Пензенское земство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:07, реферат

Описание работы

Земство - выборный орган местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи.
Органы местного самоуправления, созданные в Пензенской губернии в 1865 по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864. Они учреждались для руководства строительством и управлением местных больниц и школ, дорог, благотворительных заведений, заведования продовольственными делами, организацией поземельного кредита, пропаганды агрономических знаний, улучшения местной промышленности, организации земской статистики.

Содержание работы

Введение
Правовая и финансовая база деятельности пензенского земства
Экономические мероприятия Пензенского земства
Культурно-просветительская деятельность пензенского земства
Земская медицина
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 52.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Пензенское земство»

 

 

 

 

Подготовила:

студентка группы ЛП-15

Максутова Фания. 

Проверила: Доброва О.В.

 

 

 

 

2012г.

Содержание:

 

Введение

  1. Правовая и финансовая база деятельности пензенского земства
  2. Экономические мероприятия Пензенского земства
  3. Культурно-просветительская деятельность пензенского земства
  4. Земская медицина

Заключение

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Земство - выборный орган местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи.

Органы местного самоуправления, созданные в Пензенской губернии в 1865 по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864. Они учреждались для руководства строительством  и управлением местных больниц и школ, дорог, благотворительных заведений, заведования продовольственными  делами, организацией поземельного кредита, пропаганды агрономических знаний, улучшения местной промышленности, организации земской статистики.

Распорядительными органами Земства были губернские и уездные собрания. Гласные (члены губернского земского собрания) избирались на уездных земских собраниях из числа уездных гласных, которые выбирались на основе имущественного ценза и куриальной системы. Было 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Из-за высокого ценза от выборов отстранялись рабочие, часть мелкой буржуазии и интеллигенции. Крестьянская курия ценза не имела, но выборы в ней были многостепенными.

Первая сессия губернского земского собрания открылась 10 марта 1865 под председательством губернского предводителя дворянства А. Н. Арапова. Из 56 присутствующих было 48 дворян, 5 купцов, 2 священника и 1 крестьянин. В 1890–1893 в составе собрания крестьяне отсутствовали вовсе. Это было следствием введения «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от 12 июня 1890. Исполнительными органами земских собраний были губернские и уездные управы, избиравшиеся на 3 года. Пензенская губернская управа была образована 20 апреля 1865. В нее были избраны помещики С. М. Загоскин, А. С. Владыкин, Н. А. Бахметев, гвардейский капитан в отставке А. Н. Салов, надворный советник В. А. Юшков, купец 1-й гильдии А. И. Работкин. Председателем управы избран помещик А. Н. Бекетов. Вслед за губернской  управой стали создаваться уездные. К 1911 губернская земская управа состояла из оценочно-статистического, страхового, агрономического, народного образования, общего, заготовительных сельскохозяйственных отделов и книжного склада.    Бюджет земских учреждений формировался за счет установленных земскими собраниями налогов, которые налагались на землю и на торгово-промышленные предприятия. Кроме того, в руки земства перешли натуральные повинности, которые несло население  до организации земского управления: дорожная, подводная, постойная и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовая и финансовая база деятельности пензенского земства.

Пензенская губерния относилась к числу губерний России, где земские органы местного самоуправления возникли сразу после их учреждения. Введение их зависело от министра внутренних дел, который контролировал проведение в этих целях подготовительной работы. В 1865г. через год после опубликования закона о земских учреждениях, земства были открыты после проведения в них выборов в 19 губерниях (в том числе и Пензенской).

Полномочия земских учреждений, в общем и целом касались только сельских местностей. В городах действовали иные органы самоуправления – городские думы. Пензенская губерния принадлежала к числу сельскохозяйственных губерний России. После реформы 1861 г. здесь идет даже не рост, а уменьшение числа фабрик и заводов, сокращение рабочего класса, с 1865 по 1889 г. число фабрик и заводов в губернии сократилось со 126 до 80, а количество рабочих – с 10 315 до 5 876 человек. Только в 90-е годы XIX начинается общий рост промышленного производства, число фабрик и заводов возросло к началу XX в. до 141, а количество рабочих до 9860, не превысив показатели 60-х годов.

