Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:50, контрольная работа
Можно сказать, что после каждого значительного кризиса Россия создавала свою государственность заново. Сейчас мы вновь переживаем такой период. С этим связана проблема поиска национальной идеи. Однако для многонационального и многоконфессионального государства, каким является Россия, объединяющей является идея не национальная, а государственная.
В связи с этим в исторической науке вновь актуализировалась тема становления древнерусской государственности, неоднократно поднимавшаяся в историографии. Исследователями были отмечены многие факторы, повлиявшие на развитие политических институтов Руси. В качестве одного из таких факторов называлось и соседство со степью, точнее борьба с кочевниками. Однако, очевидно, что наиболее быстрыми темпами в домонгольское время развивались именно регионы.
Введение...................................................................................................................2
1. Отношения Руси и кочевников в древних летописях......................................4
2. "Варварские" империи как система политической организации
в IX—XIII вв.....................................................................................................12
3. Древняя Русь – кочевая империя....................................................................16
Заключение.............................................................................................................19
Список литературы................................................................................................20
Для всех таких обществ очевидно просматривается схожее социальное устройство по военному, десятичному принципу (на Руси: община = дружина, община = сотня, волость = тысяча). Князь (также как и хан в степи), в первую очередь, военный предводитель. Их административная деятельность резко ограничена земскими или куренными институтами.
Наибольшим уважением в обществах, развивающихся по пути военного политогенеза, пользуется военная элита, представленная дружиной. Состав дружины был неоднородным в социальном и этническом отношении, что открывало возможность для вливания в состав этого подразделения не только представителей рядового населения, но и представителей соседних народов.
Таким образом, можно говорить о Древней Руси как о суперсложном вождестве, главенствующее положение в котором занимала военная элита.
При этом сохраняется роль старой родовой аристократии, жречества (позднее духовенства) и народного собрания (веча).
Таким образом, Древняя Русь никогда не представляла единого централизованного политического образования. Это предопределило внутреннее разграничение на северную и южную части, причем последняя, долгое время находящаяся в постоянном контакте с кочевым миром была в большей степени подготовлена к инфильтрационным и ассимилятивным процессам. Целый ряд институтов, приписываемых исследователями монгольскому влиянию, сложился еще в домонгольское время. Монгольское
же завоевание и включение
русских земель в политическую структуру Золотой Орды углубило
именно черты, свойственные кочевническим
цивилизациям.
По отношению к странам
Старого Света кочевой мир
является срединным, и в силу своего
географического положения выну
Многочисленные памятники отражают торговые, политические, военные, матримониальные связи Древней Руси с тюркоязычными кочевниками. Вероятно, не случайно и объединение кочевников и руссов под общими названиями “скифов”, “тюрков”, “славян”, “хазар”, упоминания о том, что эти народы говорят на одном языке. Все эти сведения позволяют нам предполагать включение кочевников и древних руссов в единую политическую систему.
История отношений Древней Руси и кочевников драматична, и потому
никогда не выпадала из поля зрения историков. На протяжение ХVIII—XIX
вв. в российской историографии преобладал негативный подход в оценке роли кочевых народов в истории Древней Руси. Даже авторы, указывавшие на некоторые положительные моменты взаимоотношений Руси и кочевников
видели проявление этих моментов в более быстром развитии Древнерусского
государства из-за борьбы с кочевниками. Появление новых источников заставило взглянуть на проблему по-новому. Ее освоение вышло за пределы традиционного рассмотрения чисто внешней стороны взаимоотношений Руси
с кочевыми племенами. Непосредственные взаимоотношения этих миров стали рассматриваться в плане внешней политики и международных связей и
вместе с тем как часть огромной важности проблемы взаимодействия оседлых и кочевых культур [10, с. 38].
