П.А. Столыпин – трагедия российского реформатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Личность П. А. Столыпина и его реформаторская деятельность неоднозначны, как по содержанию, так и по результатам. Противоречивы и ее оценки разными историками — основываясь, казалось бы, на одних и тех же данных, они приходят к зачастую диаметрально противоположным выводам. Современники тоже не имели единого мнения о ней — деятельность Столыпина П. А. была предметом жарких споров в Думе и при дворе.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………3
2.Земельная реформа…………………………………………………...6
3.Права и свободы граждан……………………………………………8
4. Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти……………………………………….10
5. Реформирование силовых структур и судопроизводства………..11
6. Местное управление и самоуправление…………………………..13
7. Экономика, финансы, инфраструктура…………………………...14
8. Социальная политика………………………………………………16
9. Образование, наука и культура……………………………………17
10. Военная реформа………………………………………………….19
11. Противодействие террору………………………………………...20
12.Покушения на Столыпина………………………………………....22
13. Оценка деятельности……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Реферат Столыпин.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

         Министерство образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования «Самарский государственный

     аэрокосмический  университет, имени академика  С. П. Королева

                            (национальный исследовательский  университет)»

 

 

 

 

 

                             Кафедра истории и политологии

 

                                              Реферат на тему:

           П.А. Столыпин – трагедия российского  реформатора

 

 

                                                                                             Выполнил: студент группы 1102

                                                              Лобанов В.В.

                                                                         Проверил: Придаткин А.В.

 

 

 

 

                                                        Самара 2012

                                                      

                                                     Содержание

                                                                                                     

                                                                                                                                                  Стр.

1.Введение………………………………………………………………3

2.Земельная реформа…………………………………………………...6

3.Права и свободы граждан……………………………………………8

4. Формирование основ  правового государства и разграничение  ответственности ветвей власти……………………………………….10

5. Реформирование силовых структур и судопроизводства………..11

6. Местное управление и самоуправление…………………………..13

7. Экономика, финансы, инфраструктура…………………………...14

8. Социальная политика………………………………………………16

9. Образование, наука и культура……………………………………17

10. Военная реформа………………………………………………….19

11. Противодействие террору………………………………………...20

12.Покушения на Столыпина………………………………………....22

13. Оценка деятельности……………………………………………...25

Введение

Пётр  Арка́дьевич Столы́пин (2 апреля 1862, Дрезден, Саксония — 5 сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра.

Личность  П. А. Столыпина и его реформаторская деятельность неоднозначны, как по содержанию, так и по результатам. Противоречивы и ее оценки разными историками — основываясь, казалось бы, на одних и тех же данных, они приходят к зачастую диаметрально противоположным выводам. Современники  тоже не имели единого мнения о ней — деятельность Столыпина П. А. была предметом жарких споров в Думе и  при дворе.

Для того, чтобы лучше понять атмосферу, в которой пришлось работать Петру Аркадиевичу Столыпину, нужно рассмотреть политическое и экономическое положение в стране с конца 19 до начала 20 веков. 
 
В конце 19 - начале 20 веков капитализм  стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии.

Россия, хотя и во втором "эшелоне", но вступила на путь капиталистического развития. Однако в начале 20 века она  оставалась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду с высокоразвитой капиталистической индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Средоточием пережитков феодальной эпохи оставалась российская деревня. Важнейшими из них были, с одной стороны, крупные  помещичьи имения, широко практиковавшиеся отработки (прямой пережиток барщины), с другой стороны крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с ее переделами, чересполосицей, тормозившие модернизацию крестьянского хозяйства. Здесь тоже произошли определенные сдвиги, что находило выражение в расширении посевных площадей, росте валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышении урожайности, использовании удобрений, машин и т.д. В целом аграрный сектор разительно отставал от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.

Это отражалось и в социально-классовой  структуре страны. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат) в нем  продолжало существовать и сословное  деление (дворянство, купечество, крестьянство, мещанство). 
 
Ведущие позиции в экономике страны к началу 20 века занимала буржуазия. Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи зависимой, от самодержавия, она долгое  время оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство, оставаясь правящим классом - сословием, сохранило и  значительную экономическую силу. Несмотря на утрату почти 40% всех своих земель, оно к 1905 году сосредоточило свыше 60% всего частного землевладения и было важнейшей  социальной опорой режима, хотя в социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны, также было глубоко затронуто процессом социального расслоения (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями назревали свои противоречия.  
 
Политический строй России - абсолютная монархия. Сделав в 60-70 годах 19 века шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". Николай II, вошедший на престол в 1894 году, твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть. 
 
Вплоть до 1905 года высшими государственными органами в стране были Государственный совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Их состав определялся монархом. Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом. Поражение в войне с Японией в 1904-1905 годах показало, что Россия не способна конкурировать со странами, свободно развивающимися капиталистическим путем. Назревшие противоречия привели к революционному взрыву 1905 - 1907 годов и со всей очевидностью показали нерешенность аграрного и других насущных вопросов тогдашней России.  
 