Пензенская губерния до революции по площади была больше, чем нынешняя Пензенская область, но незначительно. Она делилась на десять уездов – Пензенский, Городищенский, Инсарский, Керенский, Краснослободский, Мокшанский, Наровчатский, Нижне-Ломовский, Чембарский, Саранский. Во всех этих уездах, а также в губернии были созданы земские учреждения. 
         Правовой базой деятельности органов местного самоуправления в системе самодержавной России служило «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», подписанное Александром II 1 января 1864 года. По этому Положению земские органы должны были избираться. Однако, стремясь к сохранению монархического строя, царское самодержавие не пошло на введение всеобщего избирательного права. Избирательные права большинства населения, в целях создания послушных органов местного самоуправления, были существенно ограничены имущественным цензом. 
         По Положению 1864 г. все избиратели делились на три курии: 1) уездные землевладельцы, владеющие не менее двумястами десятин земли; 2) владельцы собственности на городской земле стоимостью не ниже одной трех тысяч рублей ( в зависимости от количества жителей в городе); 3) остальное население, для которого имущественный ценз не определялся. Однако выборы здесь были двухступенчатыми. На волостных ходах крестьяне избирали так называемых выборщиков, которые в свою очередь на специальных съездах избирали гласных. В каждом уезде созывалось несколько сельских съездов, и выбирали строго определенное число гласных. Следовательно, выборы у крестьян не были прямыми. Сословный характер сельской общины, куда входило только крестьянское население, не давал возможности сельской интеллигенции, например, учителям, медицинским работникам, священнослужителям, если они не располагали достаточным имуществом, для того, чтобы войти  съезд землевладельцев, участвовать в выборах.  Поэтому, несмотря на то, что земские учреждения были объявлены всесословными органами, реальное преобладание в земстве при такой системе выборов оставалось  за дворянством. В Пензенской губернии, где абсолютное большинство населения составляли крестьяне, из 468 мест в уездных земских собраниях им принадлежало 163 места, что составляло 34 процента всех земских гласных. В губернские гласные, выборы которых проводились на уездных земских собраниях, были избраны в основном дворяне.

Таким образом, в земских учреждениях Пензенской губернии крестьянское население было представлено в меньшей  степени, чем по другим губерниям. Этот показатель имел тенденцию к постоянству на всем протяжении существования Пензенского земства. Число гласных-дворян в губернии не сокращалось во все последующие трехлетия полномочий земских собраний. А в 1890-1893 г. в губернском земстве крестьяне отсутствовали вовсе. Поэтому председатель и члены земской управы, как представители дворянского сословия, на протяжении десятилетий практически не менялись. Так, например, избранный в 1865 г. председателем губернской земской управы А.Н. Бекетов сохранял за собой этот пост тридцать три года. То же имело место и в уездных земских управах, где численность управленцев – гласных была весьма незначительной, если учесть, что уездные земские управы состояли из председателя и двух членов, а губернская управа -  из председателя и шести членов. Такое постоянство кадрового состава вносило стабильность во всю работу земских органов, с присущим этим несменяемым управленцам стилем, без неожиданностей, резких движений и поворотов. 
         Учреждения земского самоуправления не были включены в систему государственных органов. Законодатель определил, что служба в них относится к общественным обязанностям. Поэтому гласным не полагалось никакого вознаграждения за участие в работе собрания. Административно-командная власть продолжала оставаться в руках губернатора, имевшего право «остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам и общим государственным пользам». Следовательно, полномочия земских учреждений были отнюдь не безграничны. Они действовали в строго определенных законом рамках, а губернаторы, назначаемые на свои должности самим царем, зорко следили за исполнением земствами вменяемых им обязанностей.

В систему земских учреждений включались земские избирательные съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз в три года земских гласных, земские собрания и земские управы. При этом должности председателей земских управ были выборными. Ими становились уездные и губернские предводители дворянства.

Губернские и уездные земские собрания осуществляли распорядительную власть и общий надзор за ходом земских дел. На ежегодной сессии, если только не проводились внеочередные собрания, они определяли ведущие направления хозяйственно-культурной деятельности, рассматривали, утверждали сметы, раскладки повинностей, рассматривали жалобы на действия членов управ, производили выборы земских должностных лиц, утверждали отчеты управ. Губернские земские  собрания пользовались правом издания обязательных для уездных земских учреждений постановлений и распоряжений. При этом уездные земские собрания могли принимать свои решения о том, как надлежит исполнять решения вышестоящего земского собрания. Поэтому уездные земские собрания находились в определенной зависимости от губернских. Каким образом разрешать возникающие конфликты между ними, законодатель не предусмотрел. В таких случаях, как пишет последователь Л.Е. Лаптева, существовало право земских учреждений обжаловать в Сенат решения администрации. Сенат своим указом от 3 апреля 1875 г. определил пределы этого права, в котором подчеркнул, что уездные земские учреждения не могут обжаловать постановления губернского земского собрания «состоявшиеся по предметам их ведомства и не выходящих из пределов предоставленной им власти». К исключительному ведению губернских земских собраний относились разделение земских повинностей на губернские и уездные, утверждение их смет и раскладок,  разрешение противоречий между уездными земствами.

Губернские и уездные земские управы по Положению 1864 г. являлись исполнительными органами земских собраний. Кроме непосредственного исполнения распоряжений земских собраний, в обязанности управ входило: 1) составление губернских смет, раскладок и отчетов; 2) подготовка нужных собранию сведений и заключений; 3) надзор за поступление земских доходов и расходованием земских сумм; 4) представление в суде интересов земства п имущественным делам; 5) распоряжение с разрешения губернатора о созыве земских собраний. В обязанности губернской земской управы входило, кроме того, рассмотрение жалоб на уездные  управы. Земские правы не имели права учреждать новые сборы и повинности и отступать от утвержденных земскими собраниями сборов и рас кладок. При неотложной необходимости произвести расход, непоказанный в смете, управы могли употреблять на это сбережения от сметных сумм.

