Отношения Казахстана с Бухарским, Кокандским иХивинским ханствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:53, реферат

Описание работы

Страшные последствия «Актобан шубырынды» великого бедствия выдвигали задачу организации отпора сильному врагу. Энергичный, мужественный Абылай выступает на политической арене как один из организаторов освободительной борьбы казахского народа против иноземного нашествия. Наряду с Абулхаиром и другими прославленными полководцами, Абылай стремился сплотить разрозненные казахские ханства с целью обеспечения территориальной целостности казахской земли, которые мечтали о мире и пастбищах, торговле с сопредельными странами как условиях восстановления и развития подорванного хозяйства, прекращения бесконечных поборов и грабежей, обнищания.

Содержание работы

Введение
Отношения казахстана с кокандским, бухарским и хивинским ханством
Ликвидация кокандского и бухарского ханств
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Отношения казахского ханства с бухарский и коканским и хивинским.rtf

— 197.43 Кб (Скачать файл)

 


Содержание:

Введение          

 

Отношения казахстана с кокандским, бухарским и хивинским ханством

    2. Ликвидация кокандского и бухарского ханств

Заключение          

 

 

Список использованной литературы    

 

 

 

Введение

XVIII век ---один из самых тяжелых и трагических периодов истории казахского народа. Весь век полон тяжелых и кровопролитных войн за национальную независимость   против   жонгарских,   русских   и   китайских захватчиков. Одна из наиболее ярких политических фигур этой эпохи -- хан Абылай, с именем которого связано возрождение казахской государственности, успешная борьба с внешней опасностью. После принятия Младшим жузом российского подданства положение в Казахстане оставалось ложным. Угроза джунгарских опустошительных вторжений не была снята. В этой сложной ситуации дело спасения страны взял на себя сам народ. Именно в  годы отражения джунгарской агрессии проявился полководческий талант султана Абылая. Абылай (Абылмансур) - выдающийся государственный деятель, политик, дипломат, обьединитель казахских земель. Родился в 1711 году. Его дед тоже по имени Абылай, происходил от знатного поколения чингизидов Жадига.

Отец и дед Абылая правили священным городом мусульманского Востока - Туркестаном. Период жизни Абылая явился наиболее напряженным. Постоянная борьба казахского народа с ойратским нашествием наложило отпечаток на весь цикл общественно-политической и хозяйственной жизни казахских жузов.

Страшные последствия «Актобан шубырынды» великого бедствия выдвигали задачу организации отпора  сильному врагу. Энергичный, мужественный Абылай выступает на политической арене как один из организаторов освободительной борьбы казахского народа против иноземного нашествия. Наряду с Абулхаиром и другими прославленными полководцами, Абылай стремился сплотить разрозненные казахские ханства с целью обеспечения территориальной целостности казахской земли, которые  мечтали о мире и пастбищах, торговле с сопредельными странами как условиях восстановления и развития подорванного хозяйства, прекращения бесконечных поборов и грабежей, обнищания.

 

Отношения казахстана с кокандским, бухарским и хивинским ханством

 

В начале 16 в. В Средней Азии и Казахстане произошли большие политические перемены, связанные прежде всего с передвижением кочевников из дешт-и кьшчака в земледельческие районы средней Азии. В 16 в. В средней Азии возникло два государства, возглавленных узбекскими династиями: бухарское ханство в маверан-нахре и ургенчское в хорезме.( впоследствии (с 17 в.) За ургенчским ханством утвердилось название хивинского ханства в связи с перенесением столицы из ургенча в хиву. ) в пределах этих двух государств находилась основная масса оседлого населения средней азии, а также кочевое и полукочевое население, относительно более многочисленное в хорезмском ханстве. Влияние правителей хорезма распространялось временами на обширные пространства туркменских земель: в 16 в. Почти вся территория нынешнего туркменистана попала под власть узбекских феодальных владетелей, во главе которых стояли ханы хорезма.

