П.А. Столыпин – трагедия российского реформатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Личность П. А. Столыпина и его реформаторская деятельность неоднозначны, как по содержанию, так и по результатам. Противоречивы и ее оценки разными историками — основываясь, казалось бы, на одних и тех же данных, они приходят к зачастую диаметрально противоположным выводам. Современники тоже не имели единого мнения о ней — деятельность Столыпина П. А. была предметом жарких споров в Думе и при дворе.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………3
2.Земельная реформа…………………………………………………...6
3.Права и свободы граждан……………………………………………8
4. Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти……………………………………….10
5. Реформирование силовых структур и судопроизводства………..11
6. Местное управление и самоуправление…………………………..13
7. Экономика, финансы, инфраструктура…………………………...14
8. Социальная политика………………………………………………16
9. Образование, наука и культура……………………………………17
10. Военная реформа………………………………………………….19
11. Противодействие террору………………………………………...20
12.Покушения на Столыпина………………………………………....22
13. Оценка деятельности……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Реферат Столыпин.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Правительство искало договоренностей с народными  представителями по каждому вопросу  законодательства. Министры регулярно  посещали пленарные заседания Думы и Государственного Совета, выступали  на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России. Депутаты Думы и члены Государственного совета неоднократно приглашались министрами на частные или полуофициальные  совещания, где в спокойной обстановке обсуждались предстоявшие обсуждению законопроекты.

Опыт  взаимодействия представительной и  исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые  был реализован правовой механизм широкой  общественной экспертизы правительственных  инициатив. Реформы же были не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью  и обществом.

Реформирование силовых структур и судопроизводства

Права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы  государством, которое реализует  декларируемые принципы в каждодневной практике правоприменения - т.е. в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина.

Законопроект "О преобразовании местного суда" должен был способствовать тому, что  суд стал бы дешевле и доступнее  для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института  мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные  дела, не влекшие за собой особо  тяжких наказаний. Их решения можно  было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от "обломков" сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Помимо  этого, правительство П.А. Столыпина  внесло в Государственную думу целый  ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и  уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права  граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др.

Иными словами, предполагалось "вплести" в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

Местное управление и самоуправление

Институты гражданского общества только тогда  приобретают жизнь, когда они  могут участвовать в процессе выработки решений на всех уровнях  государственного управления. Поэтому  важный признак наличия гражданского общества - развитые формы местного самоуправления. В Российской империи, начиная с 1864 г., существовала земство, которое после 1890 г. имело многие черты сословного учреждения и чья сфера компетенции была весьма ограничена. П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности.

Уже в 1907 г. были внесены в Государственную  думу "Положение о поселковом управление" и "Положение о  волостном управлении". Законопроекты  предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом  уровне - в поселковом обществе и  волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким  образом, планировалось, что самоуправляющееся  общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная  от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно "Главным  началам преобразования земских  и городских общественных управлений", сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.

Вместе  с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени.

П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался  большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С  другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами  общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая  власть должна была стать "своей" для общества.

Экономика, финансы, инфраструктура

Гражданская свобода не может считаться полноценной, если она не подкреплена свободой хозяйственной деятельности. Поэтому  одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической  активности человека. Государство отказалось от чрезвычайно тягостной для  предпринимателей разрешительной процедуры  учреждения акционерных компаний, открывавшей  широкий простор для бюрократического произвола. Вместо нее вводился явочный  принцип организации акционерных  обществ. Правительство предоставило предпринимателям широкие возможности  для эксплуатации природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Государство также  пошло на реформирование нормативной  базы для совершенствования финансово-кредитной  системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был  разработан Устав Банка обществ взаимного кредита, Устав кассы городского и земского кредита.

Предполагалось  провести серьезные преобразования и в области налоговой системы. Во-первых, планировалось упорядочить  налоги, на что и было направлено "Положение о поземельном и  промысловом налогах". Во-вторых, налоговая система должна была стать  социально ориентированной, что  бы способствовало поддержанию внутреннего  мира в России. Для этого правительство  предлагало ввести прогрессивную шкалу  подоходного налога. Минимальная  сумма, с которой бы он взимался, была по тем временам весьма значительной - 850 р. Причем, подразумевался индивидуальный подход при назначении суммы налогов. Устанавливалась целая система льгот: так, в случае особых семейных обстоятельств сумма налогов могла заметно снижаться. Таким образом, П.А. Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования во имя снятие остроты конфликтов между различными общественными группами.

При этом правительство уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры. Государство несло большие финансовые расходы на строительство новых, стратегически значимых железнодорожных магистралей: второй путь Сибирской магистрали, Амурскую железную дорогу и т. д. Кроме того, в годы премьерства П.А. Столыпина активно строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации.

В экономической сфере правительство  П.А. Столыпина одновременно решало две задачи. С одной стороны, оно  расширяло правовое пространство для  свободного предпринимательства. С  другой, оно заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства. Оно определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.

Социальная политика

На  рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности  государства за уровень жизни  своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое  должно быть гарантировано правительственной  властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив станет одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина Его правительство предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений. В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев". Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений). При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов. Цель социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на "разных языках".

Образование, наука и культура

Системная модернизация без приобщения большинства  населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений  реформ П.А. Столыпина - расширение и  совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения  был разработан законопроект "О  введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство  разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили  ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось  реформировать и систему высшего  образования. Так, правительством был  разработан новый Университетский  устав, предоставлявший высшей школе  широкую автономию: возможность  выбора ректора, значительная сфера  компетенции Совета университета и  т.д. Вместе с тем, устанавливались  четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что  должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство  считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.

При этом развитие системы образования  понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало  фундаментальные исследования, научные  экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные  коллективы, развитие кинематографа  и т.д. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей" было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

Правительство создавало благоприятную среду  для дальнейшего поступательного  развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан  России. По сути дела, так реализовывалось  право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения  качественного образования и  приобщения к культурным богатствам страны.

Военная реформа

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость  скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления  военной политики: упорядочение принципов  комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой  инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось "вписать" отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи

Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

Информация о работе П.А. Столыпин – трагедия российского реформатора