Положение 1864 г. определяло сферу деятельности земских учреждений. Она была ограничена выполнением земских повинностей (обязательна повинность); заведование имуществами, капиталами, денежными сборами земства; попечение о развитии народного продовольствия, местной торговли и промышленности, народного образования и здравоохранения; заведование земскими благотворительными учреждениями , управление земским страхованием имущества. При этом попечение «о народном здравии и народном просвещении» могло осуществляться только в хозяйственном отношении. Последние земские повинности были отнесены к числу необязательных.

Законодатель обязывал земские учреждения заниматься делами в пределах своей компетенции, ограничиваясь строго территорией уезда или губернии. Их решения не должны были затрагивать интересы правительственных и сословных учреждений. Постановления земских властей, выходящие за рамки данного правила, признавались недействительными. Однако земства, включая и Пензенское, на практике пытались выйти из этих жестко установленных правил, выдвигая свои ходатайства перед правительством по различным вопросам хозяйственной и культурной жизни. Законом им предоставлялось право выдвигать такие ходатайства.

Положение 1864 г. подчеркивало независимость и самостоятельность  земских учреждений как негосударственных органов, ведающих исключительно местными делами, но за центральным аппаратом и губернским правлением закреплялось право быть в курсе всех земских мероприятий и направлять деятельность земства. Принимаемые в последующие годы законодательные акты, относящиеся до земских дел, еще больше  расширяли права административного вмешательства в деятельность земских учреждений.

Высший надзор за деятельностью земства осуществлял Правительствующий Сенат. Ему принадлежало право окончательного разрешения всех споров земских учреждений с центральной и местной администрацией, другими правительственными и общественными учреждениями, а также частными лицами  организациями. Рассмотрению Сената подлежали жалобы на постановления земских собраний, жалобы земств на решения администрации. В компетенцию Сената входило также окончательное удаление от должности членов земских управ. До 1890 г. Сенат оставался единственной надзорной инстанцией для земских учреждений.

Такова была правовая база земских учреждений России сразу после их создания. Однако земства в своей работе пытались преодолеть ограничивающее их инициативу и самостоятельность положение негосударственной общественной структуры, занимающейся только хозяйственными и культурными делами в пределах губернии или уезда. Политические притязания земства представлялись правительству достаточно серьезной угрозой. Поэтому на протяжении всей истории земских учреждений шло наступление на эти органы местного самоуправления. С самого начала центральная и местная администрация строого следила за тем, чтобы земства не выходили за пределы их компетенции. Мероприятия правительства оставляли земским учреждениям относительную свободу действий только лишь в хозяйственной сфере, а местные власти по своей инициативе лишали их возможности осуществлять провозглашенные в Положении 1864 г. права. Ограничительное законодательство в отношении земства в период до 1890 года – входа  нового земского Положения – подробно проанализировано с чисто юридической точки зрения Л.Е. Лаптевой. Нам остается только отметить, что за этот же период в земских собраниях России дворянство  стало вытесняться купечеством и предпринимателями и постепенно утрачивало те позиции, которые были у него на момент учреждения земства. Однако, как следует из анализа социального состава земских собраний, в Пензенской губернии в силу ее экономической отсталости этот процесс не происходил. Дворянство здесь традиционно занимало ведущие позиции в земском самоуправлении на всем протяжении его существования.

Новое положение о земских учреждениях 1890 г. ставило своей основной задачей возвращение дворянству утраченных им позиций. Внесенный этим законодательным актом изменения в избирательную систему преследовали именно эту цель. Выборы земских гласных теперь происходили на двух собраниях – в одном участвовали дворяне, в другом – все остальное население. Земельный ценз для дворян был снижен с 200 до 125 десятин.

В земскую систему вводилось новое звено – губернское по земским делам присутствие. Каждое земское постановление проходило через присутствие, где проверялось его соответствие государственным законам. Важнейшие постановления земских собраний по-прежнему подлежали утверждению губернатора или министра внутренних дел. Если губернатор не был согласен с каким-либо из этих постановлений,  он передавал его на рассмотрение губернского по земским делам присутствия. Если присутствие соглашалось с губернатором, постановление считалось несостоявшимся. При наличии разногласий спорный вопрос разрешал министр внутренних дел. 
Положением 1890 г. расширялась административная опека над земством, а само земство перестраивалось на сословных началах, с предоставлением дворянству господствующего положения на всей территории России. Однако для Пензенской губернии, где дворянству и без этого было обеспечено господствующее положение, это было не столь важно, как для центральных губерний.  Поэтому период земских контрреформ для Пензенской губернии имел чисто условное значение в виду того, что  в годы реформ губерния очень медленно двигалась по этому пути.

Информация о работе Пензенское земство