Экономические и политические связи между населением оседлых земледельческих и кочевых скотоводческих районов составляли в 16--17 вв., как и раньше, характерную черту исторического развития народов средней Азии. В 16 в. Наступил последний этап формирования узбекской народности. Кочевники, передавшие этому народу своё общеплеменное название, начали постепенно оседать, смешиваясь с потомками согдийцев, хорезмийцев и различных тюркских племён и народностей, населявших с давних времён территорию нынешнего Узбекистана.

В 16--17 вв. Происходило переселение ряда туркменских племён из хорезмского оазиса и соседних с ним районов в южную часть туркменистана. Вызванное этим перемешивание южных и северных туркменских племён сыграло большую роль в складывании туркменской народности. Казахские ханства возникли уже в 15 в. В 16 в. В основном завершилось формирование казахской народности, явившееся результатом длительного процесса слияния различных тюркских племён дешт и кыпчака. По-видимому, к этому же времени относится и сложение таких соседних с казахами тюркских народностей средней Азии, как киргизы и каракалпаки.( письменные источники дают первые несомненные сведения о киргизах на тянь-шане в начале 16 в., а этническое название каракалпаков упоминается в источниках с конца 16 в. )

Сложившаяся к середине 17 в. Карта расселения народов средней азии и Казахстана в главных чертах сохранилась и в исследующие столетия.

Развитие феодальных отношений при сохранении значительных родо-племенных пережитков, облекавших эти отношения в патриархальные формы, имело место у всех кочевников средней азии и Казахстана в16 -- первой половине 17 в.

Кочевники-узбеки, осваивая земледельческие районы средней азии и входя в тесное соприкосновение с более развитым феодальным обществом, принесли с собой отношения, свойственные ранним этапам феодализма. Это сказалось на дальнейшем развитии Мавераннахра, Ферганы и особенно Хорезма, где вновь усилилась феодальная раздробленность, что затормозило их социально-экономическое развитие.

Другой причиной наметившегося к середине 17 в. Хозяйственного и культурного упадка в земледельческих областях средней азии было перемещение торговых путей, происходившее в результате великих географических открытий, развития морской торговли европейских стран с востоком, что повлекло снижение роли караванной торговли. Эту торговлю подрывали также турецкие завоевания в передней Азии. В 16 в. Потеряли былое значение старинные сухопутные торговые пути из Китая в страны средиземноморья, проходившие через семиречье и Фергану.

В это же время вследствие нарушения безопасности торговых путей в Китай почти совершенно прекратились не только хозяйственные, но и дипломатические сношения с ним. После прихода к власти в Иране династии сефевидов в результате войн, которые вели сефевиды с узбекскими ханами значительно сократились хозяйственные связи средней Азии с Ираном.

Международное положение средней Азии и Казахстана осложнялось угрозой со стороны джунгарских феодалов и иранских шахов.

В создавшихся условиях всё большее значение приобретали развивавшиеся экономические и дипломатические взаимоотношения Казахстана и средней Азии с русским государством. Они сыграли очень важную роль в дальнейшем, создавая исторические предпосылки присоединения этих областей к России.

Политические события конца 15 -- начала 16 в., войны и междоусобицы серьёзно подорвали хозяйственную жизнь средней Азии, в экономике которой ещё не были полностью преодолены тяжёлые последствия монгольского завоевания. В результате войн и усобиц вновь были разрушены многие ирригационные сооружения и приведены в запустение целые области. Особенно трудное положение создалось в первой половине 17 в., когда в бухарском ханстве и в хорезме значительно ослабела власть верховных правителей и усилилась феодальная раздробленность этих государств.

Сельское хозяйство

Основным занятием оседлого населения средней Азии было поливное земледелие; урожайность полей зависела от состояния ирригационной сети. Устройство и очистка арыков, засорявшихся илом во время разливов Сыр-дарьи и Аму-дарьи (повторявшихся несколько раз в году), требовали много рабочих рук и больших затрат труда.

Архаические орудия труда в сельском хозяйстве оставались почти неизменными на протяжении столетий. Земледелец средней азии пахал примитивным плугом (омач), пользовался деревянной бороной (мала), употреблял деревянную лопату для веянья зерна и т. П. Для землекопных работ применялась в качестве универсального орудия своеобразная мотыга -- кетмень.

