлова. – Москва, Изд. "Проспект" 2003 год.
14. Каспэ С.Н. Империя и модернизация. Общая модель и российская специфика. М., 2001.
15. Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 г. Черноземный центр 1861–1895 гг. М., 1972.
16. Ляшенко Л.М. Царь – Освободитель. – М., 1994
17. Новицкая Т.Е. Реформы Александра II. // Вестник Московского университета. – сер. 11, Право. –1998
18. Федоров В.А. История России 1861–1917: учебник для вузов. – М., 2000 г.
1 Федоров В.А. История России 1861-1917: учебник для вузов.– М.;.,2000г С. 147
1 Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861 - 1880. М., 1978 С.42
1 Новицкая Т.Е. Реформы Александра II. // Вестник Московского университета. – сер. 11, Право. –1998 С. 21
1 Великие реформы в России / Ред. Л.Г. Захарова, Б. Эклоф, Дж. Бушнелл. М., 1992 С. 123