Еще одной точкой соприкосновения можно считать зависимость “варварских” империй от внешней торговли. Взаимовыгодная торгово-обменная деятельность приводила к ускорению социально-экономического развития. Включение кочевников в экономическую орбиту Древней Руси позволяло расширить торговые связи за счет трансконтинентальных маршрутов, обезопасить движение собственных торговых караванов, увеличить количество рынков сбыта и ассортимент товаров.
Заключение
Сегодня можно утверждать, что отношения Руси с кочевыми народами
были многогранными. В IX—XIII вв. и кочевники, и Русь стояли на пороге государственного строительства. Соседство и тесное взаимодействие могли либо стимулировать процесс становления государственности, либо замедлить
его. Общие черты развития приводили к быстрому сближению и открытости для взаимовлияния, политической, экономической и культурной интеграции.
Возможно, свою роль в
сближении сыграли сходные
Военный путь политогенеза определил целый ряд схожих черт кочевых
империй и империи Древнерусской: 1) характер политического устройства – военная империя; 2) военно-иерархический характер общественной организации, выстроенной по принципу военных единиц; 3) быстрое развитие оборонной индустрии; 4) схожее устройство войска и тактических приемов ведения боя; 5) дуальный (или триадный) принцип социальной организации на ее высших уровнях. Эти черты вырастали из внутренней логики развития обществ, но постоянное и тесное общение приводило к ускорению процесса их становления.
Тесное соседство и взаимодействие, ментальная близость, схожесть социально-экономического развития приводили и к заимствованию ряда элементов кочевнических образований (или при посредстве кочевников) Древней Русью, в частности, титула “хакан” из Хазарии, удельно-лествичной
системы, институтов соправления и кормления.
Список литературы
1. Епимахова Т.В.
Евразийцы и современное
2. Епимахова Т.В. Евразийцы: этика, политика, мораль // Тезисы докладов студенческой конференции по итогам полевого сезона. Тобольск, 1988.
3. Епимахова Т.В.
Природно-климатический фактор
4. Епимахова Т.В.
Историческая концепция
5. Епимахова Т.В.
Кочевниковедческие
6. Епимахова Т.В. Евразийцы: политическая концепция и тезисы кочевниковедческой теории // Вестник Челябинского университета. Челябинск, 1992. № 2.
7. Епимахова Т.В. К вопросу о взаимоотношениях кочевников и земледельцев // Вестник Челябинского университета. Челябинск, 1993. № 2.
8. Епимахова Т.В. Половцы в Подунавье // Уржумка. Челябинск, 1995. № 1.
Крадин Н.Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.
9. Любчанская Т.В. Советская историография первой половины ХХ века о взаимоотношениях тюркоязычных кочевников и Древней Руси // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Челябинск, 2002.
10. Любчанская Т.В. “Дикое
поле” и Древнерусская
11. Любчанская Т.В. “Варварские империи” кочевников и Древней Руси // Вестник Челябинского университета. Сер. История. 2004. № 1.
12. Любчанская Т.В. “Православная”
13. Любчанская Т.В. “Варварские империи” кочевников и Древней Руси // Незабитовский В. Рец. на кн.: Затыркевич М.Д. О влиянии борьбы между народами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период. М. 1874 // Университетские известия. № 3. Киев, 1876.
14. Пархоменко В.А. Следы половецкого эпоса в летописях // Проблема источниковедения. Сб. 3. М.;Л., 1940.
15. Плетнева С.А. Кочевники средневековья: Поиски исторических закономерностей. М., 1982.
16. Сергеевич В.И. Исследования г. Затыркевича в области домонгольского периода русской истории // ЖМНП. Январь. 1876.
17. Тезисы докладов международной конференции “Природа и общество”. Краков, 2003.
18. Якубовский А.Ю. Феодальное общество Средней Азии и ее торговля с Восточной Европой в Х—ХV вв. // Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Вып. 3. Ч. 1. Л., 1932.
Информация о работе Отношения Руси и кочевников в древних летописях