В 16--17 вв., как и в предшествовавшие столетия, основными земледельческими культурами в средней азии были пшеница, ячмень, рис и хлопок. Возделывались также кукуруза, просо, мак и т. П. Большое значение имели шелководство, огородничество, садоводство, виноградарство и бахчеводство. Плоды и овощи (местные сорта персиков, винограда и дыни) играли серьёзную роль в питании населения, а сушёные фрукты (абрикосы и виноград) не только продавались на базарах средней Азии, но шли и на вывоз. Сушёные фрукты, в частности, занимали со второй половины 16 в. Значительное место в вывозе в Россию.

Скотоводство, являвшееся второстепенной отраслью хозяйства в земледельческих областях, было главным занятием кочевников и имело экстенсивный характер.

Основными видами скота были: курдючная овца, двугорбый верблюд, рогатый скот и лошади различных пород. Кони из средней Азии (в основном туркменские) в 16-- 17 вв. Пользовались большим спросом в индии и поставлялись тысячами ежегодно на рынки кабула.

Ремесло и торговля

В 16--17 вв. Увеличение спроса на хлопчатобумажные и шёлковые ткани на русских и восточных рынках вызвало довольно значительное развитие текстильного ремесленного производства в средней азии; развивалось и кожевенное производство. Значительная часть тканей и кожевенных изделий вывозилась в другие страны, составляя важную статью торговли на внешнем рынке. Такие виды производства городских ремесленников, как изготовление оружия и военного снаряжения, металлической посуды и ювелирных изделий, обслуживали главным образом потребности местных рынков.

В городах существовала цеховая организация ремесла, которая регламентировалась особыми уставами («рисоля»). Велика была зависимость ремесленников от феодальных правителей. Они должны были уплачивать специальные налоги (промысловый и полавочный) изделиями своего ремесла. Старинный обычай делать подарки хану во время празднеств превратился в феодальную повинность.

Ремесленники в средней азии обычно сами продавали свои изделия. Многие из них имели свои лавки на базарах.

Многие города средней азии находились в xvi--xvii вв. В состоянии упадка, особенно в хорезме. Об этом свидетельствовало ухудшение строительной техники и архитектуры, снижение качества керамических изделий и других видов ремесленного производства.

Среднеазиатские купцы ездили в различные страны востока и в россию, где выменивали изделия для «ханского обихода» и вели торговлю также и своими товарами. Широко используя купцов и послов как посредников при обмене, ханы старались монополизировать торговлю на внешнем рынке.

С развитием феодального землевладения усиливалась эксплуатация крестьян. Типичной формой эксплуатации была кабальная издольщина. В большинстве своём крестьяне юридически считались лично свободными, фактически они целиком зависели от феодалов.

Крестьяне платили множество различных налогов и были обременены тяжёлыми повинностями в пользу феодалов и феодального государства. На ирригационные, дорожные, строительные и другие работы крестьянин обязан был выходить со своим рабочим скотом, инструментом и продуктами питания. Ко многим из таких работ привлекались и ремесленники. Трудящееся население страдало от войн и феодальных усобиц, во время которых оно должно было давать людей в ополчение, выходить на постройку крепостей, принимать на постой войска, поставлять подводы, верховых и вьючных животных и т. П.

Усиление классовых противоречий и феодального гнёта в 16--17 вв. Вело к обострению классовой борьбы в среднеазиатских ханствах. Правда, сведения об антифеодальных выступлениях трудящихся того времени, даваемые источниками, редки и отрывочны, ибо придворные историки интересовались ими мало, уделяя внимание прежде всего политическим событиям, происходившим во дворцах правителей, феодальным войнам и походам. Однако имеются данные, с несомненностью свидетельствующие о происходивших в различных районах средней азии массовых движениях и восстаниях.