России требовались, как и политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

Основные направления  реформ

    • Земельная реформа
    • Права и свободы граждан
    • Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти
    • Реформирование силовых структур и судопроизводства
    • Местное управление и самоуправление
    • Экономика, финансы, инфраструктура
    • Социальная политика
    • Образование, наука и культура
    • Военная реформа
    • Противодействие террору

Земельная реформа

Одна  из ключевых проблем российской истории  начала XX века - неэффективность крестьянского  хозяйства, сдавливаемого архаичными нормами общинного уклада жизни. Решение этого вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права не оставались пустой буковой. Для реализации этой задачи правительством был инициирован целый комплекс мер. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Теперь, будучи полноценным владельцем своего земельного участка, он мог брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда.

Простое изменение правового статуса  крестьянского надела не могло привести к качественным изменениям в крестьянском хозяйстве. Обычный надел был  разделен на множество полос, между  которыми пролегали значительные расстояния. Это заметно затрудняло земледельческие  работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое  сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб  или хутор (если бы от общины обособлялся  не только земельный надел, но и усадьба  с хозяйственными постройками).

Одно  из принципиальных направлений аграрной реформы - переселенческая политика. Правительство было вынуждено решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала очевидный  земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить крестьянские массы в те регионы, которые остро  нуждались в заселении - Сибирь и  Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавала в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.

Результаты  правительственной политики за сравнительно короткий период были впечатляющи. За 1907-1913 гг. было подано 706 792 ходатайства  об укреплении своих наделов в  собственность. Всего был утвержден 235 351 проект. К 1914 г. землеустроительные работы были проведены на территории общей площадью 25 млн. дес. К 1915 г. из земельных фондов Крестьянского банка было продано крестьянам 3738 тыс дес. В 1906-1914 гг. 3 772 151 человек переселились за Урал. Из них около 70% закрепились в Сибири. За годы реформ расходы на агрономическую помощь населению выросли почти в четыре раза, потребление сельскохозяйственных машин на десятину посева - в три раза. Государством были произведены масштабные ирригационные работы в Сибири, в Средней Азии, на Кавказе. Иными словами, в сфере сельского хозяйства произошли "тектонические" сдвиги, которые затронули большинство населения России.

Права и свободы граждан

К началу XX века российское общество в  значительной степени оставалось традиционным, а государственность - архаичной. Россия нуждалась в системной модернизации, которая бы придала импульс дальнейшему  развитию страны. Для этого следовало  реформировать то, что было краеугольным камнем всей Российской государственности - своеобразное правовое положение  подданного империи. В Российской империи  даже после цикла Великих реформ правовой статус в значительной мере определялся сословной, национальной и конфессиональной принадлежностью. А без создания единого правового  пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований было невозможным.

Уже 5 октября 1906 г. был издан указ, даровавший гражданское равноправие большинству  населения России - крестьянству. Теперь крестьяне могли беспрепятственно, без разрешения общины поступать  на государственную службу и в  учебные заведения. Окончательно упразднялась подушная подать и круговая порука. Отменялись особые формы наказания, возлагаемые на крестьян - например, направление последних на принудительные общественные работы. Наконец, крестьяне  получили право свободного избрания места жительства наравне с прочими  сословиями.

Предполагалось  снять ограничения, связанные с  национальной и конфессиональной принадлежностью  граждан России. Так, в законопроекте "Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в  другое" проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения на переход из одной веры в другую практически устранялись. В период министерства П.А. Столыпина были заметно расширены права старообрядческих и сектантских общин. По сути, старообрядцы и сектанты были приравнены к лицам православного исповедания. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса. Он настаивал на снятии наиболее значимых ограничений, наложенных на еврейское население России: в т.ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д. А 22 мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости. На практике это обозначало ликвидацию черты оседлости как таковой в период действия этого циркуляра.

Правительство предполагало расширить права и  всех граждан России вне зависимости  от сословий. Так, 8 марта 1907 г. во II Думу правительством был внесен законопроект "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции". Речь шла о необходимых гарантиях  прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Любое  наказание могло иметь место  лишь в случае соблюдения необходимой  законной процедуры. Вторжение в  чужое жилище допускалось лишь в  предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал.

Таким образом, в Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое  бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все государственное  устройство страны.

Формирование основ правового  государства и разграничение  ответственности ветвей власти

Реформаторские  проекты в истории России были обычно внутренне противоречивыми. В них не было системности. Они  изменяли элементы системы во имя  сохранения целого - самодержавной  модели управления. Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось  в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это  в первую очередь относилось и  к проблеме государственного управления - к вопросу о власти. Отсутствие полноценного диалога между властью  и обществом - одна из наиболее болевых  точек в истории России XIX столетия. Игнорирование этой проблемы приводило  к дестабилизации общественно-политической жизни, в условиях которой проведение прочих насущных реформ было невозможным. Диалог между властью и обществом  можно было осуществить лишь посредством  институтов правового государства, устанавливавших определенные правила  игры, конституционные рамки для  необходимого взаимодействия.

П.А. Столыпин был принципиальным сторонником  законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося  значения. Однако взаимодействие между  правительством и I и II Думами оказалось  невозможным, так как депутаты в  значительной своей части не считали  нужным вести диалог с исполнительной властью и видели перспективы  развития страны вне рамок действовавшей  правовой системы. В итоге правительство  встало перед необходимостью реформировать  избирательное законодательство. Благодаря  избирательному закону 3 июня 1907 г., III Государственная  дума аккумулировала наиболее конструктивно  мыслящие общественные силы страны, склонные к тесному сотрудничеству с властью  во имя решения насущных политических, социальных и экономических проблем.

Информация о работе П.А. Столыпин – трагедия российского реформатора