Некоторые восстания были непосредственно связаны с военными событиями начала 16 в., в частности с завоевательными походами шейбани-хана и борьбой узбекских феодалов с тимуридами. Горожане выступали против насилий сборщиков податей, восставали против феодалов. Так, анонимный автор одного сочинения о щейбанихане («избранные летописи побед») упоминает о жестоком подавлении этим завоевателем восстания жителей города Каракула в 1501 г. В «записках» правителя ферганы, впоследствии основателя династии великих моголов в индии, бабура коротко, но вполне определённо рассказывается о восстаниях «черни» в различных городах Ферганы, направленных против властей. Бабур сообщает о выступлении «черни» города оша в 1498--1499 гг. В 1502--1503 гг. Союзные вабуру моголистанские ханы оставили гарнизоны в покорившихся Бабуру городах оше и маркинане (маргелане). «вопреки надеждам народа, -- пишет Бабур, -- они начали творить жестокости и насилия». Жители подняли восстание и изгнали гарнизоны.

В 16 в. Жители Самарканда, возмущённые жестокостью феодала Хосров-шаха, выступили против него с оружием в руках. Имеются сведения о крупном восстании населения во второй половине 16 в. В Кулябе и о вооружённых выступлениях в Зарафшанской долине в 17 в. Эти выступления, насколько позволяют судить сообщения источников, имели локальный характер и не охватывали одновременно больших территорий.

Хозяйственные потребности кочевников-скотоводов, особенно их феодализирующейся знати, всё более нуждавшихся в земледельческих продуктах и в ремесленных изделиях, нередко служили побудительными мотивами к передвижениям кочевников из глубины степей к земледельческим оазисам и городам. Именно в связи с этим в 15--16 вв. Развивался обмен в сыр-дарьинских городах, возрастало хозяйственное и политическое значение некоторых из них, в частности ташкента.

В начале 16 в. В результате завоевания территорий, входивших в состав государства тимуридов, узбекским ханом мухаммедом шейбани основные земледельческие районы средней азии оказались под властью узбекских феодалов. Номинально подчинились власти шейбанидов и горные владения, расположенные на территории современного таджикистана.

Однако держава шейбани была непрочным военно-административным объединением. Феодальные усобицы вскоре ослабили обширное, но не успевшее окрепнуть узбекское государство. Создались благоприятные условия для военных вторжений иранского шаха исмаила и его союзника -- бабура. В 1510 г. В ожесточённой битве с войсками исмаила в районе мерва было убито много узбекских воинов, погиб и сам шейбани. Часть его завоеваний была утеряна. В конце 1512 г. Бабуру удалось овладеть самаркандом. Но уже в следующем году бабур потерпел в мавераннахре поражение и самарканд вновь стал столицей щейбанидов. В процессе дальнейшего роста феодальной раздробленности многие среднеазиатские города (бухара, ташкент, фергана и др.) Превратились в независимые владения. В середине xvi в. Столица образовавшегося на территории мавераннахра узбекского ханства шейбанидов была перенесена из самарканда в бухару, после чего за этим ханством утвердилось название бухарского.

В конце 50-х годов 16 в. Усилился шейбанид абдулла-хан, посадивший на трон своего отца искандер-хана (1561--1583). Действуя от его имени и приняв на себя обязанности командующего войсками, абдулла-хан успешно закончил борьбу с другими претендентами на престол и значительно расширил пределы бухарского государства, он подчинил ферганскую долину и взял балх, а в 1576 г. Овладел ташкентом и самаркандом в 15831., после смерти своего отца, абдулла-хан занял трон и правил до 1598 г. В борьбе за укрепление ханской власти он опирался на поддержку высшего мусульманского духовенства и действовал с беспощадной жестокостью, уничтожая непокорных сородичей и вассалов. Достигнутое такими мерами временное ослабление феодальной раздробленности в шейбанидских владениях и объединение мавераннахра вокруг одного центра -- бухары создали в стране относительное спокойствие и сравнительно благоприятные возможности для развития торговли и хозяйственной жизни населения.

Информация о работе Отношения Казахстана с Бухарским, Кокандским иХивинским ханствами